Статья на тему "Роль логоритмики в речевом развитии дошкольников"
статья

Гасанова Ильхама Таптыговна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_logoritmiki_v_rechevom_razvitii_doshkolnikov.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль логоритмики в речевом развитии дошкольников

Логоритмика- это прежде всего комплексная методика, включающая в себя и средства логопедического и музыкально - ритмического и физического воспитания, одно из средств оздоровления речи.

Актуальность заключается в том, что целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания;

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

-развитие фонематического слуха;

-развитие пространственных организаций движений;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-формирование и развитие кинестетических ощущений;

-воспитание выразительности и грации движений;

-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

-формирование, развитие и коррекция слухо – зрительно - двигательной координации;

-развитие физиологического и фонационного дыхания;

-развитие певческого диапазона голоса;

-развитие чувства ритма;

-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

-воспитание умения перевоплощаться;

-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

-воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логоритмика объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия, что позволяет педагогу идти в ногу со временем, а данной методике быть актуальной не только на сегодняшний день. Совершенствуясь, данная форма активной терапии имеет больший успех во многих ДОУ.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Почему логоритмика? Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх.

В основе методологии логоритмики лежит теория Г. А. Волковой. Автор определяет ее как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, познавательной и др.

Структуру логоритмических занятий отражают средства логоритмики :

• Ходьба и маршировка в различных направлениях.

• Упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

• Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

• Упражнения, активизирующие внимание.

• Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

• Упражнения для развития чувства музыкального темпа.

• Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра.

• Ритмические упражнения.

• Пение.

• Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

• Музыкальная самостоятельная деятельность.

• Игровая деятельность.

• Упражнения для развития творческой инициативы.

• Заключительные упражнения.

Содержание логоритмического воспитания определяется двумя звеньями:

• Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.

• Развитие речи и коррекцию речевых нарушений.

“Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные

образы из глины и высекает их из мрамора,

говорящий же человек “лепит” звук речи из особого

материала – из волн движущегося воздуха”

Ю. Фролов.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.

Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.

Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи.

Таким образом, анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для детей дошкольного возраста с речевой патологией. Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"

Развитие речевого дыхания.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330889","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Упражнения с масажными мячами.[...

Статья: Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма....

Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"

Проект«Логоритмика  как средство речевого развития дошкольников»    Авторы проекта:  Учитель-логопед – Адеева Е.А....

Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников

       С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении  стихотворени...

Проект «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»

     С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям...

«Логоритмика - как средство речевого развития дошкольников»

laquo;Логоритмика - как средство речевого развития дошкольников»...

Статья "Основные теории и концепции речевого развития дошкольников"

В статье представлена теоретическая основа по развитию детской речи...