Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»
статья по математике
Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr.docx | 124.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №250»
Статья на тему: логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………. .3
1.Теоретические аспекты проблемы логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий…………………………………………………………………………………7
1.1. Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………………………7
- Значение логико- математического развития детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………...15
- Современные технологии и особенности их использования в ДОУ с целью логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...22
- Опытно- педагогическая работа…………………………………………………….29
2.1. База практики, программа, цель, задачи, организация опытно- педагогической работы…………………………………………………………………………………….29
- . Анализ результатов опытно- педагогической работы……………....…………....40
Заключение………………………………………………………………….....................43
Список использованной литературы …………………………………………………..47
Приложение……………………………………………………………………………....51
Введение
В течение всего дошкольного возраста у ребенка формируются элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
На основании Концепции математического образования в Российской Федерации (утвержденная правительством РФ от 24.12. 2013 г.) где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренним мотивированным процессом.
Все больше внимания в настоящее время уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Так, согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования становится «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1].
Термин «математика», как предмет изучения, отсутствует во ФГОС ДО. Задача формирования математических представлений является «проникающей» и имеет содержательные соответствия в различных образовательных областях, таких, например, как познавательное развитие.
Одной из задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является «формирование первоначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. [1]. Эта задача включает в себя формирование элементарных математических представлений, в которые входит и логико- математическое развитие дошкольников.
Различные аспекты формирования математических представлений детей дошкольного возраста, логико- математического развития дошкольников находятся в центре внимания многочисленных исследователей. Среди них необходимо выделить труды А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Даниловой, А. М. Леушиной, Г. А. Метлиной, Л. С. Метлиной, Н. В. Микляевой, Н. В. Микляевой, Т. Д. Рихтерманом, Е. И. Тихеевой, и др., в которых отмечается, что повышение уровня математического развития детей дошкольного возраста помогает решить проблему интеллектуальной готовности ребенка к школе, поскольку способствует развитию предпосылок учебной деятельности. [4, 8, 11, 16]
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО применение инновационных педагогических технологий, в частности, информационно–коммуникационных технологий (далее ИКТ) в дошкольном образовании становится всё более актуальным.
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
- развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
- обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли;
- формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
- формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация);
- организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно- образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС.
Проблема исследования: как влияют современные технологии на логико-математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: современные технологии как средство логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучить теоретические аспекты и провести практическое исследование влияние современных технологий на логико-математического развития и обучение детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста систематически использовать современные технологии, то возможно повлиять на уровень логико- математическое развитие.
Задачи работы:
- проанализировать психолого- педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
- подобрать дидактические игры и упражнения с использованием современных технологий.
- провести и проанализировать опытно- педагогическую работу по проверке справедливости гипотезы исследования.
Методы исследования: обобщение, систематизация, анализ теоретических положений, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки полученных данных.
Практическая значимость: использование анализа данных исследований в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Теоретические аспекты проблемы логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий.
1.1. Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «логико-математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многогранным. Логико-математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций, а также это детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, играми и игровыми упражнениями опытно- педагогическая работа. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка бытовых и «научных» понятий. [9]
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. [42]
Игра- это источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка. [42]
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Следовательно, логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
А.А. Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:
- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;
- возможность моделирования в играх доступных ребёнку 4-6 лет логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого). [12]
Играя дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.
Основными компонентами логико-математических игр являются:
- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;
- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;
- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;
- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;
- наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;
- возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;
- общая направленность на развитие инициативы детей.
Правила строго зафиксированы, определяют способ, порядок, последовательность действий по правилу. Игровые действия позволяют реализовать задачу через игровую деятельность. Результаты игры -завершение игрового действия или выигрыш.
В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
Специально структурированный материал:
- геометрические формы (обручи, геометрические блоки);
- схемы;
- схемы-правила (цепочки фигур);
- схемы функции (вычислительные машины);
- схемы операции (шахматная доска).
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творчество. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
Многие современные фирмы («Корвет», «РИВ», «Оксва», «Умные игры» и др.) разрабатывают и выпускают игры, которые способствуют развитию у детей умений действовать последовательно в практическом и мыслительном плане, пользоваться символами («Кубики для всех», «Логика и цифры», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «Калейдоскоп», «Прозрачный квадрат» и др.)
Теоретики ФГОС настоятельно рекомендуют различать понятия: «компетенция» — комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление; «компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением (по сути, это актуальное проявление соответствующей компетенции). Компетенции по ФГОС — это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и др. [1]
Логико – математическая компетентность старшего дошкольника характеризуется целым комплексом умений. В частности, ребенок:
- осуществляет классификацию по величине, массе, объему, расположению в пространстве, ходу событий во времени;
- классифицирует геометрические фигуры, предметы и их совокупности по качественным признакам и численности;
- измеряет количество, длину, ширину, высоту, объем, массу, время;
- осуществляет простейшие устные вычисления, решает арифметические и логические задачи;
- проявляет интерес к логико-математической деятельности;
- стремится находить свои пути решения задач, самостоятельно выводит новые знания из усвоенного;
- умеет рассуждать, обосновывать, доказывать и отстаивать правильность своего рассуждения;
- правильно пользуется выражениями, обозначающие положение предметов в пространстве, указывает направления, связанные с ориентацией во времени;
- произвольно, в нужный момент, воспроизводит знания, легко и быстро использует их в различных жизненных ситуациях, проявляет в разных формах активности. [1]
Логико-математическое развитие, по мнению Н. В. Микляевой, можно охарактеризовать как целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренными программными требованиями [16].
Логико- математическое развитие, согласно А. В. Белошистой, являются первичными элементами других более сложных понятий, с которыми ребенок познакомится в школе, при чем элементарные понятия будут составлять их базу [4].
Проблема логико- математического развития у детей дошкольного возраста не нова. Так, например, в XVIII – XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве рассматривались великими педагогами, такими как Л. С. Выготским, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Т. Д. Рихтерманом, Л. Н Толстым, К. Д. Ушинским и др. В XX в. этими вопросами занимались Ф. Н. Блехером, Л. В. Глаголевой, А. М. Леушиной, Л. С. Метлиной, А. А. Столяром, Е. И Тихеевой, Г. А. Урунтаевой, А. П. Усовой и другими. [28, 30,31]
На современном этапе используется накопленный опыт педагогической науки, учитываются современные условия развития логического развития ребенка и новые разработки современной педагогической науки в области математики.
Развитие умения познавать предметы и явления, выделять свойства, выявлять зависимости и закономерности, сравнивать предметы по свойству – всё это позволяет формировать логические структуры мышления, которые являются фундаментом общего умственного и математического развития.
ФГОС ДО дошкольного образования в качестве одного из основных принципов определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Формирование элементарных логико-математических представлений в соответствии с ФГОС ДО отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). [1]
По А. В. Белошистой, математика как наука изучает конкретные предметы или явления в их непосредственном проявлении. Предметом её изучения являются только количественные и пространственные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов с помощью специфических математических моделей, имеющих высокую степень абстрактности и общности. [4]
В процессе логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию. Следовательно, организация взаимодействия с детьми должна быть такой, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности. [1]
Важнейшим итогом, по мнению А.В. Белошистой, предшкольной математической подготовки ребенка является не только накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания. [4]
Данная мысль соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором ребенок должен обрести предпосылки учебной деятельности. Только после усвоения ребенком элементарных математических представлений его легче подготовить к усвоению более сложных математических задач на следующих ступенях развития.
Раскроем три основных условия логико-математического развития старших дошкольников:
- использование современных средств (дидактические пособия, игры, занимательный материал, ИКТ)
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
-предметно- развивающая среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО.
Раскрывая одно из условий логико- математического развития, мы можем сказать о том, что в детских дошкольных учреждениях часто используют развивающие технологии (ИКТ) с применением игр и игровых упражнений с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, играми Воскобовича.
Чтобы правильно применять современный материал, необходим профессионализм педагогов. Второе условие качества образовательной работы - повышение компетентности педагогов. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность».
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается путем освоения дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, не реже, чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам.
Итак, педагогические возможности игры очень велики. Мы раскрыли понятие логико-математической игры, познакомились с сущностными характеристиками, основными компонентами данного вида игр; узнали, что в логико-математических играх используется специально структурированный материал.
Таким образом, логико- математическое развитие у детей старшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей в сфере математики. Результатом рассматриваемого процесса является логико- математическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Внедрение ФГОС ДО дошкольного образования потребовало изменения организации непосредственной образовательной деятельности в ДОО ДО.
- . Значение логико- математического развития детей дошкольного возраста.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Логико-математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Логико- математическое развитие у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Под логико- математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка.
Также логико-математическое развитие осуществляется через игру. Стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творчество. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. Логико- математическое развитие у детей старшего дошкольного возраста будет успешна при соблюдении следующих принципов:
- сознательности и активности (выражается в глубоком и самостоятельном осмыслении знания, в собственной сознательной активности ребенка);
- наглядности (предусматривает наличие наглядности в обучении как средства);
- систематичности и последовательности (заключается в том, что в процессе обучения должна соблюдаться логическая последовательность и преподаваемый материал должен находиться в системе);
- прочности (отражает качество усвоения содержания образования и развитие познавательных сил детей);
- доступности (предусматривает соблюдение следующих правил – от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному);
- научности (требует, чтобы педагогами предлагались только научно установленные сведения);
- эмоциональности (предполагает формирование положительного настроя детей на занятие);
- связи теории с практикой (предусматривает прочности связи обучения с жизнью; теория должна закрепляться практикой) [9]
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
Раскрывая тему, необходимо дать характеристику разным группам логико-математических игр.
Е. А. Носова разработала свою классификацию логико-математических игр:
- игры на выявление свойств - цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);
- на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);
- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)
З.А. Михайлова представила классификацию логико-математических игр по цели и способу достижения результата:
1) игры на плоскостное моделирование (головоломки):
- классические: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и др.;
- современные: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудесный круг», «Три кольца», мозаики «Лето», «Озеро», «Лётчик», «Джунгли» и др.;
- игры со спичками (на преобразование, трансфигурацию);
2) игры на воссоздание и изменение по форме и цвету:
- рамки-вкладыши М. Монтессори, «Секретики», мозаика из палочек, «Радужная паутинка» (квадрат, звезда, круг, треугольник), «Геометрический паровозик», «Сложи узор», «Кубики-хамелеон», «Крестики» (с цветными счётными палочками), «Уникуб», «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе», «Логоформочки», «Фонарики», «Тетрис» (плоский), «Радужное лукошко», «Сложи квадрат», «Логический конструктор» (шар), «Логическая мозаика»;
3) игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные):
- «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд», «Сложи сам»;
4) игры на объемное моделирование (логические кубики, «Кубики для всех»):
- «Уголки» (№ 1), «Собирайка» (№ 2), «Эврика» (№ 3), «Фантазия» (№ 4), «Загадки» (№ 5), «Тетрис» (объемный);
5) игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы):
- «Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись», «Часть и целое»;
6) игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры):
- «Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат», «Цветок лотоса», «Змейка» (объемная), «Клубок», «Куб»;
7) игры на освоение отношений (целое - часть)
- «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Дом дробей».
Гуминюк Светлана Андреевна условно подразделяет логико-математические игры на три группы:
- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино»;
- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».
Таким образом, мы можем сказать, что логико-математические игры разнообразны и требуют широкого изучения. Каждая отдельная игра решает определенные задачи. Они могут быть на выявление свойств предмета, на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения, на плоскостное моделирование (головоломки), на воссоздание и изменение по форме и цвету, на объемное моделирование и на освоение отношений (целое - часть). Процесс логико- математического развития у детей старшего дошкольного возраста включает в себя ряд разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» [6].
Необходимо заметить, что такое построение программы по логико- математическому развитию остается постоянным во всех возрастных группах в дошкольной образовательной организации.
- Раздел «Количество и счет» предполагает развитие представлений детей о числе, счете, множестве, об арифметических действиях, а также предполагает решение и составление с детьми элементарных текстовых задач.
- Раздел «Величина» предусматривает развитие представлений детей о величинах, о способах их сравнения и измерения (толщине, площади, длине, ширине, высоте, объеме, массе и времени).
- Раздел «Форма» предполагает развитие представлений детей о форме предметов, геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах, а также существующих отношениях.
- Раздел «Ориентировка во времени» ориентирован на развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года, а также предполагает развитие у детей «чувства времени»
- Раздел «Ориентировка в пространстве» содержит программный материал, направленный на обучение детей ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, учатся ориентироваться на плоскости, в том числе на листе бумаги и в движении.
В старшем дошкольном возрасте предусматривается усвоение детьми материала, изученного в предыдущих группах, а также приобретенные знания, умения и навыки расширяются, углубляются и систематизируются. Это касается навыков счета, в том числе порядкового, вводится количественный состав числа из отдельных единиц, обратный счет, дети учатся составлять и решать элементарные арифметические задачи. Этот программный материал по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не изменяется и остается постоянным во всех примерных образовательных программах дошкольного образования.
Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное — это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей). Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.
Обучение ведет развитие, является источником развития. Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л.С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития». Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе. Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка. Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их логико- математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности логико-математического развития детей и методику работы.
- Современные технологии и особенности их использования в ДОУ с целью логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста
Важнейшим механизмом преобразования образовательной системы России на современном этапе развития становится информатизация образования. При этом используются следующие преимущества информационно-коммуникационных технологий:
- может использоваться в процессе системно - деятельностный подход; реализация индивидуального подхода в обучении;
- возможность управления системой информационно – методического обеспечения образовательного учреждения [7].
Современное общество живет среди постоянно увеличивающегося потока информации, удваивающейся практически каждые несколько лет.
Стремительное развитие информационных технологий вызвало большие изменения в концептуальных походах к разработке содержания и методик обучения детей дошкольного возраста и привели к новым требованиям в дошкольной подготовке ребенка. Уже сегодня дошкольный педагог не может ограничиваться подготовкой детей к школе только в плане формирования предметных знаний, умений и навыков.
Возможности, предоставляемые сетевыми ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
- Во-первых, это дополнительная информация, которой по какой-либо причине нет в печатных изданиях.
- Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
- В-третьих, это наиболее демократический способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания [7].
Внедрение и использование современных ИКТ в учебно - воспитательном процессе в дошкольном образовательной организации – это одна из самых новых и актуальных задач в современной педагогике. Современный педагог дошкольной образовательной организации использует компьютер, интерактивную доску, мультимедиа и другие технические средства с целью воспитания и развития творческих способностей ребёнка, для формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Умелое использование ИКТ расширяет возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Исследования по использованию компьютерной техники в дошкольной образовательной организации убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания, и в целом личности ребенка [7].
Наиболее распространенными в использовании в обучении старших дошкольников ИКТ являются компьютер, мультимедиа и интерактивная доска.
Современный ребенок дошкольного возраста входит в компьютерный мир так же естественно, как учится ходить, говорить, играть, общаться с окружающими людьми. Компьютер притягивает их тем, что он позволяет непосредственно участвовать в разворачивающемся на экране действии в отличии от просмотра мультфильмов.
Компьютерные игры способствуют:
- тренируют память, развивают абстрактное мышление, учат сначала обдумывать потом действовать;
- среди современных обучающих программ много развивающих и обучающих, с помощью которых дети знакомятся с формой и цветом, буквами и цифрами, окружающим миром и т. д.
- формируют у ребенка мотивационную и интеллектуальную готовность к обучению к школе. Общение ребенка с компьютером должно начинаться с игр, подобранных в соответствии с его возрастом, особенностями здоровья, внимания и памяти. Если компьютер передает значимую для ребенка информацию в привлекательной форме, если крупное цветное изображение сопровождается спокойным звуком, то это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным [38].
Можно констатировать, что компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи. Он является одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития ребенка [31].
Мультимедийные системы являются новым видом технических средств обучения, интегрирующий разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающий интерактивное воздействие с обучаемым. Возможности используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера.
По мнению В.А. Красильниковой, применение мультимедиа технологии открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения [7].
Мультимедиа подразумевает работу с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформация (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Для мультимедиа присуще наличие графики, звука, текста, видео, анимации, объединяющиеся в единый объект-контейнер, имеющий собственный формат и обладающий свойством интерактивности [38].
Игры и игровые упражнения с использованием мультимедиа:
- Игра «Догадайся, кто спрятался?» (Лупа на интерактивной доске отрывает фрагменты картинки) (Дети проверяют, правильно ли отгадали, от кого письмо)
- Игра «Собери бусы». (Один ребенок на интерактивной доске. Остальные на местах из раздаточного материала).
- Игра «Сложи узор» (Использование интерактивной доски для составления узора из кубиков Никитина).
SMART Table - интерактивная обучающая среда SMART Table представляет собой первый интерактивный стол для нескольких пользователей с технологией нескольких касаний, предназначенный для учащихся начальной школы. Нацеленный на развитие навыков коллективной работы, выработки общего мнения и навыков совместного решения задач, интерактивный стол SMART Table позволяет учащимся вместе изучать цифровые уроки, играть в обучающие игры и совместно работать над интерактивными обучающими заданиями. Несколько учащихся могут одновременно прикасаться к интуитивно понятным объектам на поверхности, быстро и легко включаться в процесс обучения и получать удовольствие от учебы. Кроме того, SMART Table достаточно надежен, чтобы выдержать удары и толчки самых активных учащихся.
Стол SMART Table предназначен для развития навыков совместной работы учащихся. Он содержит обучающие приложения, которые требуют, чтобы учащиеся вместе работали над проблемой и приходили к общему мнению, прежде чем давать ответ. Обучаясь работать в команде, учащиеся получают звуковые и графические поощрения.
Стол SMART Table поставляется с набором из восьми приложений, каждое из которых содержит примеры заданий, демонстрирующие способы их использования. Эти задания помогают детям путем совместной работы и развития критического мышления вырабатывать и применять соответствующие их возрасту навыки, такие как чтение и счет. С помощью инструментария SMART Table педагоги могут создавать на своем рабочем компьютере практически неограниченное количество заданий, который затем можно перенести в систему SMART Table .
Игры и игровые упражнения с использованием SMART Table:
- «Раздели на группы»
- «Рассели птиц»
- «Игра с тремя обручами»
- «Что изменилось»
Интерактивная доска (далее ИД) - новейший вид ИКТ, которая эффективнее других реализует основной принцип обучения – наглядность. В режиме доски можно без подключения компьютера писать на экране цветными маркерами так же, как на обычно белой доске. С помощью ластика (электронной тряпки) можно исправлять ошибки. ИД SMART Board – это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор [7].
Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Используя доску можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом. Все как при работе с персональным компьютером и даже больше.
Игры и игровые упражнения с использованием интерактивной доски:
- «Расставь по порядку»
- «Найди соседей числа»
- «Больше - меньше»
- «Найди отличия»
Таким образом, на современном этапе происходит техническое оснащение ДОО, педагог дошкольной образовательной организации использует компьютер, интерактивную доску, мультимедиа и другие технические средства в целях формирования математических представлений ребёнка, для обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Умелое использование ИКТ расширяет возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Раскрывая одно из условий логико- математического развития, мы можем сказать о том, что в детских дошкольных учреждениях часто используют развивающие технологии (ИКТ) с применением игр и игровых упражнений с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, играми Воскобовича.
Джордж Кюизенер - бельгийский педагог. Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.
Хотелось бы отметить еще одну замечательную методику – блоки Деньеша.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках.
Еще одна не менее интересная методика по развитию логико-математических представлений у детей – это игры Воскобовича.
Игры Воскобовича - образность, многофункциональность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).
Дидактическое пособие «Геометрика» Представляет собой набор разноцветных, одинаковых по размеру, но разных по цвету, геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги), а 26 также фигуры прямоугольной формы, разного цвета с делениями для вставки друг в друга, карточки-образцы.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
2. Опытно- педагогическая работа.
2.1. База практики, программа, цель, задачи, организация опытно- педагогической работы.
Была проведена опытно -педагогическая работа по теме: «Современные технологии как средство логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста».
Опытно- педагогическая работа проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №45 «Соловушка»» города Барнаула.
Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В ходе опытно педагогической работы участвовали 20 детей посещающие подготовительную группу.
Опытно- педагогическая работа включила в себя три этапа:
- Констатирующий
- Формирующий
- Контрольный
1 этап- Констатирующий.
Цель: определение уровня логико- математического развития у детей подготовительной группы.
Задачи:
- Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности логико- математического развития у детей подготовительной группы.
- Провести диагностику с целью определения уровня сформированности логичеко - математического развития детей подготовительной группы.
- Обработать полученные результаты.
С целью определения уровня логико- математического развития нами использовались методики М. Шичида, Э.Ф. Замбацявичене, А.И. Ивановой.
Задание 1 Игра: «Танграмм»
Задачи: Выявить умения осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: набор геометрических фигур, образцы фигур.
Инструкция: Предложенный многоугольник разрезать на квадраты по линиям и составить другую геометрическую фигуру по заданию (дети составляют квадрат, прямоугольник, многоугольник).
Задание 2 Игровое упражнение «Найди отличия»
Задачи: Выявить умение сравнивать две предложенных картинки и находить отличия за определенный временной интервал (3 минуты).
Материал: две предметные картинки, часы.
Инструкция: Ребенку предлагались 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен был найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Задание 3 Игровое упражнение «Раздели на группы»
Задачи: Выявить умение классифицировать предметы по заданным признакам.
Материал: геометрические фигуры разные по форме, по цвету, по величине.
Инструкция: Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней геометрические фигуры на как можно больше число групп (по величине, по форме, по цвету). Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому ты их выделил. На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Задание 4 Игровое упражнение «Расставь по порядку»
Задачи: Выявить умение составлять цифровой ряд по определенному заданию.
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 10.
Инструкция: Детям раздаются цифры и предлагается разложить по порядку.
Результаты диагностики можно посмотреть в таблице 1.
Таблица 1- Результаты диагностики констатирующего этапа.
Дети | Задания | Итог | Уровень | ||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Танграмм» | «Найди отличия» | «Раздели на группы» | «Расставь цифры по порядку» | ||||
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | низкий | |
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | низкий | |
3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 | низкий | |
4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | низкий | |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний | |
6 | 3 | 2 | 2 | 1 | 8 | средний | |
7 | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | высокий | |
8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий | |
9 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | низкий | |
10 | 2 | 3 | 3 | 2 | 10 | высокий | |
11 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | низкий | |
12 | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | средний | |
13 | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | низкий | |
14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | низкий | |
15 | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 | высокий | |
16 | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | высокий | |
17 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | низкий | |
18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | низкий | |
19 | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | низкий | |
20 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | низкий |
Для аналитической обработки результатов диагностики были выделены три уровня: высокий, средний, низкий.
Критерии уровня сформированности логико- математического развития у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий: умеет осуществлять поисковые действия умственного и практического плана, умеет классифицировать на группы, четко выполняет правила игрового упражнения или игры, четко отвечает на поставленный вопрос, тем самым добивается желаемого результата.
Средний уровень: затрудняется осуществлять поисковые действия умственного плана и практического, допускает ошибки, но принимает помощь взрослого.
Низкий уровень: не умеет осуществлять поисковые действия умственного и практического плана, а именно выделять часть из целого и составлять из частей целое. Не умеют классифицировать предметы на группы, не умеют составлять цифровой ряд. Затрудняются выполнять определенные задания, укладываясь в заданный временной промежуток. Не принимает помощь взрослого и не добивается результата.
Ответ ребенка оценивался 3 бальной системе:
3 балла- высокий уровень -ребенок справился с заданием, отвечает на вопросы правильно.
2 балла – средний уровень -ребенок частично справился с заданием, отвечал с помощью наводящих вопросов воспитателя.
1 балл-низкий уровень- ребенок не справился с заданием даже после помощи педагога.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивается по двенадцати балльной системе, где:
10-12 -высокий уровень
8-9 — средний уровень
4-7 — низкий уровень.
Рисунок №1 – результаты констатирующего этапа
Результаты констатирующего этапа показали, что дети имеют разный уровень сформированности логико- математического представления.
Высокий уровень умений выявлен у 5 детей (25%), средний уровень - 3 детей (15%), низкий уровень - 12 детей (60%).
В ходе констатирующего этапа, выполняя задания дети не смогли осуществить поисковые действия умственного и практического плана, а именно выделить часть из целого и составить из частей целое. Не смогли классифицировать предметы на группы, не умеют составить цифровой ряд. Затруднялись в выполнении определенных заданий, укладываясь в заданный временной промежуток. Не принимали помощь взрослого и не добивались желаемого результата.
Данные диагностики показали необходимость проведения 2 этапа- формирующего этапа.
2 этап- Формирующий.
Цель: повышения уровня логико- математического развития детей подготовительной группы с использованием современных технологий.
В ходе формирующего этапа было проведено 9 игр и игровых упражнений, включение с использованием современных технологий и был организован просмотр познавательного математического мультфильма «Игры на логику и мышление». (Приложение А) На данном этапе были использованы современные технологии: SMART Table, интерактивная доска, мультимедиа.
Задание 1 Игра с использованием интерактивной доски: «Танграмм»
Задачи: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений, используя интерактивную доску.
Задание 2 Игровое упражнение с использованием интерактивной доски: «Найди отличия»
Задачи: Формировать умение сравнивать две предложенных картинки и находить отличия за определенный временной интервал (3 минуты).
Материал: часы.
Ход: Ребенку предлагались 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (7 отличий). За время 3 мин ребенок должен был найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Задание 3 Игровое упражнение с использованием смарт стола: «Раздели на группы»
Задачи: Формировать умение классифицировать предметы по заданным признакам.
Ход: Внимательно посмотри на стол и раздели представленные на ней геометрические фигуры на как можно больше число групп (по величине, по форме, по цвету). Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому ты их выделил. На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Задание 4 Игровое упражнение с использованием интерактивной доски «Расставь по порядку»
Задачи: Формировать умения составлять цифровой ряд по определенному заданию.
Ход: На экране появляются цифры от 1 до 20 и предлагается разложить по порядку.
Задание 5 Дидактическая игра с использованием интерактивной доски: «Найди соседей числа»
Задачи: Закрепить умение составлять числовой ряд и формировать умение находить соседей заданного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается составить числовой ряд от 1 до 10, найти и назвать два рядом стоящих «соседей» числа с загаданным числом.
Задание 6 Игра с использованием смарт стола: «Расселили птиц»
Задачи: Развивать умение классифицировать на группы.
Ход игры: ребенку предлагается расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
Задание 7 «Игра с тремя обручами» с использованием смарт стола.
Задачи: Формировать умения классифицировать по двум свойствам и обозначать признаки союзом «и».
Ход игры: Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, синего– все круглые, желтого- все с углами.
Задание 8 Игра: «Больше – меньше» с использованием проектора.
Задачи: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине.
Материал: презентация «больше- меньше»
Ход игры: Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Задание 9 Игра с использованием смарт стола «Что изменилось?»
Задачи: Развивать память и формировать умение сравнивать расположение предметов до и после в уме.
Ход игры: На смарт столе перед ребенком появляются несколько фигур. Ребенок должен посмотреть на них и запомнить их расположение. Далее ребенок закрывает глаза, а воспитатель этим временем убирает (добавляет) фигуру или меняет их местами. Затем ребенок, открыв глаза, должен сказать, что изменилось.
В ходе формирующего этапа был организован просмотр познавательного математического мультфильма «Игры на логику и мышление». (Приложение Б)
Цель: формирование навыков составлять из разных геометрических фигур целый образ.
В ходе просмотра мультфильма была проведена беседа о том, как можно использовать геометрические фигуры для составления целого образа.
С целью проверки эффективности с использованием современных технологий: SMART Table, интерактивная доска, мультимедиа был проведен контрольный этап.
3 этап- Контрольный.
Цель- выявление эффективности влияния современных технологий на логико- математическое развитие старших дошкольников.
Задачи:
- Определить уровень сформированности логико-математического развития у детей после использования игр и игровых упражнений с современными технологиями.
- Провести качественный и математический анализ полученных результатов.
На контрольном этапе с целью выявления результатов практической работы по логико- математическому развитию детей была использована та же диагностика. Анализ полученных результатов представлен в таблице 2 и рисунке 2.
Таблица 2- Результаты диагностики контрольного этапа
Дети | Задания | Итог | Уровень | |||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
«Танграмм» | «Найди отличия» | «Раздели на группы» | «Расставь цифры по порядку» | |||
1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Высокий |
2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | Высокий |
3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 10 | Высокий |
4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
6 | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | Средний |
7 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | Высокий |
8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
9 | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | Высокий |
10 | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | Высокий |
11 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
12 | 2 | 3 | 3 | 2 | 10 | Высокий |
13 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
14 | 3 | 1 | 2 | 2 | 8 | Средний |
15 | 3 | 2 | 3 | 3 | 11 | Высокий |
16 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
17 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
18 | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 | Средний |
19 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
20 | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | Средний |
В ходе контрольного этапа был выявлен следующий уровень логико- математического развития: высокий уровень умений выявлен у 12 детей (60%), средний уровень - 8 детей (40%), низкого уровня нет.
Дети научились осуществлять поисковые действия умственного и практического плана, а именно выделять часть из целого и составлять из частей целое. Могут классифицировать предметы на группы, составлять цифровой ряд. Без затруднения выполнять определенные задания, укладываясь в заданный временной промежуток.
Эти результаты мы можем видеть на диаграмме на рисунке 2.
Рисунок- 2. Результаты контрольного этапа.
- Анализ полученных результатов.
Проведенная на констатирующем этапе диагностика определения логико- математического развития, позволила выявить что у детей разный уровень сформированности, в основном, средний и низкий уровень.
В исследовании принимало участие 20 детей подготовительной к школе группе. В ходе констатирующего этапа при выполнении заданий некоторые дети не проявляли интереса или утрачивали его при затруднениях, проявляя отрицательные эмоции. Особые трудности испытывали при классификации геометрических фигур на группы. Некоторые ошибаясь, принимали помощь взрослого и выполняли задание до конца.
Результаты констатирующего этапа показали, что дети имеют разный уровень логико- математического развития. Высокий уровень умений выявлен у 5 детей (25%), средний уровень - 3 детей (15%), низкий уровень - 12 детей (60%).
На формирующем этапе были проведены игры и игровые упражнения (9) (Приложение А), направленные на логико- математическое развитие с использованием современных технологий. Для этого были проведены такие игры, как: «Танграмм», «Найди отличия», «Раздели на группы», «Разложи по порядку», «Найди соседей числа», «Рассели птиц», «Чем отличаются?», «Игра с тремя обручами», «Больше- меньше», «Что изменилось» и др. Был организован просмотр познавательно математического мультфильма «Игры на логику и мышление». (Приложение Б).
С целью подтверждения эффективности формирующего этапа проведен контрольный этап.
Результаты контрольного этапа показали, что из 20 детей: 12 детей (60%) имеют высокий уровень сформированности логико- математического развития, 8 детей (40%) средний уровень, низкого уровня нет.
Для выяснения эффективности работы логико- математического развития была составлена диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов.
Рисунок 3- Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа.
Сравнивая таблицы 1,2 и диаграмму, мы видим, что 60% (12 детей) имеют высокий уровень сформированности. Проводя диагностику на контрольном этапе, были выявлены следующие показатели: дети умеют классифицировать на группы, определять по признакам, раскладывать по порядку, осуществлять поисковые действия умственного и практического плана, создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений, отвечать четко на поставленный вопрос. 25%, (5 детей)- средний уровень. Дети показали следующие умения: классифицировали на группы, определяли по признакам, осуществляли поисковые действия практического плана. Низкого уровня в ходе контрольного этапа не выявлено.
В ходе сравнительного анализа результатов логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе с низкого и среднего уровней перешли на средний и высокий. (Рисунок 3.)
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что у детей повысился уровень логико- математического развития. Дети безошибочно могут классифицировать, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, без помощи взрослого выполнять задание, а также давать оценку выполненному, сравнивать полученный результат.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что проделанная работа была проведена успешно. Если на констатирующем этапе было выявлено 12 детей (25%) с низким уровнем, то на контрольном этапе низкого уровня не выявлено. Со средним уровнем на констатирующем этапе 3 детей (15%), то на контрольном этапе этот показатель повысился- 8 детей (40%). Высокий уровень сформированности повысился с 25% до 60%.
Мы считаем, что положительная динамика полученных результатов подтверждает гипотезу о том, если в работе систематически использовать современные технологии, то возможно положительно повлиять на уровень логико- математического развития.
Действительно, современные технологии оказывают влияние на уровень логико- математического развития, они стимулируют проявление детьми активности, инициативности, творчества, развивают умение самостоятельно решать игровые задачи. Данные игры и игровые упражнения с включением современных технологий способствуют логико- математическому развитию.
Таким образом, современные технологии действительно являются ведущим методом логико- математического развития.
Можно сделать вывод, что цель нашей опытно- педагогической работы достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
Материалы данной опытно- педагогической работы могут быть использованы в современной образовательной практике дошкольных образовательных организаций.
Заключение
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребенка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития логико- математических способностей.
Понятие «логико-математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многогранным. Логико-математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций, а также это детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, играми и игровыми упражнениями опытно- педагогическая работа. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка бытовых и «научных» понятий. [22]
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности.
Информационно - коммуникативные технологии в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования.
На современном этапе происходит техническое оснащение ДОО, педагог дошкольной образовательной организации использует компьютер, интерактивную доску, мультимедиа и другие технические средства в целях формирования математических представлений ребёнка, для обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Умелое использование ИКТ расширяет возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Использования современных технологий как средства логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста. Использование современных технических средств обучения положительно повлияет на занятийную деятельность детей дошкольного возраста.
Педагоги положительно относятся к использованию современных технологий в обучении дошкольников и хотели бы активно использовать их в своей педагогической деятельности, в частности, во время НОД по математике, и не считают технические средства обучения пустой тратой времени.
Так же использование современных технологий положительно влияет на логико-математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста. Многогранное значение логико-математического развития дошкольников в современной системе образования и всей их последующей жизни подчеркивали многие отечественные и зарубежные ученые. В соответствии с ФГОС ДО одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Начиная опытно- педагогическую работу, мы выявили особенности логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством логико- математических игр.
В данной выпускной квалификационной работе представлен теоретический анализ влияния современных технологий на логико- математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
При написании работы была поставлена цель: изучить теоретические аспекты и провести практическое исследование влияние современных технологий на логико-математического развития и обучение детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
- проанализировать психолого- педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
- подобрать дидактические игры и упражнения с использованием современных технологий.
- провести и проанализировать опытно- педагогическую работу по проверке справедливости гипотезы исследования.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил провести результаты опытно - педагогической работы, проведенной на базе МБДОУ «Детский сад №45» «Соловушка» по теме «Современные технологии как средство логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста». Прослежена динамика изменения уровня сформированности логико- математического развития. Анализ результатов до и после формирующего этапа свидетельствует об эффективности использования современных технологий на логико- математическое развитие.
Таким образом цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
Педагогам ДОО можно порекомендовать:
- Использовать современные технологии такие, как: SMART Table, интерактивная доска, мультимедиа при организации непосредственно образовательной деятельности и для самостоятельной деятельности детей.
- Использовать предложенные в данной работе игры и игровые упражнения с использованием современных технологий.
Перспективным направлением исследования является составление картотеки игр и игровых упражнений на логико- математическое развитие с использованием современных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ технологий....
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ....
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»
Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...
Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"
Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...
Статья на тему: логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий
логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий...
Развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологий
Научно – исследовательские условия:Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двига...