Развитие речи в устном народном творчестве
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цели:
1. Познакомить детей с русским народным творчеством на примере колыбельных песен.
2. Развитие речи путём пересказа потешек, сказок.
Задачи:
1. Показать значение колыбельных песен, потешек, поговорок, загадок, для воспитания детей и развитие их речи, развитие внимания и воображения.
Учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки, передавать в голосе речевые интонации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в устном
народном творчестве.
Цели:
- Познакомить детей с русским народным творчеством на примере колыбельных песен.
- Развитие речи путём пересказа потешек, сказок.
Задачи:
- Показать значение колыбельных песен, потешек, поговорок, загадок, для воспитания детей и развитие их речи, развитие внимания и воображения.
- Учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки, передавать в голосе речевые интонации.
Ход занятия:
Воспитатель: «Сегодня, дети, я хочу с вами поговорить.
об устном народном творчестве.
А что такое устное народное творчество?
(Ответы детей).
Правильно- это колыбельные песенки, потешки, поговорки, пословицы, загадки и конечно же сказки. И начнём наш разговор с колыбельных песенок.
Колыбельная-сколько ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности в её пении, обращённое к своему ребёночку. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песенку, он успокаивается, затихает и крепко засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.
Колыбельная несёт в себе народную мудрость. Через
колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, начинает понимать красоту родного языка.
Воспитатель: «Сейчас Алисонька возьмёт свою куколку и
споёт нам колыбельную».
Алиса: «Баю-баю-баиньки,
Прибегали заиньки,
Приносили лейку,
Садились на скамейку.
Поливали огород
Где капуста растёт»
Воспитатель: «Спасибо Алисонька».
К устному народному творчеству относятся загадки. А что такое загадки? Давным-давно люди стали придумывать загадки про разные предметы и явления природы. Они сравнивали эти предметы с животными, людьми. Загадки разные: и весёлые, и грустные, иногда шутливые. Эти загадки сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучат как стихи, некоторые выглядят как рисунки.
А вы знаете дети загадки?
(Ответы детей)
А сейчас я вам загадаю, послушайте:
- Без окон, без дверей
Полна горница людей.
(Ответы детей) (Огурец)
- Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Ответы детей) (Лук)
- Висит груша,
Нельзя скушать.
(Ответы детей) (Лампочка)
Воспитатель: А сейчас попробуем сами сочинить по схеме загадки. (Ответы детей). Молодцы!
А сейчас мы с вами, дети, поговорим о пословицах. Что такое пословицы? Это короткие мудрые мысли. Какие вы знаете пословицы?
(Ответы детей)
«Сделал дело, гуляй смело».
«Когда я ем, я глух и нем».
«Когда я кушаю, никого не слушаю».
Молодцы!
Чистоговорки придумал также народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка.
Са-са-са- прилетела к нам оса;
Су-су-су- мы прогнали осу.
А вот скороговорки нужно повторять чётко и быстро.
Нёс Егор с собой топор-
Шёл Егор чинить забор.
Давайте с вами вместе, дети, повторим скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Молодцы, у вас хорошо получается.
А что же такое потешки?
У нас в Росси, и в разных странах мира, мамочки, когда умывали и причесывали своих деток, всегда пели для них весёлые песенки-потешки. В русских народных потешках (от слова «потешать», «веселить», «развлекать»), используются нежные слова, красивые выражения.
« Чики-чики-чикалочки- «Ехали, мы ехали
Едет Ваня на палочке. В город за орехами
Сашенька в тележке По кочкам, по кочкам
Щёлкает орешки». По маленьким лесочкам!
(Диана) В ямку ,,бух''
Раздавили сорок мух».
(Вероника)
Воспитатель: К устному народному творчеству относятся сказки.
Сказки любят и дети, и взрослые.
Сказка-это произведение, которое придумано на основе каких-то событий. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать как люди и друг друга понимать. Как вы думаете, дети, а в жизни может такое быть? Конечно, нет. Кто же сочиняет сказки? Может её сочинить один человек-сказочник, писатель, а может много, и тогда сказка называется народной. Сказка нас учит видеть весёлое и грустное, умное и
глупое, то есть то с чем люди встречаются постоянно. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается. Дети, а какие вы знаете сказки? (Ответы детей). Молодцы, много сказок вы знаете.
А сейчас мы с вами вспомним сказку «Теремок». Представьте себе, что мы находимся в теремке. (Пересказ сказки «Теремок» по ролям)
Развитие образной речи- важная составная часть воспоминания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства.
Речь становится образной, непосредственной и живой, в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи- произведения художественной литературы и устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).
Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом: лексику, грамматику, фонетику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Знакомство детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-131731-1351506852.jpg)
Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет
Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597768-1424516708.jpg)
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-683832-1573065996.jpg)
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-758494-1475582415.jpg)
«Развитие речи средствами устного народного творчества».
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856643-1480056882.jpg)
Развитие речи посредством устного народного творчества
«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание е...