ТРИЗ игры в образовательном процессе
консультация
Как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в повседневную жизнь в детском саду?
Воспитатель знаком с технологией ТРИЗ.Проводит занятия с использованием элементов данной методики. А можно ли использовать эту технологию не только на специально организованном занятии, но и в режимных моментах?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_triz.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ игры в образовательном процессе.
Применение элементов ТРИЗ технологий в развитии речи дошкольников.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах).
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.
Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как:
- Метод «мозговой штурм». Реализуется при коллективном поиске оригинальных идей. Из большого количества предложенных детьми вариантов гласно выбирается оптимальное решение проблемной ситуации. При коллективном обсуждении, услышав предложения других детей и логически развивая мысли, дошколята могут изобрести и выдать неожиданные варианты ответов на поставленные задачи.
«Хорошо-плохо» - мозговой штурм
Цель. Совершенствовать умения выделять противоречия в предметах. Педагог называет положительные и отрицательные качества объекта. (огонь: хорошо – плохо).
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Игра «Мир вокруг нас»
Цель. Совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить.
- Метод «Да – нет – ка»
Игры на классификационные навыки.
Серия игр:
«Природный и рукотворный мир».
«Мир живой и неживой природы»
«Классификация объектов по заданному признаку»
3.Синектика
Это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
изобрази мороженное, которое начало таять;
покажи медведя, который ест малину;
изобрази любую букву;
у тебя болит живот, жестами расскажи об этом.
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Используя этот метод педагог может попросить ребенка изобразить прямую аналогию.
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (-Если заяц стал с медведя?)
Методы ТРИЗ, которые решают задачи развития связной речи у дошкольников
4.Метод фокальных объектов. Отлично развивает воображение и фантазию. Внимание детей фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов.
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Теремок»
Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять признаки путем сравнения.
Реквизит: Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов.
Как играть: Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я – удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
5. Круги Луллия – из какой сказки предмет (со 2 мл.гр.),- расскажи сказку; - новая сказка.
6. Метод ТРИЗ «системный оператор» или «системный анализ». Учит детей логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства.
7. Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Или же выставляются несколько картинок, ребенок выбирает следующие картинки для составления сюжета.
Жил –был(кто?)
-Какой он был (какое добро умел делать?)
- Пошел(куда?)
-Встретил кого злого? Какое зло отрицательный герой всем делал?
- Был у нашего героя друг. То? Какой он был?
- Как мог помочь главному герою?
-Что стало со злым героем?
-Где наши друзья стали жить? Делать?
8.Методы ТРИЗ направлены на то, чтобы дети общались и выражали свои мысли. Часто для развития речи мы используем стихотворчество. Сочиняя стихи, дети учатся искать противоположные свойства предметов. Например, преподаватель говорит: «Скажу я слово "высоко". А ты ответишь? (низко)», «Скажу я слово "далеко". А ты ответишь? (близко)».
Настольная игра «Пакля-Рвакля»
Также дети сочиняют лимерики (стихи абсурдного содержания). И в этом деле им помогает поэтическая настольная игра «Пакля-Рвакля». 60 карточек, среди которых нужно находить рифмующиеся слова.
Как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в повседневную жизнь?
Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева?
Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не горит, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.
Так мы научим детей системному анализу, подведем к проблеме многофункционального использования дерева или вещества.
Значит, каждое занятие с детьми проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? И др.
3. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие противоречия в объятие, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. Например, Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький. Находить тайну двойного в мире, во вселенной.
4. Все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задача, но мы их детям даем как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь изобретения.
5. Игры каждый день. В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей игры и упражнения ТРИЗ - технологии используются в совместных со взрослым видах деятельности, в том числе и режимных процессах («Теремок» с предметами личной гигиены, посуды, постельных принадлежностей; «Ты мой кусочек» с предметами одежды во время одевания на прогулку; «Раньше – позже» на определение последовательности режимных процессов; составление загадок, сравнений, метафор о тех объектах, которые используются в режимных моментах; игры с анализаторами «Узнай по запаху, что сегодня на обед», «Узнай на ощупь, что ты сегодня оденешь»).
«Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа «Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?
6. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения стола, карандаша, колеса и т.п. Пусть дети увидят, что изобретать значит решать противоречия. Примерные темы: «100 профессий компьютера», «Трудовые вещи древнего человека», «машины прошлого, настоящего, будущего».
7. Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования: оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Применим также прием эмпатии - пусть дети представят себе на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?»
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что получилось? Почему?
А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет игра.
А пробовали вы рисовать камешками, т.е. выкладывать узоры, рисунки. А как насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь.
8. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям нравится.
Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошкольникам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развития психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по использованию инновационной ТРИЗ технологии в образовательном процессе ДОО (для воспитателей подготовительных групп)
В пособии представлены игры и тренинги на формирование у детей системного мышления; игры с элементами ТРИЗ наумение выявлять ресурсы объекта; игровые приемы обучения творческому рассказыванию с исполь...
Конспект деловой игры. Тема: "Использование приемов ТРИЗ- педагогики в образовательном процессе".
Изучение с педагогами методики применения в работе данных приемов....
«Технология ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе ДОУ»
Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворит...
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе
Внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс...
Использование инструментов ТРИЗ для планирования образовательного процесса
Морфологическая таблица для работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Игрушки" с использованием ТРИЗ - технологии....
ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования.
Описание технологии ТРИЗ и её влияние на качество образования....