Индивидуальный образовательный маршрут развития
статья

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_marshrut_gabbasova.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Морозко»

Согласовано:                                                                                           Заведующий МАДОУ №4

Методист  ______________                                                                     _________________

Согласовано:  

ст.воспитатель_______

Согласовано:

Законный представитель ребенка

Ф.И.О.____________________

Индивидуальный маршрут развития

 (средняя группа)

Ф.И.О. ребенка

                                                                          Разработали:

Учитель-логопед:

Воспитатели:

Учитель-дефектолог:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Инструктор по физической культуре:

Воспитатель:  

Особенности ребенка

Ф.И.О.:

Дата рождения –

Заключение невролога –

Заключение ТПМПК   ЗПР (ОНР Iур.)

Ребенок посещает ДОУ с ….

Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми - легче), удерживает непродолжительное время.

Познавательный интерес – не проявляет.

Навыки имитации  не выражены. Вербальная имитация отсутствует.

Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь  понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает с учетом величины.

Несформированность всех компонентов речи.

Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается  приклеить самостоятельно.  Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.

Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.

Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.

Во фронтальную образовательную деятельность не включается.  Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.

Игровая деятельность – предметно - манипулятивная.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Цель:

Развитие личности ребенка  (ФИО) в различных видах общения

и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и

физиологических особенностей.

Задачи:

1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;

2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;

3. Развивать элементарные представления об окружающем;

4. Развивать умение подражать;

5. Развивать общую и мелкую моторику;

6. Развивать элементарные предметные ЗУН и интеллектуальные умения;

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие:

Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и

бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке),

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Расширились умения частично воспринимать инструкцию. Ходить по кругу без задания.

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина.

Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию.

Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности

Речевое развитие

Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации

Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

Появление 2-3 имитационных вербальных актов

Показывает на карточке 2 действия.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

 Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы

Социально-коммуникативное

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие.

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Элементарные попытки самостоятельной игры.

Деятельностные пробы, наблюдение

Система работы узких специалистов

  1. Педагог-психолог

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

I.Развитие психических функций

II.Развитие коммуникативной деятельности

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5. Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

Взаимодействие с педагогами и детьми

-Развивать подражание действиям педагога;

-развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога («дай», «покажи»);

-развивать звукоподражание животным, транспорту.

Слуховое восприятие:

- различение громких-тихих звуков.

- Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

- формировать умение работать за столом.

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

- формировать умение работать за столом.

-Развивать умение различать:

* основные цвета (красный, зеленый, желтый);

* цифры (до 3);

* сличать называние животных, игрушек с их картинками;

* находить большой-маленький предмет.

- Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель).

-Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие.

-Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развивать умение обводить контур предмета;

-развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки).

-Развитие взаимодействия ребенка с педагогом;

- выполняет инструкции педагога;

- формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:

  • организация стереотипной игры;
  • организация сенсорных игр.

-Умеет подражать действиям педагога;

-понимает и выполняет односложные, простые инструкции;

-подражает звукам животных, транспорта.

 Различает громкие - тихие звуки.

-Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут;

- ребенок работает за столом.

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

- формировать умение работать за столом.

-Развивать умение различать:

* основные цвета (красный, зеленый, желтый);

* цифры (до 3);

* сличать называние животных, игрушек с их картинками;

*находит большой-маленький предмет.

-Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

-Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие.

-Раскрашивает изображение не заходя за его границы;

- обводит контур предмета;

- умеет нанизывать бусы

-Четко выполняет

 инструкции педагога;

- участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

  1. Учитель – дефектолог

Области

Проблема

Пути решения

Ожидаемые

результаты

Форма оценивания

Познание

Навыки коммуникации слабо развиты.

Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает.

Уровень сформирован. сенсорных  эталонов не соотв. возрастным

нормам

Ориентировка в пространстве и времени затруднена.

Ручная умелость, графические навыки не сформированы.

Формирование навыков коммуникации. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок.

Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Формирование графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON.

Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом.

Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные   фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине.

Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности.

  1. Инструктор по физ.воспитанию

Области

Проблема

Пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие

Не может самостоятельно выполнять упражнения.

Выполнять задания совместно с педагогом.

Такой способ способствует формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

  1. Музыкальный руководитель

Музыкальный руководи

тель

(музыкальные способности)

В музыкальной деятельности участие не принимает.

Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах.

Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности.

Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры.

Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым.

Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами.

Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года.

  1. Учитель-логопед

Области

Проблема

Пути решения

Ожидаемые результаты

Форма

 оценивания

Речевое развитие

Навыки коммуникации слабо развиты.

Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает.

Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует.

Формирование навыков коммуникации.  Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций.

Обучение активной речевой подражательности.

Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения.

Развитие мелкой моторики.

Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом.

Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова.

Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

  1. Воспитатель

Ф.И. воспитанника

   

Основное содержание развивающей, коррекционной (методы и средства)

Контрольные сроки

Социально коммуникативное развитие

Через сюжетно – ролевые игры («Пожарные», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры на восприятие зрительного восприятия: «Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета», «Подбери домик для игрушки», «Собери букет», «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…», «Какого цвета колечко?», «Назови цвет каждой из улиток».

«Угадай, что звучит?» - развитие слухового внимания.

 

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Индивидуально через дидактические упражнения: на восприятие формы

«Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…», «Подбери предмет такой же формы», «Что похоже на квадрат? круг?»

На восприятие величины

«Матрешки» (разбери и собери), «Разбери пуговки» (по величине)

На тактильное восприятие

Чудесный мешочек», «Найди кубик, шарик…».

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко): «Мячик – далеко, а машинка… – близко», «Кукла – высоко, а мишка…- низко», «Что где расположено?».

Развивать пространство времени: «Скажи, где кубик», «Что где расположено», «Назови части суток по картинкам».

 

Ознакомление с окружающим миром

Д/И «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Построй домик для животного», «Парочки»,  «Поставь животных на свои места», «Да-нет», «Гнездовья птиц», «Угадай и расскажи», Д/и «Назови сутки» Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер,

ночь), Д\и «Времена года» Закреплять представления о временах года и месяцах

 

Развитие речи

Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Иголка», «Качели», «Маятник», «Лошадка».

Развивать лексические категории

-понимание конкретных существительных: «Покажи у мишки голову, лапы, уши…», «Покажи стул, стол, окно, голову, руку…», «Возьми стул, куклу…», «Назови, что покажу».

-понимание обобщающих слов:

Покажи на картинках: игрушки, посуду, одежду, животных.

- понимание действий: «Дай мне мышку, зайку и т.д.», «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет».

- понимание поручений (по речевой инструкции): «Принеси мне мишку», «Принеси большой мяч», «Найди и принеси зайчонка».

Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков: «Как плачет кукла» (а-а-а), «Покажи доктору горлышко и скажи, а-а-а», «Вот гудит паровоз у-у-у», «Как кричит лошадка?» (и-и-и), «Как плачет малыш?» (уа), «Плачет котенок – мяу», «Как коровушка мычит?» (му), «Полаем, как собачка» (ав), «Как мышки пищат?» (пи-пи-пи), «Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко), «Гуси, гуси- га-га-га».

 

Художественно эстетическое развитие. Изобразительная деятельность.

рисование

Д/И «Нарисуй дождик», «Скатай клубочек», «Нарисуй дорожку к дому», «Составь цепочку», «Хлоп-хлоп, стук- стук», «Пройди по следам», «Нарисуй там, где я скажу». «Подбери картинку по цвету», «Красивый букет (цвет)», «Полосатые коврики».

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Собираем бусы», «Собери картинку» (игры с прищепками), «Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки», «Дорисуй котятам усы», «Нарисуй ежику иголки», «Помоги Гномикам нарисовать узоры».

 

лепка

Д/И «Узнай по описанию», «Пластилинография»,

 «Чудесный мешочек», «Что из чего сделано», «Измени фигуру», «Что на моей картинке», «Лепка по картинке».

 

аппликация

Д/И «Укрась наряд матрешки», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Сделай так, как я скажу», «Дорисуй, чтоб получился предмет».

 

конструирование

Д/И «Сложи картинку»

Д/И «Сложи узор как я», «Повтори узор», «Залатай коврик».

 

Виды деятельности, через которые идет реализация:

  • игровая деятельность;
  • двигательная активность,
  • предметно-манипулятивная деятельность;
  • самообслуживание;
  • действия на основе образца, конструирование;
  • музыкальная;
  • изобразительная;

За счет чего достигаем результатов?

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
  • многократное повторение;
  • стимулирование активности речи;
  • игровая деятельность;
  • развитие через искусство;
  • метод от простого к сложному;

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день;

2. Сопровождение узких специалистов:

  • учитель-логопед
  • учитель-дефектолог
  • педагог -психолог
  • инструктор по физической культуре
  • музыкальный руководитель

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.

График индивидуальных занятий

Специалист

График

учитель-дефектолог

педагог -психолог

музыкальный руководитель

инструктор по физической культуре

учитель-логопед

3. Индивидуальный подход на групповых занятиях

- адаптация содержания по  типу упрощения;

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;

-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;

-многократное повторение материала;

-частая смена видов деятельности;

-умеренный темп;

Организация пространства

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация пространства

Построение комфортной среды

Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки - настроение)

Детский сад

 специалисты,

   воспитатель

Материалы для нормализации тонуса

Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации,  музыкальные диски, комплексы упражнений.

Детский сад

 Воспитатель,

 логопед

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм.

Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать.

Чередование отдыха и работы.

Детский сад

воспитатель, дефектолог, специалисты

Срок реализации ИМР- 8 месяцев до 31 мая 2023г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задачи

Формы

Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны педагогов

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,   развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка);

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком;

•привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье.

•привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма.

•акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи.

Совместная работа по планированию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях.

Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников».

Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Консультирование
«Возрастные особенности детей 4-5 года жизни» Консультирование «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Индивидуальные беседы, мастер - классы по развитию познавательной деятельности, по развитию мелкой моторики рук. Наглядная информация, плакаты, памятки.

Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах.  

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Изготовление дидактических игр для развития познавательной и речевой активности.

•Консультации, мастер-классы, беседы.

•Тренинг «Артикуляционная гимнастика»

•Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи»  

• Консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных.

Работа с детьми группы

- Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной  деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;

- Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка);

- Объяснение детям  особенностей поведения ребенка;

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
  • Беседы по познавательному развитию;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
  • Использование специализированных диагностических комплексов;
  • Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
  • Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей в МК ДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей п. Бычиха

Материал предназначен для индивидуальной работы по музыкальному образованию дошкольников. в маршруре разработаны все основные виды деятельности музработника на индивидуальных занятиях....

«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка».

«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка». д\с №14 «Журавлик» старшая  группа «Звездочка»...

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития....

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка «Выявленные трудности дошкольников» в

Индивидуальный образовательный маршрут развития "Выявленные трудности дошкольников"...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования по физическому развитию

Данный материал содержит план работы с ребенком, который поможет сформирование у ребенка интерес к физической культуре, развить  основные физические качества....

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...