Социальное развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
материал (младшая группа)
Роль игры в успешной социализации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_razvitie.pptx | 210.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальное развитие дошкольника в игровой деятельности Выполнила: Симонова Е.В. "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..." А.С.Макаренко
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет « Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности» Н.Смирнова Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка.
В играх формируются принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («Ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я – большой»). Игра - своего рода эталон культуры , контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиций. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни , искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего.
Функции игры: обучающая; развлекательная; коммуникативная; воспитательная; развивающая; релаксационная; психологическая.
Структурные компоненты: Информационный - совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации. Мотивационный - интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка. Деятельностный - интенсивность участия в игровой деятельности; социально-адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта
Особенности: разнообразие предметного содержания игр , представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации , опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.
Содержание игр способствует конкретизации и систематизации знаний (когнитивный компонент образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития. Игровые правила и действия в большей мере способствуют формированию умений, предусмотренных нормами человеческой культуры (поведенческий компонент – все образовательные области).
«У ребёнка есть страсть к игре и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». А. С. Макаренко Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка(ст.31) среди жизненно важных прав. Детские игры – это особый тип деятельности ребёнка, воплощающий в себе его отношение к окружающей действительности и имеющий своё специфическое содержание и строение. Игра имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психических процессов или способностей ребёнка
Все виды игр можно объединить в две большие группы по мере непосредственного участия взрослого и разным формам детской активности. 1 группа – игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер. Это сюжетные и познавательные игры, они ценны своей развивающей функцией. 2 группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры. Классификация игр дошкольников: -сюжетно-ролевые - дидактические -театрализованные (игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры) -пальчиков игры -подвижные . -настольно-печатные игры.
Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы , влияющие на личностное развитие. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости , взаимной ответственности .
Роль игры в успешной социализации дошкольника В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.
Используемая литература: 1. Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно ролевую игру [Текст] / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар . науч. конф . (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 75-78. 2. Юдина Е.Г, Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду:Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение,2003. – с.91. 3. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М., 2000. 4. Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко , А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Проект интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности"Сказочные лабиринты игры"
Организация образовательной деятельности по технологии "Сказочные лабиринты игры" уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Такую возможность предоставляют не толь...
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Я считаю, что речевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативн...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности".
Тема самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста".Цель самообразования: Обогатить знания по теме самообразования, осуществить целенаправленную работу по развитию речи дошко...
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой деятельности...
Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...
План по самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» 2020- 2024 г.г.
план по самообразованию воспитателя на 2020-2024гг...