Познавательно – исследовательский проект «В мире мыльных пузырей»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
(МБДОУ «ДС «СОЛНЫШКО»)
ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629603,
Телефон/факс (34938) 56-9-62, 26 – 4 - 90 E-mail: solnce@muravlenko.yanao.ru
ОКПО 35341737, ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП 8906005588/ 890601001
Познавательно – исследовательский проект «В мире мыльных пузырей»
Автор: Касымова Аделина Рустамовна
Руководитель: Никерина Виктория Андреевна
Муравленко, 2022
Мыльный пузырь – самое красивое и самое совершенное, что существует в природе. Марк Твен
Проект направлен на поддержание интереса к исследовательской деятельности подрастающего поколения, к совершению новых открытий, созданием необходимы условий. В данном проекте работа выстроена так, чтоб дети смогли повторить, познакомить взрослых со своим открытием. При такой работе ребенок овладевает познавательно исследовательскими навыками, и может воплотить их в жизни.
Актуальность проекта
Современный мир, диктует современные требования к личности, способной самостоятельно добывать информацию, анализировать, прорабатывать ее для решения жизненных трудностей. Познавательный интерес является средством становления субъективной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечить готовность к школе. Неутомимая жажда исследования, присуща каждому ребенку, наполняемость новыми впечатлениями, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития познавательного интереса детей.
Содержание актуальных программных документов в области дошкольного образования направлено на целостное формирование личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают в них центральное место. В связи с введением обновленных ФГОС, при воплощении на практике основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникает необходимость преобразования организационных основ воспитательного посредством адекватных форм работы с детьми: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и т.д.
Вопросом формирования познавательного интереса дошкольников занимались такие ученые как Поддъяков А. Н., Спвенков А. И, Ушинский К. Д., Райков Б. Е., Толстой Л. Н., Руссо Ж. Ж., Песталоции И., Божович Л. И., Добрынин Н. Ф., Рубинштейн С. Л., Рудко Т. И., Морозов М. Ф., Подберезин И. М., Романова К. М. В настоящее время отдельные аспекты использования исследовательской деятельности и детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Актуальность и необходимость работы по формированию познавательного интереса детей в дошкольной образовательной организации в исследовательской деятельности связана с ее значением в развитии дошкольников и также определена требованиями ФГОС ДО в разделе требований к выпускнику детского сада и описания сформированных интегративных качеств (интересуется новым, задает вопросы, любит экспериментировать и т.д.). При этом часто наблюдается интеллектуальная пассивность ребят, не стремление к поиску нового. Связано это с несколькими причинами: неумение педагога организовать грамотно деятельность дошкольников, недостаточное использование игровых форм взаимодействия и т.д. Выходом может стать использование исследовательской и опытно экспериментальной деятельности, интересной и увлекательной для детей, проводимой в форме игры.
Тема проекта: «Мыльные пузыри» (для детей старшего дошкольного возраста).
Объект исследования: мыльные пузыри
Предмет исследования: раствор для изготовления мыльных пузырей.
Цели проекта: изучить свойства мыльных пузырей, состав растворов для мыльных пузырей.
Задачи проекта:
1) Познакомится с историей происхождения мыльных пузырей;
2) Учить оперировать разными материалами, проводить опыты.
3) Узнать состав и свойства мыльных пузырей;
4) Способствовать участию в исследованиях и обобщению результатов опытов.
5) Развивать навыки исследовательской деятельности, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6) Формировать коммуникативные навыки.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Длительность: 2 недели (краткосрочный).
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с историей происхождения мыльных пузырей, узнают их свойства и состав; научатся самостоятельно изготавливать мыльные растворы, проводить опыты с различными мыльными растворами; у них будет развиваться наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети получат первоначальные навыки исследовательской деятельности, научатся оперировать разными материалами, проводить простые опыты.
Планирование работы:
1. Подготовительный этап.
1) Подготовка материалов и оборудования для проведения опытов.
2) Подбор загадок, стихов, игр.
3) Планирование работы.
2. Основной этап.
1) Организация деятельности с родителями (консультации, беседы).
2) Проведение беседы с презентацией, демонстрация опытов с мыльными пузырями.
3) Изготовление мыльных растворов.
4) Проведение опытов.
5) Рисование мыльными пузырями.
3. Заключительный этап.
1) Анализ полученных, в ходе реализации проекта, предположений результатов и формулирование выводов.
- Защита проекта.
Примерный перспективный план реализации проекта с детьми
Срок | Тема | Форма организации |
1 неделя | ||
Понедельник | «История происхождения мыльных пузырей» | Беседа с презентацией |
Вторник | «Пузырь», «Устроим снегопад из мыльных пузырей» | Подвижные игры |
Среда | «Секреты мыльных пузырей» (способы изготовления) | Опыты, рассказ, наблюдение |
Четверг | «Пузырь в пузыре», «Пузырь во круг предмета» | Опыты |
Пятница | «Мыльные цветы», «Пузырь на ладошке» | Опыты |
2 неделя | ||
Понедельник | Дыхательные упражнения с мыльными пузырями: «Мыльная шапочка», «Пузыри» | Дыхательная гимнастика |
Вторник | «Радужное творчество» | Занятие по рисованию цветными мыльными пузырями |
Среда | «Авторы о мыльных пузырях» | Игра-викторина |
Четверг | «Замороженные пузыри» | Опыт |
Пятница | «Мастерская мыльных пузырей» | Совместная деятельность с педагогом, закрепление представлений и умений, игры с мыльными пузырями по желанию |
Планирование работы с родителями по проекту
Срок | Тема | Форма организации | ||
1 неделя | ||||
Понедельник | «Из истории пузырей» | мыльных | Беседы с родителями о проекте | |
Пятница | «Что мы узнали?» | Консультирование родителей об итогах первой недели проекта. | ||
2 неделя | ||||
Понедельник | «Как можно играть дома с пузырями» | Консультация для родителей. | ||
Пятница | «Замороженные пузыри» | Рекомендации по закреплению материала дома | с |
Приложение 1
История мыльных пузырей уводит нас в далекое прошлое на тысячи лет назад. Во время археологических работ в древнеримском городе Помпеи были найдены настенные рисунки с детьми, которые надувают пузыри. А в Китае сохранились старинные изображения на бумаге, где люди через палочки надувают шарики.
Идея надувания пузырей из мыльного раствора напрямую связана с изобретением мыла. Кто именно придумал надувать пузыри из пенной жидкости, оставшейся после стирки, неизвестно.
Зато досконально известен тот факт, что одна английская компания в Лондоне во второй половине 19-го века начала производство жидкости для получения мыльных пузырей. Это изобретение очень быстро обрело популярность. И уже в начале 20-го века жидкость для надувания мыльных пузырей можно было купить практически везде по доступной цене.
Пик популярности мыльных пузырей пришелся на 60-е годы 20-го века. Дети солнца и цветов «хиппи», сделали пузыри, светящиеся на солнце всеми цветами радуги, одной из эмблем своей идеологии.
Они выступали за раскрытие потенциала человека, любовь и мир. Мыльные пузыри были не только детской забавой, но и объектом для размышлений философов о смысле жизни. Не просто красивым явлением природы, но и интересовали серьёзных учёных.
Выдувание мыльных пузырей – любимое детское развлечение. И не только детей. Использование пузырей в развлекательных шоу – шоу мыльных пузырей - показывает, что и взрослым они тоже нравятся.
Природа тонкостенных шаров до сих пор остается интересной темой для ученых. На примере их уникальных свойств можно подтверждать различные физические законы.
Мыльная пленка считается одной из самых тонких предметов в мире. Ее толщина в 5000 раз меньше волоса и папиросной бумаги.
Под воздействием факторов окружающей среды: силы тяжести, давления воздуха, «жизнь» водяного пузыря непродолжительна. Из-за этого в народе даже существует сравнение легкомысленного человека или неопределенной жизненной ситуации с мыльным пузырем.
Но если поместить сферическую пленку в вакуум (пространство, не заполненное ничем, пустоту), то он там может продержаться более месяца. Американскому ученому удалось установить рекорд: он продержал водяной шар в стеклянной банке около года! Но для этого пришлось в емкости создать все физические условия для поддержания целостности и равновесия тонкой пленки.
Приложение 2
Стихи про мыльные пузыри
Елена Благинина «Мыльные пузыри» Тихо шепчется с ветлой Старая берёза. Ходит по двору с метлой Дедушка Серёжа. — Дед Серёжа, посмотри, Мы пускаем пузыри! Видишь, в каждом пузыре По малиновой заре, По берёзе, По ветле, По серёжке, По метле! Ты смотри-смотри-смотри, Полетели пузыри ? Красный, Жёлтый, Голубой… Выбирай себе любой! О. Чусовитина Раз, два, три Раз, два, три — Я пускаю пузыри. Мыльные, воздушные, Ветерку послушные. Раз, два, три, четыре, пять, Пузыри летят опять Над домами, над лесами. Над зелёными садами. Я пускаю пузыри, Мама, мама, посмотри. Арина Забавина «Мыльный пузырь» Красивый радужный пузырь | Сергей Неверской Мыльные пузыри Как же весело нам летом, в небо только посмотри- там сияют разным цветом мыльной пены пузыри! Рамку подношу к губам- он уж спорит с облаками, вверх пузырь взлетает сам, крутит круглыми боками! Дую сильно-миллионы пузырей из мягкой пены, не страшны им листьев кроны, не мешают даже стены! Пузырю ведь нет помехи. В миг создам любой объём! Выдую большой, для смеха- там мы спрячемся втроём! Зинаида Силкина «Мыльные пузыри» Мы пускали пузыри Улетели дружно ввысь, Отражается в них всё: Как нам хочется при том Л. Гуляева Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать. |
Приложение 3
Чтобы приготовить раствор для мыльных пузырей надо соблюдать правила безопасности.
Правила безопасности при изготовлении мыльных растворов и при проведении опытов.
1. При работе с мыльными растворами не прикасаться к глазам, носу, рту.
2. После проведения опытов тщательно помыть руки.
3. При пускании мыльных пузырей выдувать их в том направлении, где нет людей и животных.
4.Все используемые компоненты растворов закрывать крышкой после использования.
В четырех стаканчиках я приготовила раствор.
Рецепт №1: 150 г воды, 50 г жидкого моющего средства для посуды
Рецепт №2: 150 г воды, 50 г жидкого моющего средства для посуды, 2 чайной ложки сахара.
Рецепт №3:150 г воды, 50 г жидкого моющего средства для посуды, 25 г глицерина.
Рецепт №4: 100 г воды, 50 г «Детского жидкого мыла»
Растворы готовы. Можно пробовать. Из первого раствора пузыри получились небольшие и быстро лопались. Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получились такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее. Из четвертого раствора пузыри вообще не надувались. А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получались крупные и долго не лопались.
Свои результаты я поместила в таблицу и сделала вывод.
№ раствора Название опыта | 1 | 2 | 3 | 4 |
Время жизни мыльного пузыря | 5 сек | 6 сек | 30 сек | 0 |
Из 10 получилось | 7 | 9 | 10 | 0 |
Из них маленьких | 8 | 4 | 4 | 0 |
Из них больших | 2 | 5 | 6 | 0 |
Итог: | 3 место | 2 место | 1 место | выбыл |
Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и мыльная основа. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.
Приложение 4
Опыт 1. Пузырь в пузыре.
Поверхность стола смазываем мыльным раствором. Выдуваем большой пузырь на стол. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку.
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором.
Опыт 2. Пузыри вокруг предметов.
Небольшую игрушку смазываем мыльным раствором и кладем на стол. И аккуратно начинаем выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружается в пузырь. И вот фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки
Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором
Опыт 3. Мыльные цветы.
Мы подумали, а нельзя ли сделать из нескольких мыльных пузырей цветок. И принялись за дело. Я выдувала пузыри на стол, и они притягивались друг к другу. И так оказывается можно сделать не только цветок, но и другие фигурки.
Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью.
Опыт 4. Пузырь на ладошке.
У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку? Сначала, пузырь лопался при соприкосновении с ладонью. Но потом мы догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается!
Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря и его недолговечности. Для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.
Опыт 5. Ледяные пузыри.
А что будет если выдуть мыльный пузырь на морозе? Для этого нужно опустить конец трубки в мыльный раствор, а затем вынуть. На нижнем конце трубки останется столбик раствора высотой около 4 мм. Пузырь получился с очень тонкими стенками. Такой пузырь ведет себя на морозе своеобразно: как только он замерзает, так сразу лопается. Так что получить замерзший пузырь с очень тонкими стенками никогда не удается.
Сейчас же вода в тонкой пленке мыльного раствора начнет замерзать. В ней появятся ледяные иголочки. Они будут собираться в чудесные ледяные звездочки и цветы.
Мыльный пузырь содержит воду, которая, замерзая на морозе, превращается в кристаллики льда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский исследовательский проект на тему "Мыльные пузыри"
Хочу представить вашему вниманию детский исследовательский проект, автор которго - мой воспитанник Каталымов Кирилл - стал победителем в номинации "Умные опыты" межрегионального конкурса проектно-иссл...
Познавательно- исследовательский проект « В мире растений»
Познакомить с разнообразием растительного мира,с его значимостью.Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умения сравнивать и анализировать....
Исследовательский проект "Машина, выдувающая мыльные пузыри"
Все дети любят выдувать мыльные пузыри. Но мы заметили, что, выдувая пузыри с помощь выдыхаемого воздуха, у детей возникают проблемы: проливается мыльный раствор, пузыри попадают в глаза, руки становя...
Познавательно-исследовательский проект "В мире часов"
У детей в подготовительной к школе группе возник вопрос "Как появились часы?" Который в дальнейшем и стал "проблемой" в данном проекте."Я знал, что у часов есть циферблат, по ...
Детский познавательно-исследовательский проект «Чудеса с мыльными пузырями»
Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют мечтать и верить в чудеса. Как приятно смотреть, когда парят в воздухе радужные пузыри, унося ввысь н...
Познавательно - исследовательский проект «В мире домашних животных».
Животный мир – занимает самое важное место в жизни. С самого раннего детства нужно прививать детям любовь к природе, учить заботиться ...
Исследовательский проект «Эти волшебные мыльные пузыри»
Актуальность: Мыльные пузыри привлекают всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и лёгкостью. Затейливые траектории их полёта делают мыльные пузыри забавной игрушкой для дете...