«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ДОУ посредствам дидактической игры»
проект (старшая группа) на тему

Самойленко Виталина Константиновна

Поможет детям в развитии творческих способностей, развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проэкы159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Развитие связной речи

детей дошкольного возраста в ДОУ посредствам дидактической игры»

Автор: Самойленко В К.

2015г.


Содержание проекта.

  1. Паспорт проекта…………………………………………………..3.
  2. Этапы реализации проекта………………………………………6-8.
  3. Критерии оценивания результативности проекта……………8.


Паспорт проекта.

Участники проекта.

  • Воспитатель МБДОУ КВ Д/с - №12 «Ромашка» ст. Должанская;
  • Дети МБДОУ КВ Д/с - №12 «Ромашка» ст. Должанская;
  • Специалисты МБДОУ КВ Д/с - №12 «Ромашка» ст. Должанская;
  • Родители.

Цель проекта: Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Ожидаемый результат:

  1. Повысится  уровень развития  монологической  и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
  2. Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах использования дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.

Место реализации проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 12 «Ромашка» ст. Должанская Краснодарского края.

Актуальность проекта. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Первые три года жизни ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. С появлением технических средств массовой информации роль партнера в общении с детьми часто выполняет теле- или видео- аппаратура. И такое общение как правила начинается с того момента, когда ребенок начинает сидеть (6-8 месяцев). Речевое общение строится в односторонним порядке. Нет диалога с партнером, развивается пассивный словарь, а активная речь ребенка страдает. Анкетирование родителей показало, что 75% родителей отдают предпочтение самостоятельному просмотру детьми различных телепередач.  Их содержание часто не соответствуют возрасту, и развитию речи ребенка. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Когда дети приходят в ДОУ (3 года) 70% из них имеют маленький запас слов, недостаточно владеют грамматическими формами.  Дети, которые испытывали дефицит речевого общения в семье, придя, в  ДОУ испытывают, речевые трудности в общении с детьми, сотрудниками. Результаты диагностики детей старшего возраста по развитию связной речи показали, что 75% детей имеет трудности в пересказе художественных произведений, составлении рассказов, умении анализировать, доказывать, делать выводы в процессе речевой деятельности. Если не устранить речевые проблемы в дошкольном возрасте, то будут проблемы и в школе. Школьные программы предполагают, что дети, приходящие в школу должны уметь  составлять рассказы с использованием разнообразных выразительных средств речи: фразеологизмы, метафоры, синонимы, антонимы сравнение, доказательство, пересказывать тексты. Чтобы речь детей соответствовала возрастным параметрам, я решила более внимательно отнестись к этой проблеме, для этого я взяла за основу дидактические игры как одну из средств развития связной речи.

Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана дидактическая игра, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к дидактическим играм, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Достижению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:

  • Создать речевую зону для формирования самостоятельной

речевой деятельности детей.

  • Развить связную, грамматически правильную речь.
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах

использования дидактических игр для развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста.

  • Разработать перспективные планы по дидактическим играм.
  • Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Ожидаемый результат:

  1. Повысится  уровень развития  монологической  и диалогической речи

 детей старшего дошкольного возраста.

  1. Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах

 использования художественной литературы для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный, которые осуществляются в определенной последовательности.

Этапы проекта

Сроки

этапов

проекта

Формы работы

Деятельность педагога.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

1 этап организационный

(подготовительный)

сентябрь 2015 года

Выдвижение гипотезы, определение целей и задач проекта.

Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. Разработка тематического плана для реализации проекта. Диагностирование детей совместно с педагогом-логопедом, целью которого является выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

Анкетирование родителей. Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях. Предполагаемые вопросы:

1.Считают ли родители, что их ребёнок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям? Да-75%, наверное-14%, нет-1%.

2.Имеются ли дидактические игрушки по возрасту? У всех имеются-100%.

3. Данные о речевых нарушениях родителей и родственников? У одного родителя имеются речевые нарушения.

4. Как часто занимаются с ребёнком дома? Каждый день-6 детей(43%), по возможности-5 детей (36%), по выходным-3 детей (21%).

2 этап - основной этап  

октябрь 2015 года- май 2015 года

1.      Пополнить развивающую среду.

2.      Познакомить детей с дидактическими играми и их видами.

3.      Развивать артикуляционную и мелкую моторику пальцев рук.

4.      Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

- Родительское собрание: «Дидактическая игра как средство развития речи».

- Анкетирование «Развитие речи детей».

- Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

- Посещение семьи.

- Индивидуальные беседы.

3 этап - заключительный этап

июнь 2015 год

  1. Организация и проведение итогового контроля (педагогическая диагностика воспитанников и анкетирование родителей).
  2. Организовать открытый просмотр занятия с использованием дидактических игр.

Критерии оценивания результативности проекта.

1.     Диагностика детей группы.

2.     Анкетирование родителей.

3.     Фото- и видеоматериалы.

Прогноз.

1.     Развитие  речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.

2.     Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

3.     Обогащение уголка дидактических игр.

4.     Повышение культурного уровня дошкольников.

Предполагаемый продукт деятельности.

1.     Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр».

2.     Обновление эстетического пространства группы.

3.     Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации дидактических игр для педагогов и родителей.

4.     Организация открытого просмотра занятия с использованием дидактических игр по теме «Вода как источник жизни»

Приложение 1.

Консультация для родителей ««Речевые игры детей старшего дошкольного возраста».

   Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

       Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

       Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование),  сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок,  а также разнообразные дидактические игры и упражнения.

       Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

      Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

      Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

     Остановимся на методике организации дидактических игр в разных возрастных группах.

    -Игры детей от 5 до 6 лет.

Педагог, руководя играми воспитанников данного возраста, учитывает их возросшие особенности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Дети 5-6 лет выполняют творческие задания с большим увлечением.

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении игровых задач.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Он четко знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

   Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относится, в частности, ко многим настольно-печатным играм.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

    Как закончить игру? (это важно учитывать для того, чтобы дети вновь проявили интерес к данной игре) Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте знакомой игры и т.д.

В конце игры воспитатель обязательно оценивает правильное решение игровых задач и нравственный аспект игры, отмечает успехи детей и неудачи.

   - Игры детей от 6 до 7 лет

Особенностями умственного развития детей 7-го года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют интерес к учебной деятельности.

    Руководя дидактическими играми детей 6 лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно изучать свои мысли, выразительно рассказывать.

Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр развивается связная, образная речь, юмор.

Перед тем, как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали.

    Когда дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведения с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием.

При проведении игры следует брать не все произведение целиком, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть и больше.

    В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

*игры с предметами (игрушками),

*настольно-печатные

* словесные игры.

     Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

 Часто эти игры мы используем на утреннем сборе:
      -  «Соберем Машу в школу»

Дидактическая задача:

 Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; составлять связный рассказ, развивать внимание, мышление, память и речь.

 Игровые действия.

 Воспитатель раздает предметы в кругу, предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что это и для чего используется.  Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между детьми, выявляется победитель.

     

 - «Опиши предмет»

Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.

 Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

  Игровые действия.

  Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает воспитатель. Затем описываются две игрушки    одновременно  (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «ведущим».

 Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

  - «Кто подойдет, пусть возьмет»

  Дидактическая задача.

  Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

 Игровые правила.

 По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.  Игровые действия. 

Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

   Следующая группа игр: настольно – печатные.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры.

Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

   Роль взрослого в играх для детей 5-7 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого.

   Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

 - «Найди картинке место и расскажи»

 Дидактическая задача.

Учить детей рассказывать сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках , развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По содержанию картинок находить следующую.

Игровые действия. 

Рассматривание картинок,  поиск следующей по содержанию картинки.

  - «Собери картинку»

  Эта игра особенно нравится детям моей группы. Они сами подбирают понравившиеся картинки и подготавливают их для игры.

  Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

   Игровые действия: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

  - «Детки с ветки»

 Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

 Оборудование: набор картинок,   вымпел.

 Игровые действия. Воспитатель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами. За лучший рассказ вручается вымпел.

 Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким

 ребятам.

   - «Какой получится сок?»

Дидактическая задача: упражнять в словообразовании, выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: набор картинок.

Игровые действия.

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает рассказать, что на них изображено.

Предложить составить рассказ.

         Следующая группа игр: словесные  - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих.

        В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

       В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

     - «Подскажи словечко»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.  

 Игровые действия.  

Ведущий начинает свой рассказ, останавливается, а следующий за ним ребенок должен продолжить связный рассказ.

     - «Закончи предложение»

 Дидактическая задача: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Игровые действия.  

-Закончи начатые мною  предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали).

   Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»

    Игровое упражнение «Если бы…»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. 
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: 

  • "Если бы я был волшебником, то ..."
  • "Если бы я стал невидимым ..."
  • "Если весна не наступит никогда...»

«Гуси – лебеди»           

   Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.  

 Игровые действия.  

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки — гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине — волк.  А дальше в игре начинаются  разговоры.

Обязательным компонентом дидактической игры являются правила.

Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия.

     Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры.

    Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

     Опыт работы показал, что наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды и родители действуют согласованно. Порой воспитателю необходимо убеждать родителей в том, что их роль в речевом развитии значима.
   Для решения этой проблемы один раз в месяц мы проводим «Игротеку» во второй половине дня.
Цель: закрепление полученных детьми умений.
  Мы приглашаем всех желающих членов семьи: мам, пап, сестер, бабушек  и дедушек.  Воспитатели  знакомят их с различными речевыми дидактическими играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков,  гости играют со своим ребенком и со всеми детьми группы, при желании вместе делаем атрибуты для игр.
Мы рассказываем, как сделать игру и необходимые атрибуты. Понравившиеся игровые материалы берут для индивидуальной работы.

     Мы предлагаем родителям игры для «Домашней Игротеки».

 Игры, которые помогут  Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь  Ребёнка богаче и разнообразнее.

    Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

    Во время игры со словом следует учитывать настроение Ребёнка, его возможности и способности.

    Играть с Ребёнком на равных, поощрять его ответы, радоваться успехам и маленьким победам!

 Предлагаем ввести в жизнь семьи традиционные игры.

* «Я дарю тебе словечко»
Цель: расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов.
Например, раз в неделю родители «дарят» ребенку новое для него слово и обязательно объясняют его значение.
Самые разные слова:

«веселые» (клоун, радость, смех);

 «зимние» (снежная бахрома, полозья);
«легкие» (пушинка, облачко); и т.д.

   Подаренные слова дети «приносят» в группу и знакомят с ним других детей. А мы воспитатели записываем каждое слово и складываем в копилку.
Предлагаем для игры детям: по очереди дети достают бумажку, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. За правильный ответ ребенок получает фишку.  Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

*"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

*"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу".  Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д.

Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

*"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

*"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

•        Все пуговицы;

•        Все ножницы;

•        Все спички;

•        Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

•        Живая вода;

•        Цветик-семицветик;

•        Сапоги-скороходы;

•        Ковёр-самолёт и т. д. 

        Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.

       Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».

Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность.

    Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

     Я уверена, что, если бы я не проводила  работу по развитию связной речи детей, используя  дидактические игры, то результаты были бы не такими успешными.

                               

Используемая литература:

1.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

2. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи» СПб.,  Детство-пресс, 1999г.

3. Т. Гризик  "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

5. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет»– М.: ТЦ Сфера, 2012.


Приложение 2.

«Картотека дидактических игр».

Словесно-дидактические игры:

1. Какая бывает собака?

Просим ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.

2.Угадай, кто мой друг?

Для этой игры понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры отдельная тема – домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.

Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.

Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

3. Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)


Приложение 3.

Игротека в кругу семьи.

 

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,

допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография».

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).

Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался» (Пятачок).

«Волшебная цепочка».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?

Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва – Красная площадь и т. д.

«Слова мячики».

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Если вдруг:»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

  • Живая вода;
  • Цветик-семицветик;
  • Сапоги-скороходы;
  • Ковёр-самолёт и т. д.

«Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать».

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок».

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Весёлые рифмы».

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка – печка;

Трубы – губы;

Ракетка – пипетка;

Слон – поклон;

Сапоги – пироги и т. д.

Приложение 4.

Конспект занятия по теме: «Составление рассказов по картине «Купание медвежат».

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Материал: картина, рассказ В. Бианки, мяч

Ход: Сегодня мы будем составлять рассказ по картине. Я предлагаю вам карточки. На них изображены буквы. Соединив буквы стрелочками, вы узнаете, о ком будете рассказывать.

     

       

       

Вот картина. Как вы думаете, какое время года изображено на картине. Какого цвета листья на деревьях? (зелёные). Значит, какое время года? (лето). Кто изображён на картине? Что делает медведица? (купает медвежонка). Она купает сына, значит она какая? (заботливая). Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову «заботливая»? (любящая, внимательная). Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (она большая). Как сказать по-другому? (огромная, здоровенная, большущая). Что делают медвежата? (одного мама окунает в воду, другой стоит на берегу). Как вы думаете, он хочет купаться? Почему вы так решили? Посмотрите на реку. Что можно сказать о реке? (быстрая, бурлящая, стремительная, несущаяся, неспокойная). Как вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке? Тогда, почему же мама всё-таки заставляет медвежат купаться? (если дети не дают ответов, то следует задать наводящие вопросы). Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (жарко, шерсть загрязнилась).

Послушайте отрывок из рассказа В. Бианки.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

А теперь, послушайте план, по которому будете составлять рассказ.

Какое время года изобразил художник? Где происходят события?

Что происходит на картине?

Зачем медведица купает медвежат?

Чем всё закончилось?

Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при рассматривании картины и чтении текста.

Дети составляют 4 – 5 рассказов. При каждом рассказывании воспитатель обращает внимание детей на использовании в речи слов близких по значению, содержательную сторону рассказа.

По окончании выполнения задания воспитатель предлагает поиграть в игру «Умное эхо».

Я говорю фразу, например, у медведя нос, бросаю мяч Стасу. Он должен целую фразу заменить на одно слово, и чётко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу «у медведя нос»? (медвежий). Если у Стаса это получится, значит, он – умное эхо».

У медведя хвост;

У медведя лапа;

У медведя ухо;

У медведя берлога;

У медведя сон;

У медведя шуба;

У медведя характер;

У медведя шерсть;

У медведя когти;

У медведя поведение;

У медведя лакомство.

Итог занятия.

Конспект занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе

«Вода – как источник жизни.»

Программное содержание: Сформировать знания о значении воды в жизни человека.

- Вода источник жизни, уметь беречь воду.

Развивать связную речь с помощью дидактических игр. Учить пересказывать текст с помощью схем зарисовок, составлять мини рассказы из личного опыта. Учить говорить полными , сложными предложениями,  употребляя несколько притяжательных прилагательных.

Расширять знания о малой Родине, прививать любовь к ней.

Учить эмоционально пересказывать характеры героев, прививать любовь к театрализации.

Учить делать выводы.

Методы и приёмы:  беседа , художественное слово, поощрения, вопросы, показ.

Материал, оборудование: лейка с капельками, глобус  со значком СОС, надувной бассейн с рыбками, сачки, экран ИКТ, шапочки для театрализации ,оборудование для опытов, карандаши, бумага.

Ход.

Дети стоят полукругом.

Прозрачная и чистая

Струйкою льётся

Плещется в море

Мерцает в колодце

Зверей и людей

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет

Нужна она всем на земле и всегда

Прозрачная, чистая эта (вода).

В: Что умеет делать вода?

Д: Брызгаться. Плескаться, капать, замерзать, течь, бежать, мыть, стучать, переливаться, волноваться, бушевать, литься, растекаться,  шуметь, таять.

В: А где можно взять воду?

Д: В реке, море, океане, ручье,  в кране, колодце, ведре, водопаде,

В:  А какую пользу приносит вода в нашей группе?

(у воспитателя в руках лейка на ней нуклеины  капельки, дети приклеивают капельки).

Д: Вода нужна комнатным растениям.

     Вода нужна для питья.

     Вода нужна цветам в вазе.

     Вода нужна в туалетной комнате.

     Вода нужна полу , чтобы его помыть.

     В мойке помощнику воспитателя.

     Мыть  игрушки.

В: А посмотрите что это у меня на столе?

Д: Глобус – модель земли.

В; А какие цвета есть на глобусе?

Д: Зелёный это растительность, коричневый – суша, голубой – вода.

В: А какого цвета больше на глобусе?

Д: Голубого больше, больше воды.

В: А чт это за голубые змейки?

Д: Это реки.

В: А как называется наша малая Родина?

Д: Кубань. Она находится на реке Кубань.

В: На великой, могучей, плодородной .Разлилась ты вдаль и в ширь(звучит сигнал СОС, на глобусе сигнал СОС

Д: Это зов на помощь

В: Вода зовёт на помощь(дети сачками вытаскивают мусор в мусорный пакет).

Психогинастика « Капельки». (музыка).

Жили-были на свете маленькие капельки

Они прыгали , резвились  танцевали, играли.

Скучно им стало по одному прыгать, стали они собираться по 2 по 3

И потекли маленькими ручейками (берутся за руки парами)Побежали ручейки по камешкам и стали большой сильной рекой  Плывут  капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река попала в большое море.(делают круг) Река впадает в большой океан(делают круг шире). Ветер гонит воду большой ласковой волной.(плавные движения руками)

В: Давайте поиграем в игру «Какой может быть вода».(на столе стакан с грязной водой, стакан с фильтром, кувшин, колба).Грязную воду пропускаем через фильр).

В: Какой стала вода?

Д; Чистой, прозрачной, профильтрованной.

В: Чем  пахнет вода? Какого она цвета? Какая у нее форма? Какой будет вода если в нее добавить соль, сахар, лимон (сладкая соленая. кислая, горькая). Особо чистая вода нужна в медицине, для производства продуктов питания, а все начиналось с одной маленькой капельки.(дети стоят полукругом возле экрана). На экране водопад.

В: Какой водоём вы видите на экране? Какая вода в океане? (бурная, могучая. накатывающая, падающая,пенящаяся).

Родник (целебная,  пресная, пищевая, чистая)

Океан (могучая, пенящаяся, солёная, бескрайняя). Река,

А что такое лагуна? А что значит для вас вода? (мини рассказы 2-3 человек).

Вода для человека это жизнь, питьевой родник, богатая кладовая полная рыбы , целебных водорослей. Это транспортный путь. Это источник отдыха вдохновения,  искусный лекарь т.к. веселое журчание ручья или тяжёлые хлопки улетаюшх лебедей всё это созвучно душе человека , все находит в ней свой отклик.

А что будет если вода исчезнет из нашей планеты?(2-3 ответа).

Присаживайтесь, сегодня я вам расскажу сказку про маленькую капельку. На каждое предложение вы будете делать  свои зарисовки и по ним расскажите сказку.

Выглянуло солнышко. Показалась тучка. Из тучи на землю упали капельки. Из них образовалась лужа. Одна любопытная капелька отстала от подруг и попала в ручеек. Ручек влился в реку, река в море. Выглянуло солнышко и капелька превратилась в пар. И вернулась капелька-утешественница к маме –тучке.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

А сейчас поиграем в игру-театраизацию  «Два ручейка».

В;   А почему так говорят

-Что бы не было беды

Не прожить нам  без воды.

Д: Без воды не прожить не человеку не животным не птицам не рыбам никому.

Воду нужно беречь, нельзя засорять. Вода источник нашей жизни.

Всегда и везде  вечная слава воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры».Презентация

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...