STEM ТЕХНОЛОГИИ
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция к внедрению инновационных технологий. Исследователи предполагают, что в будущем нынешние дошкольники овладеют профессиями, которые в нашем обществе еще не представлены на рынке труда. Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особенных интеллектуальных способностей. Развитие умение получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM - технологии.
Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 годы» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года» заложили новое направление в развитии образования в РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
2014 году в послании Федеральному собранию Президент РФ впервые указал на необходимость вывести инженерное образование в стране на мировой уровень. Робототехнические комплексы были внесены в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России, и вскоре начала складываться сеть инженерно-технических центров.
По словам нашего президента В.В. Путина, сегодня в мире накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок. И нам нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху.
ФГОС ДО (ст. 1.4. п 7) предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, а Стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.
Сегодня открывается все больше STEM-центров, технология реализуется в системе дошкольного и дополнительного образования. STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам деятельности.
Целью STEM-образования является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.
Предложенная программа является новой парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
S - science (естественные науки).
T - technology (технология).
E - engineering (инженерное искусство).
A - art (творчество).
M – mathematics (математика).
Данная программа:
- влияет на интеллектуальное развитие дошкольников;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- в игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать;
- помогает приобретать необходимые математические, инженерные навыки.
Во многих странах STEAM-образование в приоритете по некоторым причинам:
1. В ближайшем будущем в мире и, следовательно, в России будет резко не хватать инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и т.д.
2. В отдаленном будущем у нас появятся профессии, которые будут связаны с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности будет большой спрос на специалистов по био - и нанотехнологиям.
3. Специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.
Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:
- Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
- Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
- Образовательный модуль «Математическое развитие».
- Образовательный модуль «Робототехника».
- Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”.
«Дидактическая системаФ.Фрёбеля».
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности. Формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного.
Экспериментирование с живой и неживой природой.
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Высокотехнологичность и инновационность становятся неотъемлемыми
составляющими современного общества, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
«LEGO - конструирование» - способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.Важно, чтобы дети умели строить не только по образцу, но и с учетом условий, например, строить мост определенной высоты или ширины, конструированию по чертежам — это может быть условная схема, которую легко прочитать. Важно, научить не только строить, но и вносить изменения, переделывать.
Образовательный модуль «Математическое развитие» -комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия . Можно положить перед ребенком различные геометрические фигуры, разложенные в определенном порядке, и предложить продолжить ряд. Можно использовать сортер, собирать бусы из бусин разного цвета и формы. Также важно постоянно давать упражнения на соотношение величин: кто больше, кто выше, кто тяжелее. В том числе, для этого можно играть с весами, используя или игрушечные гирьки или взвешивая игрушки.
Образовательный модуль «Робототехника»
- развитие логики и алгоритмического мышления;
- формирование основ программирования;
- развитие способностей к планированию, моделированию;
- обработка информации;
- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;
-освоение медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников
Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...
Как можно внедрить STEM технологии в детском саду?
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети...
Использование STEM-технологий в ДОО
Использование STEM-технологий в дошкольной организации...
STEM технологии
quot;Дерево успеха"...
ОД по ФЭМП в подготовительной группе с использованием STEM технологий
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры –путешествие в сказку «Снежная королева» с использованием STEM технологий. ...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с использованием STEM технологий "Хлеб-драгоценность, им не сори " (младшая группа)
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие"с использованием STEM технологий "Хлеб-драгоценность, им не сори " (младшая группа)...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ STEM ТЕХНОЛОГИЙ «Перелетные птицы не знаю, как их друзья зимой поживают.»
Интегрированное занятие по математике и эксперементированию с использованием всех блоков программы STEM....