Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моё Сафоново»
рабочая программа (старшая группа)
Создание системы работы в ДОУ и условий для формирования у детей старшего дошкольного основ патриотизма и гражданственности; развития эмоций и чувств по отношению к своему городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_npv.docx | 54.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Аленка»
г Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 18)
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
«Моё Сафоново»
Автор программы Полявкина Татьяна Владимировна
2024
Оглавление
Педагогические принципы программы 4
Нормативное обеспечение программы 5
Планируемые результаты освоения программы. 5
Характеристики особенностей детей старшего дошкольного возраста 6
Содержательный раздел программы 6
Методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к реализации программы 7
Содержание методической работы с педагогами ДОУ 7
Развивающая предметно-пространственная среда 8
План проведения коллективных форм организации детей в рамках проекта «Моё Сафоново» 10
Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей 10
Экскурсии выходного дня «Мой город родной». 11
Организационный раздел программы. Распорядок и режим дня 11
Образец листа достижений дошкольников 14
Пояснительная записка
Программа «Моё Сафоново» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагоги дошкольного образовательного учреждения используют её как часть основной образовательной программы ДОУ.
. В программе представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста, педагогического процесса, работа с родителями воспитанников и социумом по реализации главной цели - воспитание гражданина и патриота своей родины. В основе регионального компонента стоят задачи развития у старших дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, воспитание гражданственности и патриотизма детей. Кроме традиционных форм, методов и средств, используемых педагогами ДОУ в работе с детьми и родителями, в программе отражены новые подходы в этом направлении деятельности детского сада.
Основная идея программы «Моё Сафоново» заключается в создании системы работы по целенаправленной и последовательной деятельности в воспитании детей гражданами и патриотами своей родины.
Актуальность. В настоящее время проблема нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной.
Под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формировании в ребенке нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщение к национальной культуре, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С детства мы должны воспитывать детей людьми, имеющими чувство Родины, любящими свою страну, ее культуру и историю.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.
В современном мире невозможно воспитать достойного гражданина, если его интересы не будут направлены на улучшение того места, где он живет, а что-то улучшить невозможно, не получив достаточных сведений об объекте.
Любовь к Родине начинается с любви к собственному городу. Сформировав у детей знания о городе, воспитав в них любовь и уважение, научив ценить каждую мелочь, мы сможем добиться зарождения чувства любви к Родине.
В детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается закладываться в ребенке с того, что и кого он видит перед собой, что вызывает отклик в его душе.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю, которое начинается со знакомства со своей семьей, своим детским садом, со своим городом - малой родиной, историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Ребенок старшего дошкольного возраста способен и должен полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, потому что дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
Цель и задачи программы
Цель: создание системы работы в ДОУ и условий для формирования у детей старшего дошкольного основ патриотизма и гражданственности; развития эмоций и чувств по отношению к своему городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции.
Задачи:
- - Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- - Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- - Формировать у детей представления о символике родного города (герб).
- - Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Воспитывать у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, к своему народу, его обычаям, традициям.
Педагогические принципы программы
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
- Принцип доступности, суть которого заключается в соответствии содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, детского сада, города, общества и государства.
- Принцип сотрудничества с семьей, общественными организациями города Сафоново
- Принцип возрастной адекватности образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).
- Принцип признания детей полноценными участниками образовательных отношений.
- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания.
- Принцип научности как основа сведений об истории и культуре родного города.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий детей в разных видах деятельности.
Нормативное обеспечение программы
- Закон «Об образовании РФ».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416
«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения программы.
- Проявление детьми интереса к малой родине,
- Хорошая ориентация не только в ближайшем к дому и детскому саду окружении, но и на главных (центральных)улицах города;
- Знание и выполнение правил поведения в городе;
- Проявление любознательности по отношению к родному городу и краю, его истории, культуре и знаменитым людям, памятникам;
- •Включение детей и их родителей в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины и другие виды самостоятельной и совместной взросло- детской деятельности;
- Проявление инициативы в социально значимых делах: участие в социально значимых событиях,
- Отражение свои впечатлений о малой родине в разных видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой, продуктивно творческой);
Характеристики особенностей детей старшего дошкольного возраста
У детей старшего дошкольного возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие
«открытия». Дети старшего дошкольного возраста способны в доступной форме получать представления о географическом и климатическом расположении своей малой родины; знакомиться с традициями, историческим прошлым казачества и настоящим малой родины. Они начинают сопоставлять свой личный опыт с увиденным, услышанным и на этой основе делать самостоятельные выводы.
У детей этого возраста проявляется интерес к истории своей малой родины, к её людям, к культуре и природе; а также желание участвовать в праздновании традиционных для страны и региона праздниках и социальных акциях страны и города.
Содержательный раздел программы
В содержательном разделе программы представлены: план работы по организации педагогического процесса, план работы по организации детской и взросло-детской деятельности, план работы с семьями воспитанников и социумом.
Воспитательно-образовательный процесс, направленный на воспитание гражданина и патриота, виды и формы этого направления деятельности представлены в пяти образовательных областях («Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») на основе принципа интеграции содержания и участников образовательных отношений.
Методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к реализации программы
Залогом успешной реализации задач программы является профессиональная компетентность педагогических работников ДОУ. Этому служит хорошо организованная педагогическая деятельность и методическая поддержка на всем протяжении реализации программы. Кроме знания содержания программы и планирования образовательных ситуаций, обогащающих практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о своем городе, о родном крае, педагоги должны:
-продумывать содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
-определять единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
-соблюдать гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- осуществлять развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;
-сочетать совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
-создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом регионального компонента в образовательном процессе;
-наблюдать, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
-сотрудничать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития дошкольников.
Содержание методической работы с педагогами ДОУ
- Консультации:
-«Реализация регионального компонента в системе в образовательной работе с дошкольниками»
-«Комплексно-тематическое планирование воспитательно образовательного процесса»
-«Педагогическая диагностика по усвоению содержания программы Приложение № 1
- «Детские тематические проекты по краеведению в старших и подготовительных группах ДОУ».
- Творческие отчеты и видео-презентации педагогов по реализации задач программы.
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
-Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
-Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; двигательную активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
- Возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал (альбомы, макеты, оборудование и т.д.) обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования
. Примерное содержание предметно-развивающей среды в группах при ознакомлении дошкольников с родным краем и городом
-Карты России. Смоленской области, города Сафоново и Сафоновского района
-Гербарий и наборы картинок растительного и животного мира Смоленщины
-Фотоальбомы «Наш город», «Праздники Сафоновского района», «Земляки, которыми мы гордимся»
-Материалы для творческой деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и др.)
Планирование детской и взросло-детской деятельности в рамках программы «Моё Сафоново»
Образовательный процесс в рамках программы осуществляется по 2-ум направлениям: работа педагогов с детьми в группе и коллективные формы организации совместной деятельности в масштабе ДОУ. Мероприятия в
комплексно-тематическом плане групп и коллективные мероприятия по краеведению охватывают все образовательные области, содержание которых интегрируются естественным образом, реализуя тем самым главную цель программы.
Задачи познавательного развития:
- дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире;
- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);
- формировать бережное отношение к природе родного края. Задачи художественно-эстетического развития:
- знакомить с культурным наследием Сафонова, развивать интерес к местным традициям ;
- учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах изобразительной и продуктивно творческой деятельности.
Задачи социально-коммуникативного развития:
- воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного края;
-формировать желание участвовать в социально значимых мероприятиях в масштабах ДОУ, города, региона.
Задачи физического развития:
- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы :
- знакомить детей со спортивными объектами Сафонова;
-формировать стремление детей заниматься спортом Задачи речевого развития:
- знакомить с писателями Смоленцины, их творчеством;
- формировать интерес к произведениям устного народного творчества Смоленщины;
-развивать желание и умение составлять свои рассказы и сказки о родном городе.
Примерные виды и формы работы в группах детей старшего дошкольного возраста
- Рассказывание и чтение детской художественной литературы .
- Разучивание стихов о городе.
- Разнообразные виды деятельности в мини-музеях группы;.
- Продуктивная деятельность в творческих мастерских с участием родителей воспитанников.
- Реализация детских тематических проектов о природе, людях, культуре, спорте в городе Сафоново.
- Игры-путешествия по родному городу, виртуальные экскурсии.
- Дидактические игры, игры-фантазии «Город будущего».
- Изобразительная деятельность «Мой любимый город».
- Викторины о родном городе.
- Встречи с родителями детей «Все профессии важны, все профессии нужны».
- Создание гербариев «Растения моего города», фотоальбомов «Мы и наш город».
- Исследовательская и трудовая деятельность на экологической тропе.
План проведения коллективных форм организации детей в рамках проекта «Моё Сафоново»
Содержание | Ответственные |
Экскурсии:
-экскурсии на предприятия города
| Воспитатели Родители |
Интеллектуальные игры: -«Мир растений и животных Смоленщины» -«Я знаю и люблю свой город» | Воспитатели |
Спортивные праздники и соревнования -«Веселые старты» (в рамках районных соревнований) -«Папа, мама, я - спортивная семья» | Инструктор по физвоспитанию Родители |
Конкурсы -«Мисс малышка» -Конкурс детских тематических проектов (в рамках районного конкурса) | Воспитатели Родители |
Выставки: -Выставка семейных фотографий «Семьи счастливые моменты» -Выставка детских рисунков «Мой город» | Воспитатели Родители |
Социальные акции:
| Воспитатели Родители |
Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей
В старшем дошкольном возрасте педагоги строят свое взаимодействие с родителями на основе укрепления уже сложившихся деловых и личных
контактов с родителями воспитанников. В связи с этим совместная реализация задач программы не вызывает особенных трудностей. Но, как и в любом направлении образовательной деятельности ДОУ, реализация данной программы требует педагогической поддержки родителей. И в первую очередь важна постоянная информированность родителей о предстоящей деятельности и ознакомление их с содержанием программы. Этому способствует:
- размещение информационных вестников, планов работы на текущий месяц и объявлений в родительском уголке;
- проведение консультаций по предстоящему направлению совместной деятельности;
- письменные рекомендации (папки раскладушки, памятки) по гражданско- патриотическому воспитанию детей в семье.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия детей и родителей в условиях детского сада выстраивается по результатам собеседований и анкетирования родителей.
Виды и формы совместной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках программы «Моё Сафоново»
Экскурсии выходного дня «Мой город родной».
- Создание мини-музеев в группах.
- Участие в подготовке и проведении традиционных мероприятий ДОУ и социальных акций.
- Проведение занятий в творческих мастерских.
- Встречи с детьми с рассказом о своей профессии и важности её для города (в сопровождении с видео-презентацией).
- Создание семейного фотоальбома «Мы из Сафоново».
- Участие в выставках ДОУ изобразительной и продуктивно-творческой направленности.
Организационный раздел программы. Распорядок и режим дня
Как и в любом направлении образовательного процесса в ДОУ, все виды и формы детской и совместной взросло-детской деятельности по краеведению организуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиям к чередованию разнообразной активной деятельности и отдыха. В организации традиционных мероприятий ДОУ воспитатели используют единую тему, в которой сочетаются образовательные ситуации, игра,
изобразительная и музыкальная деятельность и другие виды деятельности. В организации образовательной деятельности любого вида деятельности детей (в НОД и режимных моментах) по реализации задач программы воспитатели используют методические пособия, рекомендации, WEB -ресурсы, литературу по изучению Смоленской области, наглядно-дидактические пособия и игры. Для самостоятельной детской деятельности в группе воспитатели совместно с родителями организуют предметно-развивающую среду с учетом регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.
Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в рамках программы «Город моего детства»
Предметно-пространственная среда групп организуется по принципу полузамкнутых небольших микропространств, способствующих играм и общению детей по 3-5 человек. В большинстве центров активности группы размещены необходимые материалы и оборудование по краеведению:
- в центре познания
- развивающие и речевые игры, оборудование для экспериментально- исследовательской деятельности;
- в литературном центре
- книги о Смоленской области, энциклопедии;
- в игровом центре
- дидактические игры, атрибуты для сюжетных игр (например, мир животных и растений Смоленщины);
- в центре творчества
- оборудование и средства для изобразительной деятельности, лепке, конструированию.
Используемая литература
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
- Программа "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы
- Методические пособия, разработанные авторами программы «Детство»
- С.А.Козлова, «Мой мир», «Я - человек»,Методика экологического воспитания дошкольников»
- Е.В. Субботин «Ребёнок открывает мир
Приложение 1
Педагогическая диагностика по усвоению детьми содержания программы «Моё Сафоново»
Образец листа достижений дошкольников
«Достижения детей старшего дошкольного возраста на этапе завершения освоения программы»
Критерии:
- Знает элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
- Проявляет знания о социокультурных учреждениях города, краткой истории возникновения и развития своего города. Ориентируется на карте города. Знает социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеет представления о геральдике.
- Проявляет интерес к истории своего города, участвует в создании мини-музея о Сафонове
- Называет достопримечательности города Сафоново, имена знаменитых людей района и области, главные улицы города; с удовольствием участвует в социальных акциях и традиционных праздниках своей родины
- Имеет представление о разнообразии растений Смоленщины.
- Имеет представление об обитателях местной фауны, условиях обитания и приспособлении к ним животных обитателей местной фауны, некоторых особенностях поведения и образа жизни животных. С удовольствием участвует в дидактических и сюжетных играх о животных.
Условные обозначения: О - обычно
И - иногда Н
Н- никогда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Доклад на родительском собрании "Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста"
Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6- 7 лет)
laquo;Моя малая Родина – городок Рассказово»Как велика моя земля!Как широки просторы!Озёра реки и поляЛеса и степь и горы!Раскинулась моя земляОт севера до юга.Когда в одном краю ве...
Методическая разработка " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста" автор Ильина Марина Анатольевна представляет...
Картотека игр по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
В презентации представлены игры патриотического содержания для проведения совместной деятельности взрослых (родителей, педагогов) с детьми старшего дошкольного возраста....