Консультация для педагогов на педагогическом совете на тему: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа»,корпус№1-27
Подготовила и провела консультацию для педагогов на педагогическом совете «Сенсорное воспитания детей в группе раннего возраста»
Выполнила:
Воспитатель
Беляева Е.В.
Апрель,2021г.
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.). Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зималето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.). Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных. Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. 1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком. 2. Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. 3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов. 4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд. 5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «навырост». 6. По возможности, много путешествуйте с ребенком. 7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате». 8. Ходите с ребенком в музеи. 9. Проводите совместные наблюдения и опыты. 10.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов. 11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком. Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём. Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Для детей 1.5 – 2,5 года. В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды: ∙ Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам; ∙ Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; ∙ Различные движущиеся игрушки; ∙ Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; ∙ Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; ∙ Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть: - банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д. - шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п. - погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п. - ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д. - шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород. - перевернутые детские формочки, ведра, - свистки и дудочки из глины и дерева. ∙ Конструкторы и мозаика; ∙ Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д. ∙ Игрушки контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые, кубические), ∙ Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д. ∙ Книги с большими предметными картинками, ∙ Качели, прыгунки, мягкие модули.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...
Педагогический совет на тему: "Экологическое образование детей раннего возраста"
Средствами природы мы формируем у детей милосердие, доброту, сопереживание. Цель экологического воспитания детей раннего возраста согласована с концепцией дошкольного воспитания, которая ставит задачу...
план по самообразованию педагога по теме "Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном во...
План по самообразованию педагога на тему «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» (2018 - 2019 учебный год), (дети раннего возрас...
Консультация для родителей по теме: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста».
В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина....
15.05.2024 Консультация для педагогов на педагогическом совете «Решение задач патриотического воспитания в процессе изодеятельности»
Консультация для педагоговна педагогическом совете «Решение задач патриотического воспитания в процессе изодеятельности»...