Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моё Сафоново»
рабочая программа (старшая группа)

Полявкина Татьяна Владимировна

Создание системы работы в ДОУ и условий для формирования у детей старшего дошкольного основ патриотизма и гражданственности; развития эмоций и чувств по отношению к своему городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_npv.docx54.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Аленка»

 г Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 18)

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

 «Моё Сафоново»

Автор программы Полявкина Татьяна Владимировна

2024

Оглавление

Пояснительная записка        3

Цель и задачи программы        4

Педагогические принципы программы        4

Нормативное обеспечение программы        5

Планируемые результаты освоения программы.        5

Характеристики особенностей детей старшего дошкольного возраста        6

Содержательный раздел программы        6

Методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к реализации программы        7

Содержание методической работы с педагогами ДОУ        7

Развивающая предметно-пространственная среда        8

План проведения коллективных форм организации детей в рамках проекта «Моё Сафоново»        10

Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей        10

Виды и формы совместной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках программы «Моё Сафоново»        11

Экскурсии выходного дня «Мой город родной».        11

Организационный раздел программы. Распорядок и режим дня        11

Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в рамках программы «Город моего детства»        12

Используемая литература        12

Приложение 1        14

Образец листа достижений дошкольников        14

Пояснительная записка

Программа «Моё Сафоново» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагоги дошкольного образовательного учреждения используют её как часть основной образовательной программы ДОУ.

. В программе представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста, педагогического процесса, работа с родителями воспитанников и социумом по реализации главной цели - воспитание гражданина и патриота своей родины. В основе регионального компонента стоят задачи развития у старших дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, воспитание гражданственности и патриотизма детей. Кроме традиционных форм, методов и средств, используемых педагогами ДОУ в работе с детьми и родителями, в программе отражены новые подходы в этом направлении деятельности детского сада.

Основная идея программы «Моё Сафоново» заключается в создании системы работы по целенаправленной и последовательной деятельности в воспитании детей гражданами и патриотами своей родины.

Актуальность. В настоящее время проблема нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной.

Под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формировании в ребенке нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщение к национальной культуре, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С детства мы должны воспитывать детей людьми, имеющими чувство Родины, любящими свою страну, ее культуру и историю.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.

В современном мире невозможно воспитать достойного гражданина, если его интересы не будут направлены на улучшение того места, где он живет, а что-то улучшить невозможно, не получив достаточных сведений об объекте.

Любовь к Родине начинается с любви к собственному городу. Сформировав у детей знания о городе, воспитав в них любовь и уважение, научив ценить каждую мелочь, мы сможем добиться зарождения чувства любви к Родине.

В детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается закладываться в ребенке с того, что и кого он видит перед собой, что вызывает отклик в его душе.

Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю, которое начинается со знакомства со своей семьей, своим детским садом, со своим городом - малой родиной, историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Ребенок старшего дошкольного возраста способен и должен полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, потому что дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.

Цель и задачи программы

Цель: создание системы работы в ДОУ и условий для формирования у детей старшего дошкольного основ патриотизма и гражданственности; развития эмоций и чувств по отношению к своему городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции.

Задачи:

  1. - Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  2. - Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. - Формировать у детей представления о символике родного города (герб).
  4. - Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
  5. Воспитывать у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, к своему народу, его обычаям, традициям.

Педагогические принципы программы

  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
  • Принцип доступности, суть которого заключается в соответствии содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, детского сада, города, общества и государства.
  • Принцип сотрудничества с семьей, общественными организациями города Сафоново
  • Принцип возрастной адекватности образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).
  • Принцип признания детей полноценными участниками образовательных отношений.
  • Принцип        системного        подхода,        который        предполагает        анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания.
  • Принцип научности как основа сведений об истории и культуре родного города.
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий детей в разных видах деятельности.

Нормативное обеспечение программы

  1. Закон «Об образовании РФ».
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416

«О        совершенствовании        государственной        политики        в        области патриотического воспитания».

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения программы.

  • Проявление детьми интереса к малой родине,
  •         Хорошая ориентация не только в ближайшем к дому и детскому саду окружении, но и на главных (центральных)улицах города;
  • Знание и выполнение правил поведения в городе;
  •         Проявление любознательности по отношению к родному городу и краю, его истории, культуре и знаменитым людям, памятникам;
  • •Включение детей и их родителей в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины и другие виды самостоятельной и совместной взросло- детской деятельности;
  • Проявление инициативы в социально значимых делах: участие в социально значимых событиях,
  • Отражение свои впечатлений о малой родине в разных видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой, продуктивно творческой);

Характеристики особенностей детей старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие

«открытия». Дети старшего дошкольного возраста способны в доступной форме получать представления о географическом и климатическом расположении своей малой родины; знакомиться с традициями, историческим прошлым казачества и настоящим малой родины. Они начинают сопоставлять свой личный опыт с увиденным, услышанным и на этой основе делать самостоятельные выводы.

У детей этого возраста проявляется интерес к истории своей малой родины, к её людям, к культуре и природе; а также желание участвовать в праздновании традиционных для страны и региона праздниках и социальных акциях страны и города.

Содержательный раздел программы

В содержательном разделе программы представлены: план работы по организации педагогического процесса, план работы по организации детской и взросло-детской деятельности, план работы с семьями воспитанников и социумом.

Воспитательно-образовательный процесс, направленный на воспитание гражданина и патриота, виды и формы этого направления деятельности представлены в пяти образовательных областях («Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») на основе принципа интеграции содержания и участников образовательных отношений.

Методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к реализации программы

Залогом успешной реализации задач программы является профессиональная компетентность педагогических работников ДОУ. Этому служит хорошо организованная педагогическая деятельность и методическая поддержка на всем протяжении реализации программы. Кроме знания содержания программы и планирования образовательных ситуаций, обогащающих практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о своем городе, о родном крае, педагоги должны:

-продумывать содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;

-определять единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

-соблюдать гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

- осуществлять развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;

-сочетать совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;

-создать        развивающую        предметно-пространственную        среду        с        учетом регионального компонента в образовательном процессе;

-наблюдать,        как        развиваются        самостоятельность        каждого        ребенка        и взаимоотношения детей;

-сотрудничать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития дошкольников.

Содержание методической работы с педагогами ДОУ

  • Консультации:

-«Реализация        регионального        компонента        в        системе        в        образовательной работе с дошкольниками»

-«Комплексно-тематическое планирование воспитательно образовательного процесса»

-«Педагогическая        диагностика        по        усвоению        содержания        программы Приложение № 1

  • «Детские        тематические        проекты        по        краеведению        в        старших        и подготовительных группах ДОУ».
  • Творческие отчеты и видео-презентации педагогов по реализации задач программы.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:

-Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

-Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; двигательную активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;

  • Возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал (альбомы, макеты, оборудование и т.д.) обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования

. Примерное содержание предметно-развивающей среды в группах при ознакомлении дошкольников с родным краем и городом

-Карты России. Смоленской области, города Сафоново и Сафоновского района

-Гербарий        и        наборы        картинок        растительного        и        животного        мира Смоленщины

-Фотоальбомы «Наш город», «Праздники Сафоновского района», «Земляки, которыми мы гордимся»

-Материалы для творческой деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и др.)

Планирование детской и взросло-детской деятельности в рамках программы «Моё Сафоново»

 Образовательный процесс в рамках программы осуществляется по 2-ум направлениям: работа педагогов с детьми в группе и коллективные формы организации совместной деятельности в масштабе ДОУ. Мероприятия в

комплексно-тематическом плане групп и коллективные мероприятия по краеведению охватывают все образовательные области, содержание которых интегрируются естественным образом, реализуя тем самым главную цель программы.

Задачи познавательного развития:

  • дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире;
  • познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);
  • формировать бережное отношение к природе родного края. Задачи художественно-эстетического развития:
  • знакомить        с        культурным        наследием        Сафонова,        развивать        интерес        к местным традициям ;
  • учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах изобразительной и продуктивно творческой деятельности.

Задачи социально-коммуникативного развития:

  • воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного края;

-формировать желание участвовать в социально значимых мероприятиях в масштабах ДОУ, города, региона.

Задачи физического развития:

  • развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы :
  • знакомить детей со спортивными объектами Сафонова;

-формировать стремление детей заниматься спортом Задачи речевого развития:

  • знакомить с писателями Смоленцины, их творчеством;
  • формировать интерес к произведениям устного народного творчества Смоленщины;

-развивать желание и умение составлять свои рассказы и сказки о родном городе.

Примерные виды и формы работы в группах детей старшего дошкольного возраста

  • Рассказывание и чтение детской художественной литературы .
  • Разучивание стихов о городе.
  • Разнообразные виды деятельности в мини-музеях группы;.
  • Продуктивная деятельность в творческих мастерских с участием родителей воспитанников.
  • Реализация детских тематических проектов о природе, людях, культуре, спорте в городе Сафоново.
  • Игры-путешествия по родному городу, виртуальные экскурсии.
  • Дидактические игры, игры-фантазии «Город будущего».
  • Изобразительная деятельность «Мой любимый город».
  • Викторины о родном городе.
  • Встречи с родителями детей «Все профессии важны, все профессии нужны».
  • Создание гербариев «Растения моего города», фотоальбомов «Мы и наш город».
  • Исследовательская и трудовая деятельность на экологической тропе.

План проведения коллективных форм организации детей в рамках проекта «Моё Сафоново»

Содержание

Ответственные

Экскурсии:

  • историко-краеведческий музей города Сафоново
  • городская библиотека города Сафоново

-экскурсии на предприятия города

  • «Как красив наш парк осенью( зимой, весной, летом»
  • памятники города Сафоново

Воспитатели Родители

Интеллектуальные игры:

-«Мир растений и животных Смоленщины»

-«Я знаю и люблю свой город»

Воспитатели

Спортивные праздники и соревнования

-«Веселые        старты»        (в        рамках        районных соревнований)

-«Папа, мама, я - спортивная семья»

Инструктор        по физвоспитанию

Родители

Конкурсы

-«Мисс малышка»

-Конкурс детских тематических проектов (в рамках районного конкурса)

Воспитатели Родители

Выставки:

-Выставка        семейных        фотографий        «Семьи счастливые моменты»

-Выставка детских рисунков «Мой город»

Воспитатели Родители

Социальные акции:

  • «Посадим дерево»
  • «Синичкин день»
  • «Цветы для защитников Отечества» (для экскурсии к памятникам воинам – защитникам Отечества)
  • Открытка защитнику Отечества
  • Окна Победы

Воспитатели Родители

Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей

В старшем дошкольном возрасте педагоги строят свое взаимодействие с родителями на основе укрепления уже сложившихся деловых и личных

контактов с родителями воспитанников. В связи с этим совместная реализация задач программы не вызывает особенных трудностей. Но, как и в любом направлении образовательной деятельности ДОУ, реализация данной программы требует педагогической поддержки родителей. И в первую очередь важна постоянная информированность родителей о предстоящей деятельности и ознакомление их с содержанием программы. Этому способствует:

  • размещение информационных вестников, планов работы на текущий месяц и объявлений в родительском уголке;
  • проведение        консультаций        по        предстоящему        направлению совместной деятельности;
  • письменные рекомендации (папки раскладушки, памятки) по гражданско- патриотическому воспитанию детей в семье.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия детей и родителей в условиях детского сада выстраивается по результатам собеседований и анкетирования родителей.

Виды и формы совместной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках программы «Моё Сафоново»

Экскурсии выходного дня «Мой город родной».

  • Создание мини-музеев в группах.
  • Участие в подготовке и проведении традиционных мероприятий ДОУ и социальных акций.
  • Проведение занятий в творческих мастерских.
  • Встречи с детьми с рассказом о своей профессии и важности её для города (в сопровождении с видео-презентацией).
  • Создание семейного фотоальбома «Мы из Сафоново».
  • Участие в выставках ДОУ изобразительной и продуктивно-творческой направленности.

Организационный раздел программы. Распорядок и режим дня

Как и в любом направлении образовательного процесса в ДОУ, все виды и формы детской и совместной взросло-детской деятельности по краеведению организуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиям к чередованию разнообразной активной деятельности и отдыха. В организации традиционных мероприятий ДОУ воспитатели используют единую тему, в которой сочетаются образовательные ситуации, игра,

изобразительная и музыкальная деятельность и другие виды деятельности. В организации образовательной деятельности любого вида деятельности детей (в НОД и режимных моментах) по реализации задач программы воспитатели используют методические пособия, рекомендации, WEB -ресурсы, литературу по изучению Смоленской области, наглядно-дидактические пособия и игры. Для самостоятельной детской деятельности в группе воспитатели совместно с родителями организуют предметно-развивающую среду с учетом регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.

Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в рамках программы «Город моего детства»

Предметно-пространственная среда групп организуется по принципу полузамкнутых небольших микропространств, способствующих играм и общению детей по 3-5 человек. В большинстве центров активности группы размещены необходимые материалы и оборудование по краеведению:

  • в центре познания
  • развивающие и речевые игры, оборудование для экспериментально- исследовательской деятельности;
  • в литературном центре
  • книги о Смоленской области, энциклопедии;
  • в игровом центре
  • дидактические        игры,        атрибуты        для        сюжетных        игр        (например,        мир животных и растений Смоленщины);
  • в центре творчества
  • оборудование        и        средства        для        изобразительной        деятельности,        лепке, конструированию.

Используемая литература

  1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.
  2. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
  3. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  5. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
  7. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
  8. Программа "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы
  9. Методические пособия, разработанные авторами программы «Детство»
  10. С.А.Козлова,        «Мой        мир»,        «Я        -        человек»,Методика        экологического воспитания дошкольников»
  11. Е.В. Субботин «Ребёнок открывает мир

Приложение 1

Педагогическая диагностика по усвоению детьми содержания программы «Моё Сафоново»

Образец листа достижений дошкольников

«Достижения детей старшего дошкольного возраста на этапе завершения освоения программы»

Критерии:

  1. Знает элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
  2. Проявляет знания о социокультурных учреждениях города, краткой истории возникновения и развития своего города. Ориентируется на карте города. Знает социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеет представления о геральдике.
  3. Проявляет интерес к истории своего города, участвует в создании мини-музея о Сафонове
  4. Называет достопримечательности города Сафоново, имена знаменитых людей района и области, главные улицы города; с удовольствием участвует в социальных акциях и традиционных праздниках своей родины
  5. Имеет представление о разнообразии растений Смоленщины.
  6. Имеет представление об обитателях местной фауны, условиях обитания и приспособлении к ним животных обитателей местной фауны, некоторых особенностях поведения и образа жизни животных. С удовольствием участвует в дидактических и сюжетных играх о животных.

Условные обозначения: О - обычно

И - иногда Н

Н- никогда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

Доклад на родительском собрании "Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста"

Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»

Проект по  гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6- 7 лет)

laquo;Моя малая Родина – городок Рассказово»Как велика моя земля!Как широки просторы!Озёра реки и поляЛеса и степь и горы!Раскинулась моя земляОт севера до юга.Когда в одном краю ве...

Методическая разработка " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"  автор Ильина Марина Анатольевна представляет...

Картотека игр по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В презентации представлены игры патриотического содержания для проведения совместной деятельности взрослых (родителей, педагогов) с детьми старшего дошкольного возраста....