План работы по самообразованию
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 322 "Морозко"
План самообразования
Тема:
«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
Воспитатель: Фёдорова Ю.В.
Актуальность выбранной темы
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.
У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Цель: формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2.Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников.
3.Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4.Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь.
5.Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
6.Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи,
закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.
7.Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ.
8.Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
9.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая работа |
Изучение методической литературы | Сентябрь - ноябрь | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155. | |
Работа с детьми | Сентябрь | -Проведение краткого первичного мониторинга; -Преобразование предметно-развивающей среды: подготовка дидактических игр и наглядно-иллюстративного материала. | -Выявить уровень развития мыслительных операций у детей (диагностический комплекс). |
Октябрь | -Игры на освоение признаков предметов. | -Д/И: «Кто лишний», «Чего не хватает у предмета?», «Найди ошибку». «Лишнее слово», «Кто самый, самый». | |
Ноябрь | -Игры на развитие избирательности зрительного восприятия. | -Д/и «Отрицание», «Подбери по контуру». | |
Декабрь | -Игры на развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. | -Пальчик.игры: «Семья», У оленя дом большой»; | |
Январь | -Игры на развитие мелкой моторики руки; | -Пальчиковые игры со шнуровкой, | |
Февраль | -Игры на развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | -Упражнения с массажными шариками.(карточки-схемы). | |
Март | -Игры на формирование представлений о случайных и достоверных событиях. | -игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». | |
Апрель | -освоение приёмов арифметических действий в пределах 10-ка. | -Блоки Дьенеша «Найди все дороги». | |
Май | -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. | -лепбук «Логика для детей» | |
Сентябрь - май | Проведение мониторинга(сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май). | Диагностический материал. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте». | Информация для родительского уголка. |
Октябрь | Оформление папки-передвижки «Развивающие игры». | Информация для родительского уголка.(папка-передвижка ). | |
Ноябрь | Консультация для родителей | Информация для родительского уголка. | |
Февраль | Консультация + дидакт.пособия (наглядный материал) «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». | Информация для родит.уголка и выставка дидактич.игр на данную тему.(сделанные педагогом). | |
Март | Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему. | Акция «Страна –познавайка».(авторские игры, сделанные родителями). | |
Апрель | Консультация для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления». | Информация в родительский уголок «Развитие логич. мышления через использование игр | |
Май | Показ готового материала родителям. | НОД: «Ассоциации». | |
Самореализация | Март | Демонстрация дидактических игр и пособий на развитие логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр. | Выставка дид.игр, выполненных педагогом и родителями воспитанников. |
Апрель | Показ готового материала родителям, сотрудникам ДОУ | ||
Май | Отчёт по теме самообразования (презентация). | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...