Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
материал (подготовительная группа)

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад № 189»

                              Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

     Нравственно-патриотическое воспитание

                       дошкольников

         

       

                                                                                Воспитатель: Сафонова Н.В.

                                                                                                                         

                                                                                                                                       

  Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

    А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

    Чтобы знания по нравственно-патриотическому воспитанию у дошкольников были прочными их необходимо постоянно закреплять в повседневной жизни. И  так как основным видом деятельности детей является игра, то используем эту эффективную технологию  как одну из форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, а именно: сюжетно-ролевые игры, театрализованные, игры-драматизации, дидактические, динамические и т д.

   Динамические игры: подвижные, хороводные, пальчиковые и физкультминутки.

Чтобы детям было интересно познавать что то новое, чтобы у них создавалось радостное настроение и незаметно для себя дошкольники начинали проникаться чувствами патриотизма, используем русские народные подвижные игры. В русских народных подвижных играх как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о храбрости, трудолюбии.

 Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.

    Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста: игры «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Салки»,  «Огуречик, огуречик», «Каравай», «Пузырь», «Зайка».

В средней группе игры: «Пустое место», «Ехал Грека», «Золотые ворота».

Старшая и подготовительная группа: «Краски», «Гори, гори ясно», «Платочек», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Рыболов», «Ручеек», «Фанты».

    Все дети любят играть в русские народные подвижные игры. Они имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

     Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной  деятельности.

   Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы должны возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами.

  В младших группах играем в такие хороводные игры, как «Солнышко и дождик», «Карусель», «Пузырь», «Матрешки», в старших: «Маки, маки, маковочки», «Бабка Ежка», «Угадай, чей голосок», «У дядюшки Трифона».

  Нашим детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

   На занятиях и в свободной от них деятельности, используем пальчиковые игры и физминутки, с текстами нравственно-патриотических стихов.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку - белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая».

Примеры пальчиковой гимнастики и физминутки  с патриотическим содержанием.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать

Будем сказки называть: (хлопок, кулачок)

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят»  (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)

Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок)

 

Физкультминутка «Победа!»

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая

Живут, живут, живут! земной шар.

Все встают в круг и берутся за руки.

   Главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...