Программа Кружковой работы " Потешки помощники".
материал (младшая группа)
Данная программа направлена на развитие речевого общения; на формирование интереса и потеребности в чтении книг, а так же на знакомство с русским народным творчеством - потешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_lastochkinoy_s.yu_._2_mladshaya_gruppa._sayt.docx | 48.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Центр развития ребенка-детский сад №341»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ
РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Потешки-помощники»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации:1год
Составитель:
воспитатель
Ласточкина Снежана Юрьевна
г. Омск, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | страницы |
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Целевой раздел | 4-5 |
2.1. | Пояснительная записка | 6-7 |
2.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
3. | Содержательный раздел | 9 |
3.1. | Общие положения содержания Программы | 9 |
3.2. | Возрастные особенности развития детей | 10-12 |
3.3. | Тематическое планирование занятий | 13-17 |
3.4. | Методы и технологии | 18-19 |
3.5. | Формы сотрудничества с семьёй воспитанников | 18-19 |
4. | Организационный раздел | 20 |
4.1 | Материально-техническое обеспечение | 20 |
5. | Список литературы | 21 |
6. | Приложения №1 | 22-28 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | «Потешки – помощники» |
РУКОВОДИТЕЛЬ | Ласточкина Снежана Юрьевна |
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА | дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА | дети группы, родители, воспитатель |
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ | 1.Развитие речевого общения; 2.Формирования интереса и потребности в чтении книг; 3.Знакомство с русским народным творчеством-потешками. |
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения; 2. Формирование грамматического строя речи; 3. Развитие монологической и диалогической речи; 4. Развитие мелкой моторики 5. Развитие литературной речи; 6.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Дети будут знать потешки; изготовить совместно с родителями воспитанников книжки-малышки на тему: «Потешки-помощники». |
НАПРАВЛЕНИЕ | Художественное, речевое. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ | Книги, игрушки, фланелеграф, картинки, тексты потешек, фольклорная музыка, атрибутика для театрализации потешек. |
ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ | 1 раз в неделю по 10 минут (понедельник, 16:00-16:10) |
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ | 31 человек |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 1 год (с сентября по май) |
2. Целевой раздел
2. 1 Пояснительная записка
Потешки — замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения. Потешки развивают чувство доверия к окружающему миру. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.
Актуальность выбранной темы:
- воспитание звуковой культуры речи. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря;
- воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков;
- развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
- повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из Прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
- учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения;
- продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Потешки — малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Я разработала, совместную деятельность для детей младшей группы раненного развития «Потешки – помощники».
Цель программы:
1.Развитие речевого общения;
2.Формирования интереса и потребности в чтении книг;
3.Знакомство с русским народным творчеством-потешками.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас.Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Задачи программы:
1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения; 2. Формирование грамматического строя речи; 3. Развитие монологической и диалогической речи; 4. Развитие мелкой моторики; 5. Развитие литературной речи; 6.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Речевое развитие». Развивать речевое общение. Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
Образовательная область «Познавательное развитие». Способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- учить детей выражать доброжелательное отношение к сверстникам.
- побуждать к сочувствию и отзывчивости
2.2. Планируемые результаты освоения программы:
- развивается речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;
- обогащение словаря;
- умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
- инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
- повторять наиболее интересные, выразительные отрывки;
- договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
- читать наизусть потешки и небольшие стихотворения;
- рассматривать иллюстрации. По итогу планируется создать несколько книжек-малышек «Потешки-помощники», организовать выставку.
3.Содержательный раздел:
3.1. Общие положения содержания Программы:
Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к трудовой деятельности через малые формы фольклора; приобщение к русской народной культуре.
При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и новизну материала, для успешного освоения программы кружка занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября 2022г. по май 2023г.), обучение детей 3-4 лет. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю с сентября 2022 года по май 2023 года по 10 минут).
3.2. Возрастные особенности детей:
На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.
К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь).
На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. 18 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звук различение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
3.3. Тематическое планирование занятий:
Месяц | Тема | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | |
Сентябрь | |||
1. | Знакомство с потешкой «Пошёл котик на торжок». (Игрушка). | Познакомить детей с потешкой. | 4 занятия (по 10минут-1 занятие: итого 40 минут). |
2. | Разучивание потешки «Пошёл котик на торжок». | Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке, учить интонацией передавать вопросы и ответы. | |
3. | Драматизация потешки «Пошёл котик на торжок». | Обыгрывание потешки, учить передовать голосоминтонации героев. | |
4. | Рассказывание потешки « Пошел котик на торжок». | Закрепить текст потешки. | |
Октябрь | |||
1. | Потешка « Тили-тили-тили-бом» ( Игрушка). | Познакомить детей с потешкой, вызвать желание у детей оказать помощь. | 5 занятий (по 10минут-1 занятие: итого 50 минут). |
2. | Разучивание потешки « Тили-тили-тили-бом». | Выучить потешку с детьми, давая возможность закончить фразу, беседа по потешке. | |
3. | Драматизация потешки «Тили-тили-тили-бом». | Обыгрывание потешки, учить передовать голосоминтонации героев. | |
4. | Рассказывание потешки «Тили-тили-тили-бом». | Закреплять текст потешки. | |
5. | Потешка «Водичка, водичка, умой Насте (Саше) личико…» | Повторить потешку. | |
Ноябрь | |||
1. | Потешка « Кисонька-мурысонька» (Игрушка). | Познакомить детей с потешкой, вызвать желание у детей оказывать помощь кошке. | 4 занятия (по 10минут-1 занятие: итого 40 минут). |
2. | Разучивание потешки «Кисонька-мурысонька». | Выучить потешку с детьми, давая возможность закончить фразу, беседа по потешке. | |
3. | Драматизация потешки «Кисонька-мурысонька». | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев. | |
4. | Рассказывание потешки «Кисонька-мурысонька». | Закреплять текст потешки. | |
Декабрь | |||
1. | Потешка « Приходите в гости». | Познакомить детей с потешкой, вызвать интерес к потешке | 5 занятий (по 10минут-1 занятие: итого 50 минут). |
2. | Разучивание потешки « Приходите в гости». | Выучить потешку с детьми, давая возможность закончить фразу, беседа по потешке. | |
3. | Драматизация потешки« Приходите в гости». | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев. | |
4. | Рассказывание потешки «Приходите в гости | Закреплять текст потешки. | |
5. | Потешка «Потягушечки, потягушечки, От носочков до макушечки» | Повторить текст потешки. | |
Январь | |||
1. | Потешка « Эти сани-самокаты». | Познакомить детей с новой потешкой; объяснить непонятные слова; показать как в потешки передается образ саней; поощрять самостоятельный показ с детьми картинок. | 3 занятия (по 10минут-1 занятие: итого 30 минут). |
2. | Разучивание потешки «Эти сани-самокаты». | Выучить потешку с детьми, давая возможность закончить фразу, беседа по потешке. | |
3. | Драматизация потешки «Эти сани-самокаты». | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев. | |
Февраль | |||
1. | Потешка «Ай, дуду-дуду. Сидит ворон на дубу» | Закрепить текст потешки, вызвать интерес к потешке. | 4 занятия (по 10минут-1 занятие: итого 40 минут). |
2. | Драматизация потешки «Ай, дуду-дуду. Сидит ворон на дубу» | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев. | |
3. | Потешка « Сорока-белобока» | Закрепить текст потешки | |
4. | Пальчиковая игра «Сорока-белобока». | Повторить название пальчиков; развивать мелкую моторику. | |
Март | |||
1. | Потешка «Алёнка-малёнка».(Игрушка). | Прочитать потешку, управляя игрушкой. | 4 занятия (по 10минут-1 занятие: итого 40 минут). |
2. | Заучить потешку, развивать память Алёнка-малёнка». | Разучить потешку, вызвать интерес к потешке. | |
3. | Драматизация потешки «Алёнка-малёнка». | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев. | |
4. | Повторение ранее изученной потешки «Кисонька-Мурысонька». | Закрепить текст потешки. | |
Апрель | |||
1. | Потешка « Наши уточки с утра» ( Картинки на фланелеграфе). | Познакомить детей с потешкой сопровождая показом картинок. | 4 занятия (по 10минут-1 занятие: итого 40 минут). |
2. | Драматизация потешки « Наши уточки с утра» | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев. | |
3. | Потешка « Курочка-рябушка» | Познакомить детей с потешкой. | |
4. | Повторение потешки «Аленка-маленка» | Повторить ранее изученную потешку Аленка-маленка». | |
Май | |||
1. | Потешка «Жил был у бабушки Серенький козлик». (Картинки на фланелеграфе). | Познакомить детей с потешкой. | 5 занятий (по 10минут-1 занятие: итого 50 минут). |
2. | Разучивание потешки « Жил был у бабушки Серенький козлик. | Разучить потешку, вызвать интерес к потешке. | |
3. | Драматизация потешки « Жил был у бабушки Серенький козлик». | Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонациягероев. | |
4. | Повторение потешки «Пошел котик на торжок». | Повторение ранее изученной потешки | |
5. | Повторение потешки «Ешь кашку сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую» | Повторить потешку. | |
Итого: 380 ч. |
Пополнение развивающей среды:
На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:
- подобран фольклорный материал по возрасту детей;
- составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На основном этапе для детей 2 младшей группы будет организована работа, с использованием фольклорных произведений.
3.4 Формы, методы, приёмы
Форма: предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с воспитателем, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. Метод: групповой (организация работы в подгруппах). Приемы заучивание потешек, чтение художественной литературы. Методы и технологии: Технологии: игровые, мнемотехника, здоровьесберегающие, коммуникативные. Методы: наглядные, словесные, игровые.
1. Обыгрывание сюжета потешки.
В ходе НОД с детьми буду использовать наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создавать развернутую картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.
2. Словесные игры. (Ладушки, сорока и т.д.).
3. Подвижные и хороводные игры. («У медведя во бору», «Пузырь» и т.д.).
4. Пальчиковая гимнастика. («Семья», «Мальчик-пальчик»).
5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций. («Петушок, золотой гребешок» и т.д.).
6. Лого ритмика. («Муравьиная зарядка», «Дождик кап, кап»).
3.5. Форма сотрудничества с семьёй.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»);
- Информационно – аналитическое оформление папки – передвижки;
- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).
Совместная работа или детско-взрослое творчество-изготовление книжек-малышек.
4.Организационный раздел:
Расписание занятий
для детей второй младшей группы (3-4 года)
группа № 13 «Ладушки»
Дни недели | |
Понедельник | 16.00-16.10 |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
Структура занятия
Программа рассчитана на один учебный год – на обучение детей 2 младшей группы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы кружка «Потешки-помощники» занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю с сентября 2022 года по май 2023 года.
4.1. Материально-техническое обеспечение программы.
1.Фланелеграф
2.Картинки
3.Тексты потешек
4.Игрушки
Итогом в реализации совместной деятельности «Потешки – помощники» является речевая активность детей. Показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
1.Родным языком; 2.Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие); 3.Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций, полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
5. Список художественной литературы
1.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. - «Мозайка-Синтез» 2017 г.
2.Хрестоматия для младшей группы. Серия «Библиотека детского сада.» ООО «Самовар книги» 2014 г.
3.Хрестоматия для маленьких. Издательство «Малыш».1989г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Картотека «Потешки»
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Саше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При кормлении:
Умница Поленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При подъёме:
Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
При одевании на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот -с правой ножки Этот —с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Васе снесть?
Я и сам укушу,
Да и Васе снесу.
Ай-ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Он играет во трубу
Во серебряную,
Во серебряную,
Разрисованную.
***
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.
Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.
Напали на козлика серые волки,
Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.
Остались от козлика рожки да ножки,
Остались от козлика рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.
***
Аленка-маленка Шустра, быстра:
Воды наносила, сарафан дошила,
Носок довязала, ягод насбирала
Подвижные и хороводные игры:
«У медведя во бору».
«Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Детиходят по лесу, (воображают, что находятся в лесу), собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой –
Не бежит за мной.Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!На последнем слове «медведь» рычит (нежно! чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.
«Гуси, гуси»
Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».Ведущий: «Есть хотите?» Дети: «Да, да, да».Ведущий: «Ну, летите — раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.
«Мыши водят хоровод»
Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).
«Большие и маленькие ножки»
Дети берут друг друга за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ — топ, топ — топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ
Мы по лесу идем
Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем: «Ау – ау — ау!»
Никто не откликается, Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау – ау — ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем». «По ровненькой дорожке» Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в яму – бух! (На последней строчке присядьте.)
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова: Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел, Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел. На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки. «Раздувайся пузырь
Возьмитесь за руки – у вас получится большой пузырь. Поводите хоровод со словами: Надувайся пузырь, Раздувайся большой. Оставайся такой И не лопайся. Хлоп!(расцепите руки и хлопните в ладоши).Лопнул пузырь! Полетели! (побегайте по комнате). «Как на наши именины»
Возьмитесь с детьми за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения: Как на наши именины Испекли мы каравай. Вот такой ширины,(расходятся подальше от центра)Вот такой ужины,(сходятся к центру)Вот такой вышины,(поднимают руки вверх)Вот такой нижины.(опускают руки вниз) Каравай, каравай ,кого хочешь, выбирай Я люблю, конечно, всех, а детишек больше всех.
Пальчиковая гимнастика
Жил — был зайчик –
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Гладят кобчик.
Крутят руль.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
«Ко – ко — ко, ко – ко — ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши.
Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.
Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке – ладоши,
А пальчики – Антоше.
Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам.
Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.
Жили — были зайчики
На лесной опушке.
Жили — были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.
Хлопают в ладоши.
Показывают уши.
Показывают домик.
Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении, проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.
«Замок»
Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Предложите малышам поиграть. Соедините пальцы рук в «Замок».
Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.
Круговые движения сомкнутыми руками.
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили...
И открыли! Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы.Логоритмика
1. Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.
Ходьба по кругу на носках.
2. Сначала буду маленький,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большой,
До лампы дотянусь. Сесть на корточки опустив голову и обхватив руками коленочки, потом постепенно выпрямиться, встать на носки и потянуться, сколько возможно вверх, поднимая руки.
3. Медвежонок Жак простужен,
Мед ему сегодня нужен.
Мед дадим ему на ужин,
Потому что мы с ним дружим. Идут по кругу. Взявшись за руки, в центре один ребенок, останавливаются протягивают к ребенку руки «ковшиком»Берут ребенка в круг, идут все вместе.
4. «Му – му — му! — мычит корова
Забодаю Катю с Вовой.
Вы не пьете молоко?
Убегайте далеко». Идут по кругу, сделав «рога» из указа. пальцев. Поворачиваются лицом друг к другу, делают по два поворота вправо — влево. Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо, разбегаются по группе.
5. Наша елочка — краса
Поднялась на небеса.
Стройная красавица
Всем ребятам нравится. Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, тянуться руками вверх. Опять идут по кругу, взявшись за руки.
6. Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб. Имитация движений
7. В лесу под сосною грибочки росли, шапочкой красной кивают грибки, понравиться очень хотят нам они.Дети выполняют маленькую пружинку, наклоны вправо — влево.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...