формы и методы работы для педагогов
методическая разработка

Еремеева Юлия Леонидовна

формы и методы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формы и методы1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формы и методы работы с книгой в детском саду» Подготовила воспитатель МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша» Еремеева Ю.Л.

Слайд 2

Художественная литература с самого раннего возраста формирует характер ребёнка. Она присутствует в его жизни как нравственно-эстетический ориентир: книги становятся его друзьями и советчиками, их герои — примером для подражания, а язык автора открывает двери в мир воображения, где царит красота гармонии. Так у ребёнка закладывается система ценностей, развивается самосознание и культура речи, формируется художественный вкус. Дети крайне восприимчивы и отзывчивы ко всему прекрасному, поэтому нужно стремиться как можно шире использовать художественную литературу в процессе воспитания. Для того чтобы занятия по литературе были максимально эффективными, нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и ориентироваться в прогрессивных тенденциях современной педагогики.

Слайд 3

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой 1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него ; 2.Формировать первоначальные представления о жанрах художественной литературы, их особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке; улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов ; 3.Воспитывать литературно-художественный вкус, любовь к художественной литературе

Слайд 4

Младшая группа В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи. Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой ) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.

Слайд 5

Средняя группа При условии непрерывности воспитательно-образовательного процесса, ребёнок легко осваивает способы взаимодействия с художественным текстом, которые актуальны для его возраста. Так, с детьми средней группы уже можно проводить более подробный анализ произведения, обсуждать жанровые и стилистические особенности, обращать их внимание на отдельные средства выразительности (эпитеты, метафоры и сравнения), сравнивать характеры персонажей и оценивать их взаимоотношения. Воспитателю следует воздерживаться от искажения слов, обозначающих жанр произведения, используя полные формы без уменьшительных суффиксов (сказку — не сказочку, стихотворение — не стишок). В этом возрасте детям лучше рассказывать сказки, а не читать их по книге, так как у них нет необходимости в привязке к наглядному материалу, а прямой контакт с рассказчиком вызывает более сильный эмоциональный отклик, а значит — и более глубокое понимание. Ребёнок уже может ответить на вопросы по содержанию текста и рассказать, что ему понравилось. Он распознаёт на слух более тонкие вещи и хочет этим поделиться.

Слайд 6

Старшая группа В этом возрасте ребёнок начинает осознанно интересоваться книгами. Ему нравятся определённые произведения, он прослеживает сложные повороты сюжета и способен оценить отдельные средства выразительности, присущие конкретной книге или автору. У него уже есть некоторый багаж знаний и опыта, который позволяет ему сопереживать героям на более глубоком уровне, с пониманием мотивов их поведения. У детей старшей группы можно развивать отношение к книге, как к произведению искусства, поддерживать в них уважение и любовь к авторам, формировать представление о многослойности и неоднозначности художественного образа (в противовес преувеличенно хорошим или плохим героям сказок).

Слайд 7

Формы и методы работы с книгой в детском саду Методы работы с книгой делят на первичные и вторичные. Методы вторичного ознакомления углубляют понимание ребёнком текста, прослушанного ранее с использованием первичных методов. Они дают ему возможность лучше оценить выразительные средства языка — меткость эпитетов в прозе, мелодику и ритм стихотворений, образность и напевность речи в народных сказках. Детям нравится слушать полюбившиеся им произведения снова и снова, каждый раз сопереживая героям и эмоционально проживая все перипетии сюжета.

Слайд 8

Методы первичного ознакомления К основным методам первичного ознакомления с книгой относят: 1.Чтение. 2.Рассказывание . Чтение подразумевает дословное воспроизведение текста вслух (по книге или наизусть). Разновидностью этого метода можно считать прослушивание аудиозаписи (пластинки), когда воспитатель не выступает в роли чтеца или рассказчика. Рассказывание отличается от чтения свободной передачей сюжетной линии произведения, что допускает достаточную степень вариативности в отношении языка оригинального текста. Рассказчик может при этом менять порядок слов в предложениях, использовать синонимы или даже свободно интерпретировать какие-то повороты сюжета. В данном случае все зависит от таланта рассказчика и его умения заинтересовать детей произведением.

Слайд 9

Методы вторичного ознакомления К методам вторичного ознакомления с книгой относят: 1.Аналитическую беседу. 2.Повторное чтение. 3.Пересказ произведения. 4.Заучивание наизусть. 5.Художественную декламацию. 6.Инсценирование . Аналитическая беседа служит для того, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми прочитанного произведения. В ходе беседы можно уделить внимание особенностям жанра произведения, его композиции и средствам выразительности. Дать оценку характерам героев, их поступкам и взаимоотношениям.

Слайд 10

Какими принципами следует руководствоваться При разработке плана занятий по художественной литературе в детском саду нужно помнить о тематическом принципе, который подразумевает существование общей тематики, объединяющей всю деятельность детей. Например, это может выражаться в том, что воспитатель будет отбирать произведения для занятий, посвящённые текущему времени года (рассказы и сказки о лете) или какой-то праздничной дате (стихотворения к Новому году). Включение в план различных видов занятий обусловлено принципом взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Так, игровые занятия, занятия-прогулки или занятия-экскурсии позволяют реализовать обучающие задачи не только в образовательной, но и в других видах деятельности.

Слайд 11

Значение детской художественной литературы 1.Художественная литература является важным средством умственного, нравственного и эстетического развития ребенка 2.Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка . 3.Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа

Слайд 12

Особенности восприятия литературных произведений детьми младшего дошкольного возраста 1.Тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка ; 2.Детей интересует прежде всего фабула ( цепь связанных между собой событий ); 3.Установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события чётко следует друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего ; 4.Способность некоторое время сосредоточенно слушать, не отвлекаясь ; 5.В центре внимания детей – главный персонаж ; 6.Эмоциональное отношение к героям ярко выражено ; 7.Ребёнок прежде всего видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения ; 8.Тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр .); 9.Открытое непосредственное выражение эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика).

Слайд 13

Особенности восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста 1.Способны глубже вникать в содержание произведения, осваивать в известной мере возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять своё отношение к событиям, героям; 2.Уже в состоянии не просто слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности; 3.Легко устанавливают простые причинно- следственные связи в сюжете; 4.Характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт; 5.Проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.

Слайд 14

Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками 1.Пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей ; 2.Формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы ; 3.Рост внимания к выразительным средствам языка ; 4.Герои произведения становятся им ближе и понятнее ; 5.Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер ; 6.Понимание сложных скрытых мотивов поведения героев ; 7.Способность к элементарному анализу литературных произведений.

Слайд 15

Умение воспринимать литературное произведение наряду с содержанием и особенностями художественной выразительности не возникает спонтанно, а формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Чтение детям художественной литературы должно быть ежедневным не только в детском саду, но и дома. Регулярное, интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем и традицией группы.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Формы и методы работы с семьей в ДОУ»

Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных целей, содержания, которое реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с учетом всег...

"Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ".

В данной методической разработке  широко представлен опыт работы старшего воспитателя по использованию активных методов и форм работы с педагогами ДОУ. Дано краткое описание разнообразных форм, а...

Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ

Использование  интерактивных методов в педагогической деятельности побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиона...

Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ

 Использование  интерактивных методов в педагогической деятельности побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и лич...

Картотека «Инновационных форм и методов работы с педагогами ДОУ»

Картотека«Инновационных  форм и методов работы с педагогами ДОУ»...

Картотека «Интерактивных форм и методов работы с педагогами ДОУ»

Картотека «Интерактивных  форм и методов работы с педагогами ДОУ»...