доклад- презентация
презентация
особенности индивидуализации образовательного процесса в раннем возрасте ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-_prezentatsiya.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд «Особенности индивидуализации образовательного процесса в раннем возрасте»
2 слайд «Индивидуализация – это процесс создания и осознания личностью собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, где определяет и реализует собственные цели, через принятие на себя ответственности за результат своей деятельности.»
Л.В. Михайлова- Свирская
3 слайд Актуальность.
Сегодня мы живем в постоянно меняющемся и обновляющемся мире, где нет одинаковых людей. Каждый имеет свои склонности, особенности, интересы. В связи с этим возникает необходимость строить образовательный процесс в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Период раннего детства – период динамичного, яркого проявления индивидуализации. Своевременно начатые и правильно осуществляемые воспитание и образование детей раннего возраста являются важным условием их полноценного развития.
Текст Индивидуальные особенности личности начинают развиваться в самом раннем возрасте. Ребенок начинает позиционировать себя как что-то неповторяющееся и индивидуальное уже к 3 годам. Это связно с тем, что он сам уже может проявить начальные этапы анализа других людей и детей, может сравнивать себя, выделять в себе особенности или отличия. Такое ранее принятие индивидуальности ребенком, предполагает движение в образовании в сторону индивидуализации личности.
4 слайд Принципы индивидуализации дошкольного образования
Текст В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка — индивидуализации. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
- Построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности
- Возрастной адекватности дошкольного образования
5 слайд Направления индивидуализации
Текст Индивидуализация обучения — зависит от биопсихосоциальных особенностей личности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора, субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен
Индивидуальный подход — психологическая неповторимость человека, проявляющаяся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д
6 слайд Цели индивидуализации в работе с детьми раннего возраста
- Педагогическая поддержка поисково-практической активности (готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками).
- Побуждение ребенка использовать речь как средство выражения своих желаний, чувств, состояний.
- Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического и психологического благополучия.
7 слайд Условия индивидуализации в работе с детьми раннего возраста
- Безопасность окружающей среды
- Насыщенность и вариативность материалов, согласно особенностям возраста и потребностям каждого ребенка
- Игровая основа
- Обязательный показ или проигрывание взрослым
- Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности
- Свободные вход и выход
- Направленность на положительный эмоциональный отклик
- Взаимодействие с семьей
Текст Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей среде; когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить; когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать — то, что они делают, имеет значение. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.
Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того, чтобы она проходила естественно, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
тщательный отбор материалов.
Большинство используемых материалов должны иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.
Например, задания на развитие графических навыков малыша. Одно задание - провести прямую линию, другое – провести волнистую линию, третье – обвести предмет.
Или пазлы с разным количеством элементов и разного размера. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.
обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время лепки мостика через ручей. Одни дети могут сделать мост из трех бревен, другие - из шести. На рисовании веты тоже получились разные.
- «свободный вход» и «свободный выход» детей из деятельности, уважая ребенка, его состояние, настроение мы предоставляем ему возможность выбора – участвовать или не участвовать, вместе с другими детьми в совместном деле.
8 слайд В группе раннего возраста индивидуализированное происходит на нескольких уровнях
В нашей группе индивидуализированное обучение происходит на нескольких уровнях.
1.Индивидуализация распространятся на целую группу детей.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Для этого создается развивающая среда, которая позволяет ребёнку проявить инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять фантазию, изобретательность.
Важно внимательно наблюдать за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. Вовремя приходить на помощь, разрешая конфликты, которые неизбежны в этом возрасте и оказывать поддержку.
2.Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей проявляют большой интерес к музыкальной или физической деятельности.
3.Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие - либо серьезные особенности развития.
4. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, необходимо использовать любую представившуюся возможность и индивидуально реагировать на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, дается важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство взрослого происходит очень своевременно.
9 слайд Методы и приемы индивидуальной работы с детьми раннего возраста
Акцент на обязательном показе, совместных действиях (рука в руке) и повторе.
10 слайд
Особое место индивидуализация занимает в адаптационный период, когда ребенку необходим
личностно- ориентированный подход с учетом особенностей возраста, привычек и условий окружающей среды. Немаловажную роль играют терпеливые, ласковые, короткие стишки- прибаутки, пальчиковые игры, где происходит непосредственно индивидуальный тактильный контакт.
11 слайд
Индивидуализация в адаптационный период в раннем возрасте подразумевает тесный контакт с родителями, когда есть необходимость индивидуальных бесед и консультаций.
- «Как облегчить привыкание к детскому саду»
- «Возрастные особенности»
- «Игровые ситуации: «Хорошо в детском саду»
- «Режим дня-это важно или нет»
12 слайд
Умение распознавать различия в характерах воспитанников, учитывая сильные стороны их личности, позволяет лучше понять и принять каждого ребенка. Знание особенностей индивидуализации образовательного процесса в раннем возрасте позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию, уменьшает напряжение и увеличивает положительный эффект взаимодействия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »
Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...
Доклад- презентация "Организация поисково- исследовательской деятельности".
Как грамотно организовать поисково- исследовательскую деятельность , как научить детей видеть в обычных вещах невероятно интересные свойства. Рекомендации для родителей....
Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"
Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...
Использование ИКТ доклад презентация
В этом докладе я проанализировала работу музыкального руководителя, использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников во всех видах деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактичекие ...
Доклад-презентация "Бумажная страна"
Доклад-презентация об истории возникновения бумаги, ее видов, технике работ с бумагой....
Доклад-презентация. «Организация предметно-пространственной среды в детском саду в рамках ФГОС ДО».
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования. Педагоги должны ...
Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике. Доклад,презентация.
Право детей с ограниченными возможностями здоровьяна образование и его реализация на практике....