Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей с нарушением зрения
статья
В статье освещены основные принципы и требования при организации и создании предметно- развивающей среды для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_razvivayushch._sreda_dlya_glaznyh_22-23.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей с нарушением зрения
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-развивающей среды в группе и кабинете коррекционных занятий.
Существует ряд принципов и требований при организации и создании предметно- развивающей среды для детей с нарушением зрения.
1.Предметно-развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов.
2.Развивающая среда с одной стороны ежегодно обновляется, а с другой стороны должна сохраняет некоторые черты среды предыдущего года обучения, что связано с ярким проявлением разных темпов развития детей, нарушения зрительных функций.
Специфика интерьера и размещения предметного окружения основывается на частичной стабильности, для того чтобы дети с проблемами зрения запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов быта для формирования стереотипов в поведении.
3.Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребенка, быть комфортной и безопасной.
4.Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду (цвету, форме, быть яркими, изготовленными из разных материалов, иметь разные размеры).
-При самостоятельном выполнении дидактического пособия по всем разделам педагогу необходимо учитывать зрительные нагрузки ребенка.
-При покупке игр и пособий обращаем внимание на следующее:
- цветовое изображение.
- чёткие контуры изображений;
- отсутствие лишних деталей;
- идентичность игрушек реальным объектам;
- четко выраженные осязаемые признаки.
5. Использование осязания и мелкой моторики выступает, как средство компенсации зрительной недостаточности. Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов, трафаретов и вкладышей помогают развитию мелкой моторики.
6.Одной из главных особенностей является организация такой среды, которая по возможности упражняет ребенка в конкретных практических действиях с натуральными предметами. Наряду с этим, использую игры и игрушки, имитирующие реальную жизнь. Использование и применение иллюстративно-графического дидактического материала носит вторичный характер, так как у детей с нарушением зрения наблюдается обеднение предметных представлений о мире. Поэтому только в случаях, когда невозможно обеспечить реальную среду, даем ее изображение на картине, макете, модели, компьютере.
7.Развивая мобильности, двигательной активности, ориентировке в пространстве, необходимо использовать планы, схемы, карты для развития мелкой моторики, тренажеры. Детям кажется, что, идет игра, а на самом деле кропотливая, комплексная коррекционно-компенсаторная работа по развитию зрительного восприятия дошкольников.
8.Предметно-развивающая среда для детей с нарушением зрения должна включать в себя специальные коррекционные пособия:
-зрительные ориентиры, схемы зрительных траекторий, офтальмо-тренажеры, потолочные каскады;
-подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка;
специальные электрифицированные устройства, игрушки и т.д.
-различные технические и оптические средства (лупы, бинокли, монокли, линзы, мультимедийный проектор).
Итак, предметно- развивающая среда для детей с нарушением зрения предполагает создание комфортного интерьера, подбор и разработку специальных игр, пособий, программ, аппаратов, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия, активизировать сохранные анализаторы.
Таким образом, целенаправленно организованная доступная среда играет большую роль в повышении эффективности коррекционно-педагогической работы.
Требования к материалам и пособиям
Материалы и пособия для коррекционно-педагогической работы должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).
Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
Основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркивать.
Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств.
Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.
В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных зданий).
Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива).
Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребенка).
Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на световом фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных занятий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения
Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...
Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"
Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида....
презентация " Предметно – развивающая среда, как условие развития детей с нарушением зрения"
Олним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-ра...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...
Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для ус...
Организация предметно - развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения.
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения....
- Мне нравится (1)