СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Удавихина Ольга Сергеевна

Конспект по социокультурным истокам

в подготовительной А группе «Радуга».

По теме «Напутственное слово».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naputstvennoe_slovo_konspekt.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное   учреждение «Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ д/с «Прогимназия «Созвездие»)

Конспект по социокультурным истокам

в подготовительной А группе «Радуга».

По теме «Напутственное слово».

        

Разработала воспитатель:

Удавихина О.С.

                 

                     

Пыть-Ях 2022.

«Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

  Форма проведения занятия: познавательная беседа. Занятия - путешествие.

 Дидактическое обеспечение: Технологии и методики: игровая технология, здоровье-сберегающие технологии, технология интегрированного занятия, технология развивающего обучения, технология коллективного способа обучения; технология проблемного обучения.
методика стимулирования навыков художественного творчества, методика эстетического, нравственного воспитания и обучения.
 Дидактическое оснащение и оборудование: магнитная доска, магниты, стулья для детей, карточки с заданиями, презентация, клубок, солнышко, лучики, музыкальное сопровождение.

 Мотивационно – ориентировочная часть. Мотивация детей на предстоящую игровую деятельность: игровая, познавательная.

 Организация детской деятельности.
Способы организации: фронтальный, подгрупповой.
Описание методов и приёмов педагогической деятельности: 
Наглядные методы: наблюдение; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций.
Практические методы: Коллективное создание «Золотого правила напутственного слова» Игра.

Словесные методы: чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; чтение стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией: рассказ воспитателя и детей; вопросы воспитателя и детей; беседа: рассказы детей о своих впечатлениях; разбор житейских ситуаций;

Игровые методы: дидактическая игра; игровые приёмы.

 

                                       

                                     Рефлексивно – оценочная часть:
                       Получение конкретного результата, подведение итогов: 

В результате проведенного занятия, дети задумались о себе, стали немного добрее, терпимее, пришли к пониманию напутственных слов, научились отличать добро от зла, стали более внимательны к свои родным людям и ко всем окружающим.
Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:

  • При планировании данного занятия я исходила из:
     Особенностей детей этого возраста (подготовительный возраст); 
  • Количества детей мальчиков и девочек 
    Предварительная работа была проведена в полном объеме:
    чтение сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», пересказ прочитанного вместе с воспитателем «Я начну, а ты продолжи»
  • Чтение фрагментов из сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»
  • Заучивание стихотворений, физкультминутки «Давным-давно жил царь горох»
      Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия.
     

Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия (познавательная беседа); структура с усложнениями от простого к сложного, учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет.
Длительность занятия соответствует САНПИНУ и гигиеническим требованиям.

  • Основной метод – беседа. Так же используем и другие методы:
     наглядные  (предметы, сюжетные картинки, соответствующие тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
     словесные – объяснение в сочетание с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения от имени воспитателя, от имени детей;
    как методический прием использован сюрпризный момент.,
  •  Дифференцированный подход к детям заключался в разделении детей по уровню развития и степенью овладения речевыми и познавательными навыками и умениями.
    Средства обучения в основном использованы наглядные.
  • Формы организации:
    а) фронтальный;
    б) игра;
    в) индивидуальный;
  •  Задачи полностью реализованы.
  • Самоанализ детьми своей работы: в ходе проведённого занятия дошкольники проявили организованность, активность, заинтересованность; показали высокий уровень усвоения знаний и умений, а так же умение творчески применять полученные знания и умения.
    Конспект ОД с детьми подготовительной группы по программе «Социокультурные истоки».

Воспитатель: Удавихина Ольга Сергеевна.

Тема ОД: «Напутственное слово».

Тема осваиваемой социокультурной категории: «Традиция слова».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: углублять представления детей о напутственных словах, доброте, как о ценном качестве человека.

Задачи:

Образовательная: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией

«Напутственное слово»; учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении; развивающая: продолжать развивать умение детей общаться; развивать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность);

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким, содействовать улучшению поведения ребенка, воспитывать навыки культурного общения.

Ход занятия. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.

А сейчас поприветствуем друг друга. Воспитатель и дети произносят слова:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку нам давай! Руки к солнцу потянулись, мы друг другу улыбнулись».

Посмотрите, солнцу понравилось, как мы с вами дружно улыбались, и оно заглянуло к нам в гости (показ иллюстрации солнца без лучей на магнитной доске).

Ребята, кажется, с солнцем что-то произошло. У него пропали лучики. Нужно ему помочь. Здесь какая-то записка. Баба-Яга украла и спрятала солнечные лучи. Нам нужно срочно отправиться в путешествие, найти лучи и спасти солнце. Появляется Баба Яга со словами: Ага лучи вы захотели найти, а вот ничего у вас не получится!

Чтобы лучики найти, нужно мои задания пройти. Но я то знаю у меня задания ох какие трудные, вам никогда их не выполнить! Я бабка очень вредная вот сейчас возьму еще и деток украду. (Уводит 6 деток для показа дальнейшей сказки)

Воспитатель с остальными детьми проходят задания от Бабы Яги.

Смотрите, да это же волшебный клубок, он нам поможет.

Восп. Ты клубочек помоги нам задания пройти

Задание № 1 Узнай рассказ.

Артикуляционная гимнастика (хомячек)совместно с гимнастикой для глаз.

Вы познакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом. Как он назывался? Ветер и солнце.

Как же солнцу удалось добиться гораздо больше, чем ветру? Кто автор рассказа?

Молодцы правильно. Есть у меня волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем какого человека можно назвать добрым? Благодарных, веселых, хороших, искренних, светлых, замечательных, вежливых, заботливых, родных, ласковых.

Раньше в старину говорили: «Ласковое слово – что весенний денек». Как вы понимаете? Ласковое слово теплое, нежное, поднимает настроение всем, дает хороший заряд на целый день. Как весенний солнечный денек.

Задание № 2 Узнай напутственное слово.

Восп: А вы сможете узнать напутственные слова? Да сможем.

Тогда слушайте отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане». На экране появляются отрывки из сказок

Как называется первая сказка, вторая сказка? Кто написал эти сказки? Какие напутственные слова вы услышали

Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.

Проходим дальше

Задание № 3: Игра «Кто пожелал тебе доброго пути?» (по типу игры «Кто позвал?»)

Восп: Когда мы говорим «Доброго пути», «Самого доброго пути»? Когда провожаем на работу маму, папу, брата, сестру.

Зачем мы говорим эти слова? Дети отвечают.

Напутственные слова – это слова – напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. А вы знаете, что эти слова волшебные?

Дети отвечают.

Великая сила скрыта в напутственном слове – слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят: Какими напутственными словами вас провожают родные в детский сад? Оставайся с Богом, всего тебе доброго.

Что вы чувствуете, когда слышите добрые слова напутствия? Радость, заботу, любовь.

Физкультминутка.

Давным – давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал.

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал

За солнышко хватался.

Задание №4 показ сказки Маша и медведь

Восп: ребята последнее задание от Бабы Яги за лучиками от солнышка и нашими детками мы должны с вами попасть в сказку, но что бы нам туда попасть нам нужно произнести волшебные слова: «На месте повертись, на месте покружись, с нами в сказке очутись Играет мелодия из сказки, все попадают в сказку. (Инсценировка сказки Маша и медведь).

Восп: Молодцы, ребята. Вот мы и нашли с вами солнечные лучики.

Последнее препятствие на нашем пути. Возьмите каждый по одному лучику. Вам нужно найти лучи, на которых написаны напутственные слова. Можете со своим соседом. Ведь говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше».

Нам пора возвращаться в группу, ведь мы должны вернуть солнцу лучи. Говорим слова: «На месте повертись, на месте покружись, снова в группе очутись». В группе нас встречает Русская красавица с угощением (от добрых слов и дел баба яга превратилась в красавицу) 

Пожелание от бабы Яги:

Так что, Ребятки, понапрасну,

 Не печальтесь никогда.

В жизни всё будет прекрасно,

Только добро делайте всегда! 

Заключительный этап. 

Рефлексия: Прикрепляют лучики к солнышку на доску.

Пожалуйста, поделитесь своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что-то для себя новое? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? Было ли было ли занятие полезным для Вас? 

Ребенок:

Хотите счастье подарю?

Отмерю столько, сколько надо.

Его горстями раздаю,

Я Вам насыпать счастья рада!

Берите больше, про запас.

Его не будет слишком много.

Пусть защитит от горя Вас

И солнцем светит Вам в дорогу.

А Вы поделитесь с роднёй

Раздайте всё – до самой крошки!

И обойдя весь шар земной, оно вернётся к Вам в ладошки!

 (Раздают гостям сердечки)

Восп: Желаю, чтобы дома у вас жило только добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

АНКЕТА об участии в онлайн-занятии Межрегиональной Педагогической мастерской «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» «ИСТОКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Развитие умений обучащихся, анализировать способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у детей 5-8лет, гордости за великий подвиг и вел...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....