Программа по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного и школьного возраста " Поклонимся великим тем годам".
рабочая программа
Направления программы выбраны не случайно. Патриотизм, гражданственность и толерантность, как составная часть культуры межнационального общения – эти понятия неразрывно связаны между собой. Становление человека как гражданина всегда начинается с его малой Родины – места, где он родился. Все большое всегда начинается с малого. Так и любовь к Родине начинается с семьи, родного дома, родной улицы, родного города, родного края. Знания о своей малой Родине является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 71.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального обслуживания Московской области
Государственного социального семейного центра помощи
семье и детям Московской области
«Преображение»
ПРОГРАММА ПО
ВОЕННО-ПАТРИОТЕЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ
ГОДАМ…»
Разработчик: педагог дополнительного образования Климова Н.В.
Егорьевск
2022
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.» В.В.Путин
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 30 ноября 2011 года гласит: «Большое внимание нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, востребованы и сегодня». Сегодня мы считаем особенно важно обратиться к национальным традициям, восстановить, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколение, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые еще живы в людях старшего поколения, чувство любви к своему народу.
Сегодня курс социальных программ нашего государства неразрывно связан с проблемами, интересами и потребностями подрастающего поколения. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно - исторический и другие компоненты. Особенно актуален поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. На наш взгляд, актуальность программы заключается в том, что все ее направления разработаны с целью коррекции именно тех девиаций, которые мешают гармоничному развитию личности наших воспитанников.
У нас в центре проводятся мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, проходят уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Когда дети только поступают в центр, я провожу с ними беседы, в результате которых выявляются определенные проблемы. Я заметила, что у ребят снижена планка жизненных ценностей, они имеют смутное представление о героическом прошлом России, немного знают о своей «малой» Родине, мало знакомы с главными атрибутами государственности, своими гражданскими правами и обязанностями. Для воспитанников слово «патриотизм» ассоциируется в основном с любовью к своей семье и близким. Я изучила ряд программ по патриотическому воспитанию и пришла к выводу , что для работы с детьми в нашем центре нужна адаптированная к нашим воспитанникам модифицированная программа, которая может охватить весь комплекс проблем, стоящих перед нашим учреждением в современных условиях. Это послужило основанием для разработки программы «Поклонимся великим тем годам», которая предусматривает формирование и развитие у детей социально значимых ценностей, патриотизма, толерантного сознания, активной гражданской позиции.
Направления программы выбраны не случайно. Патриотизм, гражданственность и толерантность, как составная часть культуры межнационального общения – эти понятия неразрывно связаны между собой. Становление человека как гражданина всегда начинается с его малой Родины – места, где он родился. Все большое всегда начинается с малого. Так и любовь к Родине начинается с семьи, родного дома, родной улицы, родного города, родного края. Знания о своей малой Родине является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного и школьного возрастов.
Патриотическое воспитание воспитанников— это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери».
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества. В нашей истории можно найти немало примеров, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи. Патриотическое чувство присутствует в каждом народе. Но наш народ в силу его многотрудной исторической судьбы видит в нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности, словом всего того, что на протяжении столетий воспринимается, как русский характер. Ключевыми для нас стали следующие теоретические идеи:
«Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство - силою его патриотизма.» Николай Гаврилович Чернышевский.
Патриотизм, был и остается нравственным принципом, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать.
Воспитание патриотизма сегодня, как никогда, актуально. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет никакой ответственности. Ведь, если ребенок не думает о своём народе, родителях, прадедах, об их истории, традициях, передающихся из поколения в поколение, о нормах поведения, взглядах на жизнь, то, выходит, у него нет дома, нет корней. Потому что дом – это ответственность и порядок в нём. Человек без патриотизма, по существу, не имеет своей страны. Это «человек мира», вроде как бездомный. Жить без своих корней просто невозможно. Их надо воспитывать, важно часто заглядывать в семейный альбом, вспоминать свою родословную, знать, кто ты и откуда родом. Следует совершать заочную экскурсию в прошлое. Просто чаще вести диалоги детей и взрослых.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своего края: о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили свой край, Отечество.
Особое внимание в разработке направлений коррекционно-развивающей модифицированной программы дополнительного образования было уделено следующим моментам и принципам:
- адаптированности теоретического материала и его подаче в игровой форме, что дает наилучший результат в усвоении знаний; укреплении умений и навыков;
- развитию коммуникативных навыков воспитанников через организацию встреч с ветеранами В.О.В., через участие в интеллектуальных поединках, творческих мероприятиях;
- привитию морально-этических норм поведения через трудовые десанты у монументов Славы, где помимо уборки и частичной реконструкции проводятся беседы, диспуты, встречи с интересными людьми.
- принципу системности
- принципу единства диагностики и коррекции
Данная программа призвана подготовить и воспитать гармонически развитую личность будущего защитника Отечества, который достойно пройдет службу в вооруженных силах России.
Программа «Поклонимся великим тем годам…» разработана в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Цели и задачи программы.
Цель:
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны; создание наиболее благоприятных условий и возможностей для воспитания у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, патриотизма, гражданственности и толерантности.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
- Знакомство несовершеннолетних с историей Родины, района, города, народными традициями; воспитание чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором они живут;
- формирование бережного отношения к природе Родины и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование знаний о правах и обязанностях человека;
- знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Расширение представлений о героических профессиях, а также о героических и исторических датах нашей истории; воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Программа рассчитана для работы с воспитанниками, находящимися в социально -реабилитационном центре.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Программа рассчитана на работу с воспитанниками центра с сентября по май включительно.
Форма реализации программы -групповая. Программа включает в себя 36 занятий, продолжительностью 40 минут каждое занятие. Данная программа решает один из важнейших вопросов, стоящих перед нашим учреждением: воспитание достойных граждан нашей страны.
Структура программы:
1 раздел «Богатыри земли русской»
Цель: пропаганда героических профессий, а также героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Одна из важнейших задач этого направления - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминающее о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
2 раздел «Родники»
Цель: представления подростков о родном крае, воспитание чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором они живут. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры подростков.
Материал данного раздела построен на логической цепочке, которая акцентирует внимание воспитанников на основных понятиях - Россия, малая Родина как часть России, родной город, улица, моя семья, Я сам в семье.
3 раздел «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас»
Цель: Формирование правосознания и гражданской ответственности воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
При условии успешной реализации программы будет наблюдаться положительная динамика в :
1. Формировании чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление себя гражданином и патриотом своего народа.
2.Формировании уважения и чувства долга по отношению к окружающей природе.
3. Развитии творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
Результативность реализации программы патриотического воспитания измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников к выполнению своего гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.
Итоги работы по программе:
Диагностика.
Мною был проведена диагностика отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию детей, диагностика уровня патриотизма. Опрос ребят показал, что воспитанники не сомневаются в том, что нужно любить Родину, следовать национальным культурным традициям. Однако осознанное понимание самобытности России встречаeтся лишь в 20% ответов воспитанников.
I. “Патриотизм” как духовная ценность
При поступлении воспитанники имели:
Низкий-50%, средний-30%, высокий-20%.
По окончании реабилитации:
Низкий-25%, средний-45%, высокий-30%.
Учебный план программы
N | Наименование разделов | всего часов | в том числе | форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | «Богатыри земли Русской» | 8,4ч | 0,5 ч (или в минут) | 1,5 | наблюдение |
2 | «Родники» | 8,4 ч | 1 ч | 7 ч | наблюдение |
3 | «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас» | 8,4ч | 1 ч | 1 ч | диагностическое обследование |
Итого | 25,2ч | 2,5 ч | 9,5 ч |
|
Учебно-тематический план программы
наименование блоков | всего часов | в том числе | форма контроля | ||
теоретических | практических | ||||
1 | «Богатыри земли русской» | 8,4 | 6ч 15 мин | 2ч 25 мин | |
«Никифор Михайлович Бардыгин» | О,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«Победа русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турками» | 0,7ч | 40 мин- | наблюдение | ||
«Битва под Москвой» | 0,7ч | 10 мин | 30 мин | наблюдение | |
«А.В.Суворов- великий русский полководец. | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«Чье детство пришлось на военные годы» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
«Боевая романтика ВДВ» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
«Пехота-царица полей» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
«День Защитника Отечества» | 0,7ч | 40 мин | Подведение итогов | ||
«Наша Москва- всей стране голова» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
«Государь батюшка, государыня матушка» | 0,7ч | 15 мин | 25 мин | Подведение итогов | |
«О космосе» | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«Тепло любимых песен В.П. Соловьего -Седого» | 0,7ч | 40 мин | подведение итогов | ||
2 | «Родники» | 8,4ч | 4ч 25 мин | 4 ч15 мин | |
«Что такое патриотизм» | 0,7ч | 40 мин |
| наблюдение | |
«Что я знаю о городе своем» | 0,7 | 10 мин | 30 мин | викторина | |
«Помни корни свои» | 0,7ч | 15 мин | 25 мин | наблюдение | |
«История борьбы с иноземными захватчиками» | 0,7ч | 40 мин | круглый стол | ||
«С думой о России» | 0,7ч | 10 мин | 30 мин | анкетирование | |
«Кремлевские чудеса» | 0,7ч | 40 мин | |||
«Блокада Ленинграда» | 0,7ч | 15 мин | 25 мин | анкетирование | |
Просмотр документальных хроник о блокаде | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«Сталинграду –слава» | 0,7ч | 15 мин | 25 мин | наблюдение | |
«День православной книги» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
«Наша Родина-Россия» | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
Тематическое занятие, посвященное Дню Победы | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
3 | «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас» | 8,4ч | 5 ч | 3ч 4мин | |
«Государственное управление России» | 0,7ч | 40 мин |
| анкетирование | |
«История создания государственного герба России» | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«История создания государственного гимна России» | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«Символы государства» | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«История российской армии» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
«Конституция Р.Ф.» | 0,7ч | 40 мин | анкетирование | ||
«По космическим тропам» | 0,7ч | 10 мин | 30 мин | наблюдение | |
« День космонавтики» | 40 мин | наблюдение | |||
«Творческая мастерская» | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
Шефство над памятником павшим воинам | 0,7ч | 40 мин | наблюдение | ||
Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне | 0.7ч | 10 мин | 30 мин | наблюдение | |
«Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?» | 0,7ч | 15 мин | 25 мин | наблюдение | |
Итого | 25.2ч | 15.4ч | 9,8 ч |
|
Учебная программа
Программа «Поклонимся великим тем годам…»
1 раздел «Богатыри земли русской»
Цель: пропаганда героических профессий, а также героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Одна из важнейших задач этого направления - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминающее о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
Занятие 1.Н.М. Бардыгин- биография
Цель: знакомство с основателем родного города, привитие уважения к великим деяниям предков
Занятие проводится в виде ознакомительной беседы с использованием демонстративного материала и технических средств.
Занятие 2 Победа русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турками.
Цель :воспитание чувства гордости к прошлому нашей Родины.
Занятие проводится в виде беседы, используются технические средства. Заканчивается занятие обсуждением подвига Нахимова.
Занятие 3 Битва под Москвой;
Занятие 4 А.В.Суворов- великий полководец
Цель: Знакомство воспитанников с историческими датами нашей Родины.
На занятиях воспитанники знакомятся с документальными хрониками событий, в процессе беседы делятся своими мыслями, подводится итог.
Занятие 5 Чье детство пришлось на военные годы…
Цель: знакомство воспитанников с историей жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Занятие посвящено детям войны. Используются музыкальные произведения на эту тему, стихотворения. Приглашаются участники тех далеких событий для беседы с детьми.
Занятие 6 Боевая романтика ВДВ.
Занятие 7 Пехота-царица полей
Занятие 8 День защитника Отечества
Цель: Пропаганда героических профессий, воспитание чувства гордости к своей Родине.
На занятие дети встречаются с участниками боевых событий, в процессе беседы знакомятся с профессией военного, готовятся к службе в армии.
Занятие 9 Наша Москва- всей стране голова.
Цель: Воспитанники рассказывают о Москве, делятся своими знаниями о историческом прошлом столицы .На практической части детям предлагается нарисовать достопримечательности столицы и подводится итог.
Занятие 10. Государь батюшка, государыня матушка.
Цель: Воспитание уважения к предкам, ознакомление с их прошлым. Занятие проводится в игровой форме. Дети узнают о быте людей на Руси, уважении и почитании родителей.
Занятие 11 О космосе- презентация, рассказывающая о первых людях побывавших в космосе.
Цель: Знакомство с первооткрывателями космических просторов.
Занятие 12.Тепло любимых песен В.П. Соловьего- Седого.
Цель: воспитание уважения к людям творческих профессий.
На занятии дети знакомятся с известными песнями автора, их историей создания, исполнителями и сами исполняют некоторые из этих песен.
2 раздел «Родники»
Цель: представления подростков о родном крае, воспитание чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором они живут. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры подростков.
Материал данного раздела построен на логической цепочке, которая акцентирует внимание подростка на основных понятиях - Россия, малая Родина как часть России, родной город, улица, моя семья, Я сам в семье.
Занятие 1.
Что такое патриотизм
Занятие 2. Что я знаю о городе своем.
Занятие 3.Помни корни свои.
Занятие 4.История борьбы с иноземными захватчиками.
Занятие 5 С думой о России.
Занятие 6. Кремлевские чудеса
В теоретических частях занятий дети знакомятся с героическим прошлым своего города, страны, достопримечательностями Москвы. В практических частях занятий используются разнообразные методы работы для контроля над усвоением материала: викторина, беседа, конкурс рисунков.
Занятие 7 Блокада Ленинграда.
Занятие 8 Просмотр документальных хроник о блокаде.
Занятие 9 Сталинграду –слава!
Цель: Привитие уважения к историческим событиям городов , победившим в войне, благодаря мужеству наших воинов-освободителей.
Рассказ педагога о событиях прошлых лет, документальные хроники.
Занятие 10.День православной книги
Цель: Ознакомление с трудами первопечатника Ивана Федорова, приобщение к истокам.
14 марта отмечается праздник День православной книги.
Рассказ о жизни И.Федорова. Использование аудиозаписи(«Прозрение»)
Беседа о православных книгах.
Занятие 11 Наша Родина Россия.
Занятие 12 Посвящается Дню Победы.
Цель: воспитание уважения к памяти павших воинов, привитие чувства патриотизма.
Раздел завершается праздником, посвященным Дню Победы.
3 раздел «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас»
Цель: Формирование правосознания и гражданской ответственности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
3 раздел «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас»
Цель: Формирование правосознания и гражданской ответственности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право
Занятие 1 Государственное управление России.
Занятие 2История создания государственного герба России
Занятие 3 История создания государственного гимна России
Занятие 4 Символы государства
Занятие 5 История российской армии
Занятие 6 Конституция РФ
Цель: Знакомство с государственной символикой, органами власти.
Занятия проходят в форме бесед с опросами в конце.
Занятие 7 По космическим тропам.
Занятие 8 День космонавтики
Занятие 9 Творческая мастерская
Цель: Воспитание уважения к людям героических профессий.
Занятие 10 Шефство над памятником павшим воинам
Занятие 11 Просмотр фильмов о В.О.войне
Занятие 12 Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?
Цель: Привитие чувства патриотизма, Воспитание уважения к великим событиям нашей страны.
На занятия приглашаются участники В.О.войны, проходит беседа с воспитанниками о прошедших великих подвигах наших людей. Дети сами принимают участие в постановке праздничного мероприятия.
Данная программа представляет собой определённую систему форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Разнообразные методы работы:
- метод театрализации;
- соревновательный метод;
- метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора);
- метод интерактивного общения;
- стимулирование;
- метод доверия и сотрудничества.
Существует множество различных форм реализации программы по патриотическому воспитанию.
В своей программе я использую:
- театрализованные представления;
- литературно-музыкальные гостиные;
- поэтические гостиные;
- праздники;
- конкурсные программы;
Поставленные мною воспитательные задачи выполнены. Коррекционно-реабилитационная деятельность по разработанным мною программам и планам воспитательной работы будет продолжена.
С 2021 года активно работаю над созданием развивающей предметно – пространственной среды в группе, оборудование размещаю по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: имеются материалы, соответствующие интересам младших и старших школьников.
Для себя я наметила перспективу дальнейшего развития: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов. Для дальнейшего совершенствования и развития необходимо прохождение курсов повышения квалификации.
Литература:
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2020— №4 – с. 23.
Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 2020- с. 138.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2020 — №8 – с.17.
Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2021 — №1 — с. 22.
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».
«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"
Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связ...
Проект в старшей группе "Квест - технологии как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация на тему " Квест - технологии"...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста к 75-летию Великой Победы "Они защищали Родину!"
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»
Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...
Нравственно-Патриотическое воспитание для детей старшего дошкольного возраста.Великая Отечественная война.
Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тво...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моё Сафоново»
Создание системы работы в ДОУ и условий для формирования у детей старшего дошкольного основ патриотизма и гражданственности; развития эмоций и чувств по отношению к своему городу, способствующих прояв...