Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
материал (старшая группа)
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но, если свяжите двадцать таких слов
с картинками, их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по -- разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом -- рассказом описания.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника -- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы и схемы-модели в дошкольной педагогике называют по-разному:
В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами;
Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями;
В.П. Глухов - блоками-квадратами;
Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.
Мнемотаблица -- это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних - дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:
· развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
· знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;
· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:
· модель должна отображать обобщённый образ предмета;
· раскрывать существенное в объекте;
· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Катюша»
(МБДОУ «Детский сад №12 « Катюша»)
Программа саморазвития
«Развитие связной речи детей старшего
дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
Воспитатель:
Белышева Т.В.
г. Нижний Новгород
Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
Актуальность
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но, если свяжите двадцать таких слов
с картинками, их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по -- разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом -- рассказом описания.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника -- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы и схемы-модели в дошкольной педагогике называют по-разному:
В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами;
Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями;
В.П. Глухов - блоками-квадратами;
Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.
Мнемотаблица -- это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних - дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:
· развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
· знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;
· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:
· модель должна отображать обобщённый образ предмета;
· раскрывать существенное в объекте;
· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Цель: Создание условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
-Разработать методические и дидактические материалы (проекты, картотек, комплект электронных образовательных ресурсов) по теме, дидактические игры и пособия для детей.
-Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе.
-Представить материалы в процессе методической работы ( выступления, обобщение опыта, аттестация)
Предполагаемые результаты:
- Появления у детей желания пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- Расширение кругозора об окружающем мире;
- Расширение активного и пассивного словарного запаса;
- Появление интереса к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
- Преодоление детьми робости, застенчивости.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность логопеда с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы работы:
- Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
- Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
- Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Список изучаемой литературы:
1. Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию. Волгоград.: Учитель, - 2013.;
2. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке «Времена года». – СП, 1998;
3. Иванищина О.Н. Развитие связной речи детей старшая группа. Образовательные ситуации и занятия. Волгоград: УЧИТЕЛЬ, - 2013.;
4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Обучение дошкольников пересказу. Старшая группа. М.: ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, - 2015.;
5. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам.
СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2017;
6. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. ФГОС.СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2017 ;
7. Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемосхем. Волгоград.:УЧИТЕЛЬ, - 2016.;
8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.;
9. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.- М.: ПРОСВЯЩЕНИЕ, - 1984.;
10.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. М.: АРКТИ , - 2009г.;
11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. М.:ВЕНТАНА-ГРАФ,-2016.;
12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: СФЕРА, - 2015.;
13.Филичева Т.Б.,Соболева А.В.Развитие речи дошкольников. Екатеринбург.: ЛИТУР,- 2000;
14. «Воспитатель ДОУ»- Логопед №10/2016.
15. «Дошкольник.РФ» - сентябрь-октябрь 2021 год.
Форма работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год
Этапы работы
№ | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап- информационно-аналитический Изучение методической литературы по теме самообразования | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь- октябрь | Составление плана работы |
2. | Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц. Обогащение РППС группы. | В течение года | Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности. |
3. | Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по теме самообразования. |
2 этап — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||
1. | Накопление практического материала по теме | В течение года | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. |
2. | Подготовка материала к информационным стендам. | Май | День открытых дверей |
3 этап — представление опыта работы по теме | |||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление консультаций для родителей и воспитателей по теме самообразования. |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | Творческий отчёт для педагогов ДОУ |
План работы
Дата проведения | Образовательная деятельность | Задачи, содержание |
Сентябрь | анализ литературы. постановка проблемы изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
| Проведение диагностики Анкетирование родителей Разработка плана по теме самообразования |
Октябрь | Дидактическая игра «Копилка слов» Д/игра «Предлоги». Дидактическое упражнение «Из чего сделан?».
Д/игра «Загадки и отгадки» Д/упражнения «Рисуем слова» | Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связной речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемоквадратов. Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку. Учить детей графически изображать зашифрованную картинку. |
Ноябрь | Логоритмика «Аркикуляционкая гимнастика» (мнемоквадраты) Заучивание стихотворения А.Парошина «улетают к югу птицы..» Заучивание скороговорок | Составление интерактивной мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть; Способствовать запоминанию скороговорок с опорой на мнемодорожку. |
Декабрь | Составление описательного рассказа на тему: «Моя семья» Заучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу гулял». Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я.Маршака Логоритмика «Аркикуляционкая гимнастика» (мнемоквадраты) | Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Моя семья» с опорой на мнемотаблицу. Способствовать запоминанию пальчиковой гимнастики с опорой на мнемодорожку. Составление интерактивной мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть |
Январь | Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Упражнение «Зашифруй картинку» Рисуем сказку (придумывают свою) | Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Зима» с опорой на мнемотаблицу. Продолжить формировать умение детей кодировать информацию. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Февраль | Составление сравнительного описательного рассказа на тему: «Важная профессия» Д/игра «Теремок» Логоритмика «Аркикуляционкая гимнастика» (мнемоквадраты) | Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Развивать связную речь детей, обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления. |
Март | Д/игра «Кто в домике живет?» Составление описательного рассказа на тему: «Перелетные птицы» Отгадывание мнемозагадок | Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее. Интерактивная мнемотаблица |
Апрель | Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху) Д/игра «Читаем истории в картинках» Играем с мнемокубом «Отгадай загадку – найди отгадку» | Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемодорожку. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность. Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные» |
Май | Составление творческого описательного рассказа на тему: «Моя любимая игрушка». Создание книги с творческими рассказами детей и иллюстрациями. Д/игра «Угадайка» | Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее. Воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты. |
Работа с родителями в течении года
1. Анкетирование.
2. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей», «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц».
3. Создание творческих рассказов детей и родителей на тему: «Любимая игрушка», создание книжек-малышек по русским народным сказкам.
4. Буклеты для родителей «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотехники в работе с детьми призаучивании стихотворений».
Работа с педагогами
1. ООД по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»
2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т.д.
3. Консультация для молодых педагогов ДОО «Создание интерактивных мнемотаблиц для развития связной речи детей дошкольного возраста».
Предоставление отчета по работе
Форма отчетности: выступление на педсовете, мастер-класс по составлению мнемотаблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.
Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ДОУ посредствам дидактической игры»
Поможет детям в развитии творческих способностей, развитии речи....
Программа саморазвития «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»
(Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.)...
Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"
quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказыв...
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники
Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...