Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста
Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность на создание пространства детской реализации - поддержку детской инициативы, самостоятельности, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.
Проблема формирования у детей инициативности и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Наблюдая за детьми своей группы, заметила, что дети затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, им трудно обращаться друг к другу с какой-либо просьбой, они стесняются ответить, если к ним обращаются. Заметила, что дети не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Это затрудняет ребенку раскрываться на занятиях и в других видах деятельности.
Для меня стало важным найти способы мотивировать детей на проявление инициативы и самостоятельности. В связи с этим возникла необходимость в применении эффективных форм работы по поддержке инициативности у детей.
Безусловно, для решения этих проблем нужна большая системная работа. Изучая литературу по данной проблеме, меня привлекла кейс-технология, позволяющая создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, проявления активной жизненной позиции, умения договариваться и совместно подходить к решению различных жизненных ситуаций.
Кейс-технология-моя педагогическая находка.
В своей деятельности я чаще использую кейс-иллюстрации и кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Для работы подбирала такие ситуативные картинки, в которых дети могли самостоятельно выявить проблему и находить способы ее решения. Выбирая ситуации, исходила от интересов детей, подбирала такие иллюстрации, где показана проблема, с которой дошкольник уже сталкивался или может столкнуться в жизни, так как считаю, что конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Например, при показе иллюстрации «Мама расстроена, устала» дети высказывали разные гипотезы, почему так случилось. Исходя из этого и выход из ситуации был разный, предлагали помогать, дарить подарки, слушаться, хвалить. При обсуждении, дети пришли к единому мнению, что маму нужно беречь. С помощью одной картинки я добилась решения нескольких задач: развитие коммуникативных способностей, развитие познавательных действий и формирование социальных представлений. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
Кейс – фотография это:
- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему, взятую из реальной жизни детей.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Фото-кейс знакомит детей с реальной проблемой. Немаловажным является правильно поставленный вопрос - задание. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Случилась такая ситуация, в группе произошел инцидент, при ссоре девочки сломали куклу. Я сфотографировала, написала небольшой текст о происшествии, который заканчивался вопросом: что делать? Дети предложили разный выход из ситуации: купить, отремонтировать, сделать из бумаги, сшить. Это привело к обсуждению (купить не сможем, нет денег; принести из дома мама не разрешает; папа уехал на вахту, поэтому отремонтировать не сможет, сшить куклу мы еще не умеем.) Выбрали самый подходящий вариант, выход из ситуации- сделать кукол из бумаги. Чтобы работу выполнить быстрее, дети решили работать группами и уже самостоятельно договаривались с кем будут работать, какой формы, цвета, размера будут их куклы.
Применяя в работе кейс-технологию, я заметила, что даже «тихие» дети стали активно участвовать в обсуждениях, проявлять умение хорошо взаимодействовать и договариваться со сверстниками, могли самостоятельно выбрать вид деятельности.
Таким образом, используя в совместной и организованной деятельности кейс-технологию, я видела, что повышается интерес детей к теме занятия, развивается активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, проявление инициативы и самостоятельности при получении необходимой информации. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, учит формулировать собственную точку зрения, развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества-не останавливаться на достигнутом.
Я считаю, что кейс-технология направлена не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала дошкольников, на поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Именно к этому нас призывает ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста
Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....
Использование лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста
Чтобы ребенок хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания...
Использование проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста на экскурсионных прогулках по городу
Использование проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста на экскурсионных прогулках по городу...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
В статье педагоги деляться опытом , как наиболее интересно обучить детей правилам дорожной безопасности ,используя Кейс-технологию....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
В ходе образовательной деятельности, тематическх бесед с детьми средней группы при рассмотрении кейс- иллюстраций, кейс- фотографий с ситуациями пешеходов на дороге, пасс...
«Использование кейс технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер – класс для педагогов «Использование кейс технологии для обучения детей старшегодошкольного возраста правилам дорожного движения»...