Использование инструментов ТРИЗ для планирования образовательного процесса
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Морфологическая таблица для работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Игрушки" с использованием ТРИЗ - технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki_igry_triz.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ используется в работе с дошкольниками с 1987 года и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Как же встроить в свою систему работы, регламентированную различными нормативными документами, материалы имеющихся пособий по ТРИЗ?
Путь, по которому идет большинство воспитателей государственных образовательных учреждений - использование на традиционном содержании элементов ТРИЗ в виде творческих заданий: алгоритмов, игр, проблемных ситуаций.
Избежать ошибок в планировании поможет схема работы по внедрению технологии ТРИЗ на основе комплексно-тематического планирования:
1. Формулировка цели и задач, включающих обязательную нравственную составляющую и практическую пользу ребенку, его окружению и другим людям.
2. Отбор содержания в соответствии с возрастом и уровнем развития, имеющихся представлений, умений и навыков детей группы.
3. «Точка удивления» — интригующее начало изучения темы, таящее в себе неожиданность, загадку, интерес, и мотивирующее детей задуматься и задавать вопросы, побуждающее искать ответы на свои вопросы и стремиться самим проникнуть в тайны и загадки изучаемого материала.
4. Подбор средств реализации, методов, приемов, различных видов деятельности, обеспечивающих выполнение требований традиционной педагогики и позволяющих максимально использовать возможности ТРИЗ-педагогики, на основе Морфологической таблицы.
5. Завершение темы, позволяющее детям продемонстрировать полученные навыки и поделиться с другими детьми или взрослыми. Желательно предусмотреть различные возможные формы: деятельностные, продуктивные, наглядные и т.п.
Работа по данной схеме позволит воспитателю дошкольного учреждения осуществлять развивающее обучение на основе ТРИЗ-технологии не вступая в противоречие с требованиями образовательной программы учреждения и ФГОС ДО, то есть, осуществить интеграцию самым оптимальным и безболезненным способом.
Предлагаю вашему вниманию Морфологическую таблицу для работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Игрушки» с использованием ТРИЗ.
Признаки, классификация | противоречия | Задачи, проблемные ситуации | (Да-нетки) | РТВ | |
Физическое развитие | Игра «Раз, два, три – ко мне беги» (по определенному признаку) | Подвижная игра «Карусели» | Как сложить мячи, чтобы они не раскатывались? | «Где мишка?» (простр. нагл.) | Психогимнастика «Зайки и слоны» |
Развитие речи | Составление описательных рассказов. | Антонимы: медленный – быстрый; мягкий – твердый; легкий – тяжелый… | «Придумай игрушку» (морфологическая таблица) | «Угадай игрушку» «Игра «да-нетка» | Составление загадок об игрушках по первой модели |
Художественно - эстетическое развитие | Рисование «Неваляшка» | Аппликация из рваной бумаги (большой лист сделать маленьким) | Лепка «Пирамидка» из соленого теста (как сделать тесто твердым) | Аппликация из готовых форм «Разложи игрушки по полочкам» (ориентировка на листе) | Аппликация «Машина» по морфологической таблице |
Познавательное развитие | «Волшебный экран» (признаки и свойства игрушек, родовая принадлежность) | Мяч твердый -мяч мягкий; Шарик большой - шарик маленький… | У машины сломалось колесо. Чем можно заменить? | «Что я загадала?» Работа с пособием «Волшебная дорожка» | Игра «На что похоже?» |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек» | Игры с матрешками (одна – много, большая – маленькая) | Игры с песком (как сделать песок послушным) | Игра «Волшебный мешочек» | Игра «Теремок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по использованию инновационной ТРИЗ технологии в образовательном процессе ДОО (для воспитателей подготовительных групп)
В пособии представлены игры и тренинги на формирование у детей системного мышления; игры с элементами ТРИЗ наумение выявлять ресурсы объекта; игровые приемы обучения творческому рассказыванию с исполь...
Конспект деловой игры. Тема: "Использование приемов ТРИЗ- педагогики в образовательном процессе".
Изучение с педагогами методики применения в работе данных приемов....
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе
Внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ТРИЗ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка &laq...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).
Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель: формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...
- Мне нравится (1)