Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Аксенова Анжелика Сергеевна

Данная консультация познакомит вас с содержанием работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.  Здесь есть рекомендации, как нужно правильно оформить предметно-пространственную среду, описываются методы, приемы и формы, способствующие развитию познавательной активности и формированию внутренней позициии школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

   

  • Для формирования предпосылок учебной деятельности необходимо  создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, содействующую достижению успеха в разных видах деятельности. Для создания и поддержания мотивации учения у детей воспитатели вместе с родителями должны демонстрировать свое положительное отношение к школе. тем самым вызывая у детей положительные эмоции, обусловленные деловыми взаимоотношениями дошкольников с воспитателями и другими воспитанниками, отсутствием конфликтов между ними, активным участием в жизни коллектива и детского сада в целом. Необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка в любом виде его деятельности (учебной, игровой), помогать почувствовать уверенность в своих силах при преодолении сложных задач. Учебно-воспитательный процесс должен строиться  в соответствии с возрастными особенностями, вызывая у детей любознательность через интересные формы организации занятий (дидактические игры, соревнования, сюжетно-ролевые игры , викторины, путешествия и т.д.)
  1.     В   группе создается   предметно-развивающая среда, позволяющая формировать представления о школе, заинтересованное отношение к учению (игрушки, дидактические пособия, особенности их расположения и функциональные возможности), обусловливающая содержание детской деятельности. Так, например, для развития любознательности, учебной и познавательной активности ребенка можно использовать:
  • папки с фотографиями и иллюстрациями о школе; альбомы с поговорками и пословицами о книгах, учении;
  • стенд с художественной литературой на школьную тематику;
  • учебные средства и наглядные пособия (азбука, букварь, глобус, магнитная доска, линейки, треугольники, микроскоп, лупа и др.).

     Опираясь на индивидуальные особенности детей, часто используются  приемы, которые помогают  предварить (предусмотреть) возможность каждому ребенку самому осуществить проблемные, исследовательские действия (осознать проблему, выразить в речи предположение (как?), раскрыть последовательность выполнения, догадаться, как зафиксировать процесс, предположительный результат, высказаться по поводу нового (узнанного, открытого) и еще неразгаданного.

Среди приемов, стимулирующих исследовательские проявления ребенка, особое значение имеет объемное моделирование (из разных материалов: бумаги, картона, конструкторов, комплектов развивающих игр и др.).

В процессе организации деятельности моделирования, способствующей стимулированию исследовательской активности,   соблюдаются  следующие условия:

  • Предоставление ребенку свободы в выборе материала и экспериментировании с ним;
  • обеспечение ребенку возможности реализовывать и проверять свои намерения, высказываться по поводу своего замысла и способов выполнения;
  • создание ситуации, в которой ребенок смог бы оценить реализуемость своего замысла;
  • необходимость выслушивать и учитывать мнение сверстников, взрослого;
  • проговаривание ребенком своих действий, их последовательности (расположения в пространстве форм, конструкций, преобразования их и т.п.).

          В работе  используются формы,  методы и приёмы, способствующие развитию познавательной активности и формированию внутренней позиции школьника.

Сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Так же организуются экскурсии детей старшего дошкольного возраста в образовательные учреждения. Там дети  непосредственно знакомятся  с атрибутами школьной среды и спецификой урока, режимом жизни учащихся и правилами поведения в школе. Экскурсия  в класс позволяет  детям понять, что такое класс как учебное помещение, познакомиться с правилами поведения в нем, а также вызывает  интерес и эмоционально-положительное отношение к учителю и его труду.

 Экскурсия в школьную библиотеку знакомит дошкольников с профессией библиотекаря,  способствует появлению интереса к книгам и бережному отношению к ним, позволяет углубить интерес к учению. Возможно сочетание метода беседы  с чтением художественной литературы на школьную тематику, которая подбирается так, чтобы содержание освещало различные стороны школьной жизни. Следует отметить, что во время беседы по произведению необходимо делать акцент на составляющих школьной среды, подчеркивая  привлекательные стороны школьной жизни.

Достаточно интересным является приём рассматривания. Так, в индивидуальной и групповой работе с детьми можно использовать альбомы с фотографиями и  иллюстрациями на школьную тематику. Представленные в пособии наглядность и игровые задания нацелены на формирование нового социального статуса старшего дошкольника и внутренней позиции школьника.

Для создания единого воспитательно-образовательного пространства в рамках семьи и детского сада совместно с родителями воспитанников были организованы  различные проекты по оформлению выставок фотографий с их школьной скамьи, детских рисунков, созданию стенгазеты, театрализованных и музыкальных спектаклей о школе.

На родительских собраниях родителям будущих первоклассников     рекомендуются при подготовке ребенка к школьной жизни: предварительная встреча и знакомство с учителем; рассказы о своих любимых учителях, одноклассниках, школьных годах; рассматривание школьных фотографий из семейного альбома и грамот; совместный просмотр мультфильмов и телепередач на школьную тематику с последующим обсуждением; семейное чтение художественной литературы; организация книжного уголка или детской библиотеки; обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы; знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги и учения; совместные с ребенком игры в «Школу».

          Дополнительно в детском саду систематически можно проводить комплексы здоровье сберегающих  мероприятий для  гармоничного роста и развития детей, включающих:

• соблюдение режимных моментов, таких как образовательная деятельность (в соответствии с нормативами по длительности и количеству видов), прогулка, дневной и ночной сон. Особенно важно соблюдение режима дня в выходные дни. И здесь снова на родительских собраниях  проводится  беседа с родителями, где объясняется  значимость режима дня и его составляющих, необходимости дневного сна, обеспечения  достаточного по длительности ночного сна, движений и физических упражнений для полноценного развития ребенка;

  • создание благоприятного психоэмоционального микроклимата в детском саду, дозирование образовательной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, доброжелательное отношение воспитателя к детям, создание позитивных отношений со сверстниками; в семье — внимание родителей к ребенку, эмоциональный контакт с ним, регулярное общение, понимание проблем ребенка и их решение сообща, совместное чтение и обсуждение книг, совместная полезная деятельность в доме и др.;
  • своевременную диагностику состояния здоровья детей и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий перед поступлением в школу, так как наличие функциональных отклонений в состоянии здоровья, хронических заболеваний может осложнить течение адаптации к учебной деятельности и освоение учебного материала.

Можно создавать педагогические ситуации (учебных, игровых, коммуникативных и др.), в которых каждый ребенок:

  • может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;
  • выступит в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели и личностного (мотивационного) компонента деятельности;
  • получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
  • научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

         В заключении хотелось бы отметить, что  высокая посещаемость воспитанниками детского сада, тщательно спланированная работа с родителями и с воспитанниками,  добрые дружеские отношения между педагогом и детьми,  доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса способствуют более эффективному формированию предпосылок учебной деятельности у  детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...

Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Учеными доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у выпускников детского сада во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе и особенности ...

"Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования предпосылок  к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях под грамотным руководство...

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»....