СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Удавихина Ольга Сергеевна

Конспект по социокультурным истокам

в подготовительной А группе «Радуга».

По теме «Напутственное слово».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naputstvennoe_slovo_konspekt.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное   учреждение «Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ д/с «Прогимназия «Созвездие»)

Конспект по социокультурным истокам

в подготовительной А группе «Радуга».

По теме «Напутственное слово».

        

Разработала воспитатель:

Удавихина О.С.

                 

                     

Пыть-Ях 2022.

«Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

  Форма проведения занятия: познавательная беседа. Занятия - путешествие.

 Дидактическое обеспечение: Технологии и методики: игровая технология, здоровье-сберегающие технологии, технология интегрированного занятия, технология развивающего обучения, технология коллективного способа обучения; технология проблемного обучения.
методика стимулирования навыков художественного творчества, методика эстетического, нравственного воспитания и обучения.
 Дидактическое оснащение и оборудование: магнитная доска, магниты, стулья для детей, карточки с заданиями, презентация, клубок, солнышко, лучики, музыкальное сопровождение.

 Мотивационно – ориентировочная часть. Мотивация детей на предстоящую игровую деятельность: игровая, познавательная.

 Организация детской деятельности.
Способы организации: фронтальный, подгрупповой.
Описание методов и приёмов педагогической деятельности: 
Наглядные методы: наблюдение; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций.
Практические методы: Коллективное создание «Золотого правила напутственного слова» Игра.

Словесные методы: чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; чтение стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией: рассказ воспитателя и детей; вопросы воспитателя и детей; беседа: рассказы детей о своих впечатлениях; разбор житейских ситуаций;

Игровые методы: дидактическая игра; игровые приёмы.

 

                                       

                                     Рефлексивно – оценочная часть:
                       Получение конкретного результата, подведение итогов: 

В результате проведенного занятия, дети задумались о себе, стали немного добрее, терпимее, пришли к пониманию напутственных слов, научились отличать добро от зла, стали более внимательны к свои родным людям и ко всем окружающим.
Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:

  • При планировании данного занятия я исходила из:
     Особенностей детей этого возраста (подготовительный возраст); 
  • Количества детей мальчиков и девочек 
    Предварительная работа была проведена в полном объеме:
    чтение сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», пересказ прочитанного вместе с воспитателем «Я начну, а ты продолжи»
  • Чтение фрагментов из сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»
  • Заучивание стихотворений, физкультминутки «Давным-давно жил царь горох»
      Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия.
     

Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия (познавательная беседа); структура с усложнениями от простого к сложного, учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет.
Длительность занятия соответствует САНПИНУ и гигиеническим требованиям.

  • Основной метод – беседа. Так же используем и другие методы:
     наглядные  (предметы, сюжетные картинки, соответствующие тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
     словесные – объяснение в сочетание с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения от имени воспитателя, от имени детей;
    как методический прием использован сюрпризный момент.,
  •  Дифференцированный подход к детям заключался в разделении детей по уровню развития и степенью овладения речевыми и познавательными навыками и умениями.
    Средства обучения в основном использованы наглядные.
  • Формы организации:
    а) фронтальный;
    б) игра;
    в) индивидуальный;
  •  Задачи полностью реализованы.
  • Самоанализ детьми своей работы: в ходе проведённого занятия дошкольники проявили организованность, активность, заинтересованность; показали высокий уровень усвоения знаний и умений, а так же умение творчески применять полученные знания и умения.
    Конспект ОД с детьми подготовительной группы по программе «Социокультурные истоки».

Воспитатель: Удавихина Ольга Сергеевна.

Тема ОД: «Напутственное слово».

Тема осваиваемой социокультурной категории: «Традиция слова».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: углублять представления детей о напутственных словах, доброте, как о ценном качестве человека.

Задачи:

Образовательная: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией

«Напутственное слово»; учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении; развивающая: продолжать развивать умение детей общаться; развивать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность);

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким, содействовать улучшению поведения ребенка, воспитывать навыки культурного общения.

Ход занятия. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.

А сейчас поприветствуем друг друга. Воспитатель и дети произносят слова:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку нам давай! Руки к солнцу потянулись, мы друг другу улыбнулись».

Посмотрите, солнцу понравилось, как мы с вами дружно улыбались, и оно заглянуло к нам в гости (показ иллюстрации солнца без лучей на магнитной доске).

Ребята, кажется, с солнцем что-то произошло. У него пропали лучики. Нужно ему помочь. Здесь какая-то записка. Баба-Яга украла и спрятала солнечные лучи. Нам нужно срочно отправиться в путешествие, найти лучи и спасти солнце. Появляется Баба Яга со словами: Ага лучи вы захотели найти, а вот ничего у вас не получится!

Чтобы лучики найти, нужно мои задания пройти. Но я то знаю у меня задания ох какие трудные, вам никогда их не выполнить! Я бабка очень вредная вот сейчас возьму еще и деток украду. (Уводит 6 деток для показа дальнейшей сказки)

Воспитатель с остальными детьми проходят задания от Бабы Яги.

Смотрите, да это же волшебный клубок, он нам поможет.

Восп. Ты клубочек помоги нам задания пройти

Задание № 1 Узнай рассказ.

Артикуляционная гимнастика (хомячек)совместно с гимнастикой для глаз.

Вы познакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом. Как он назывался? Ветер и солнце.

Как же солнцу удалось добиться гораздо больше, чем ветру? Кто автор рассказа?

Молодцы правильно. Есть у меня волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем какого человека можно назвать добрым? Благодарных, веселых, хороших, искренних, светлых, замечательных, вежливых, заботливых, родных, ласковых.

Раньше в старину говорили: «Ласковое слово – что весенний денек». Как вы понимаете? Ласковое слово теплое, нежное, поднимает настроение всем, дает хороший заряд на целый день. Как весенний солнечный денек.

Задание № 2 Узнай напутственное слово.

Восп: А вы сможете узнать напутственные слова? Да сможем.

Тогда слушайте отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане». На экране появляются отрывки из сказок

Как называется первая сказка, вторая сказка? Кто написал эти сказки? Какие напутственные слова вы услышали

Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.

Проходим дальше

Задание № 3: Игра «Кто пожелал тебе доброго пути?» (по типу игры «Кто позвал?»)

Восп: Когда мы говорим «Доброго пути», «Самого доброго пути»? Когда провожаем на работу маму, папу, брата, сестру.

Зачем мы говорим эти слова? Дети отвечают.

Напутственные слова – это слова – напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. А вы знаете, что эти слова волшебные?

Дети отвечают.

Великая сила скрыта в напутственном слове – слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят: Какими напутственными словами вас провожают родные в детский сад? Оставайся с Богом, всего тебе доброго.

Что вы чувствуете, когда слышите добрые слова напутствия? Радость, заботу, любовь.

Физкультминутка.

Давным – давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал.

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал

За солнышко хватался.

Задание №4 показ сказки Маша и медведь

Восп: ребята последнее задание от Бабы Яги за лучиками от солнышка и нашими детками мы должны с вами попасть в сказку, но что бы нам туда попасть нам нужно произнести волшебные слова: «На месте повертись, на месте покружись, с нами в сказке очутись Играет мелодия из сказки, все попадают в сказку. (Инсценировка сказки Маша и медведь).

Восп: Молодцы, ребята. Вот мы и нашли с вами солнечные лучики.

Последнее препятствие на нашем пути. Возьмите каждый по одному лучику. Вам нужно найти лучи, на которых написаны напутственные слова. Можете со своим соседом. Ведь говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше».

Нам пора возвращаться в группу, ведь мы должны вернуть солнцу лучи. Говорим слова: «На месте повертись, на месте покружись, снова в группе очутись». В группе нас встречает Русская красавица с угощением (от добрых слов и дел баба яга превратилась в красавицу) 

Пожелание от бабы Яги:

Так что, Ребятки, понапрасну,

 Не печальтесь никогда.

В жизни всё будет прекрасно,

Только добро делайте всегда! 

Заключительный этап. 

Рефлексия: Прикрепляют лучики к солнышку на доску.

Пожалуйста, поделитесь своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что-то для себя новое? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? Было ли было ли занятие полезным для Вас? 

Ребенок:

Хотите счастье подарю?

Отмерю столько, сколько надо.

Его горстями раздаю,

Я Вам насыпать счастья рада!

Берите больше, про запас.

Его не будет слишком много.

Пусть защитит от горя Вас

И солнцем светит Вам в дорогу.

А Вы поделитесь с роднёй

Раздайте всё – до самой крошки!

И обойдя весь шар земной, оно вернётся к Вам в ладошки!

 (Раздают гостям сердечки)

Восп: Желаю, чтобы дома у вас жило только добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...