План по самообразованию воспитателя
материал

Венедиктова Ольга Витальевна

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

Тема:

«Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Воспитатель:

2022 – 2023 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира

Цель

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности

Задачи

изучить методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности;

создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность; сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Предполагаемый результат

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

совершенствование учебно-методического сопровождения; внедрение современных технологий в образовательный процесс; разработка и внедрение дидактических материалов;

разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Форма отчета по проделанной работе

организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ; написание отчета о проделанной работе;

Актуальность темы:

 

«Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование

– путь к познанию окружающего мира»

Цель:

создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать

познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы;

развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность; сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа:  младшая группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года

Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)

Предполагаемый результат:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

совершенствование учебно-методического сопровождения; внедрение современных технологий в образовательный процесс; разработка и внедрение дидактических материалов;

разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей. Этапы создания системы работы:

Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)

Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Создать картотеку опытов и экспериментов.

Оформить и провести консультации для родителей по данной теме. Оформить папки-передвижки в родительский уголок.

Условия реализации.

Обобщающий (итоговый) этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

Свойства воды; Удивительный песок Воздух и его свойства; Твердое тело: камень; Свойства бумаги.

план

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Работа        с детьми

2022        –        2023

уч. год

Разработать        перспективное планирование                по        теме

«Детское

экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»

Цикл занятий, игр Картотека игр, опытов

Работа        с родителями

сентябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Беседы с родителями

Октябрь

«Горячая вода – это опасно»

Беседа по безопасности

Ноябрь

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация

Декабрь

«Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Папка-передвижка

Январь

«Эксперименты на кухне»

Консультация

Февраль

«Опытно-экспериментальная деятельность»

Анкетирование родителей

Март

«Нам интересно все, что неизвестно»

Фотовыставка

Апрель

«Опыты, которые можно провести с детьми дома»

Индивидуальные беседы

май

«Игры с водой и песком. Это интересно!»

Консультация, фотовыставка

Работа        с педагогами

Октябрь

«Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

консультация

Февраль

«Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

Фотовыставка, консультация

май

«Экспериментирование в младшей группе»

призентация

план с детьми

сентябрь

занятие

наблюдение

Игровая деятельность

Экспериментальная деятельность

материал

Сентябрь – адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по- разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры

«Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

Октябрь тема «Водичка»

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Водичка- водичка»

Цель:

Закрепление первоначальных представлений о        воде,        вода может литься, а может брызгать.

«Дождик»

Цель:

Формировать навык        правильно замечать                и называть        явление в природе («идет дождь»), развивать внимание                и

наблюдательность.

Подвижные игры:

«Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»

Чтение стихотворения П.        Синявского

«Дождик».

«Вода прозрачная»

Цель: закреплять знание свойств        воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества.

Лейка, пульверизатор

«Напоим кукол»

Цель.Дать представление о том,        что        вода жидкая, поэтому может разливаться                из сосуда.

«Лужи»

Цель:

Формировать умение устанавливать причинно- следственную

связь        (после дождя на дорогах

образуются лужи).

Дидактическая игра

«Времена года»

«Побродим        по лужам».

«Купание куклы Кати»

Цель:        продолжать закреплять                знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Кукла Катя, ванночка с водой.

Мыльница с мылом, губка, полотенце

ноябрь тема «Песок»

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

. «Песочек»

Цель:Дать представление о        том,        что песок        бывает сухой                        и

мокрый.

«Чудесные фигурки»

Цель:

Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки.

Дидактическая игра

«Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

«Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Емкость с песком, кувшин с водой

«Песчинки»

Цель:                Дать представление о        том,                что песок        –                это множество песчинок.

«Сыпучий песок»

Цель:Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком.

Дидактическая игра

«Фрукты из песка».

«Песочные часы»

Показать детям, что сухой песок сыплется.

Емкость с сухим песком, лист бумаги

Декабрь тема «Воздух»

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Поймаем воздух»

Цель:Дать представление о        том,        что

воздух        не виден.

«Ветер»

Цель:Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух.

Подвижные игры

«Ветер дует нам в лицо»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение

«Ветерок».

«Утопим игрушки»

Цель:Дать представление о том, что воздух легче воды.

Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки

«Мой веселый звонкий мяч?

Цель:Дать представление о        том,                что мячик прыгает высоко, потому что в нем                много

воздуха.

«Кораблик плывет по воде»

Цель:Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игры с вертушками, мячами, шарами;

Подвижная игра

«Красный и синий мячик».

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха.

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки

«Буря в стакане»

Цель:Дать представление о том, что воздух легче воды.

«Наблюдение за ветками деревьев»

Цель:Формировать умение определять скорость ветра.

«Игры с соломинкой»

Цель:

Формировать представление о том, что человек дышит воздухом;

«Выдувание мыльных пузырей»

Цель:Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри.

Стаканы с водой, трубочки для коктейля

Хоровод «Раздувайся пузырь»

Цель:Способствовать двигательной активности детей.

Январь

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Заморозим»

Цель:Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Снег»

Цель:Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый).

Подвижные игры

«Дед мороз»,

«Берегись, заморожу»

«Снежинки и ветер».

«Плавает-тонет»

Цель:Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью.

Небольшие формочки с водой

«Легкий - тяжелый»

Цель:Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

«Снегопад»

Цель:Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок.

Дидактические игры

«Собери картинку»,

«Какой» (игра с предметами).

«Твердый - мягкий»

Цель:Дать представления о том, что камни твердые.

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

Февраль

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Тайны снега и льда»

Цель:Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

«Тает льдинка»

Цель:Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Подвижная игра

«Снежинки».

«Лед-вода»

Цель:Развивать наблюдательность.

Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав

«Цветные бусы»

Цель:Познакомить детей        со

свойствами льда, учить правильно называть цвета.

. «Лед»

Цель:Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t).

Подвижная игра

«Снег кружится».

«Украшение елочки на участке»

Цель: Создать радостное настроение.

Формочки для замораживания воды

Март тема «Бумага»

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Бумажные листочки»

Цель:Дать представления о том, что бумага легкая.

Лото

«Игрушки»

Цель:Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина).

«Порвем бумагу»

Цель:Дать представление о том, что бумага может рваться.

Лист бумаги, емкость с водой

«Лодочка, плыви»

Цель:Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Подвижные игры

Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

«Сделаем ветерок»

Цель:Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха.

Таз с водой, бумажные лодочки

Апрель тема «Температура»

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Горячо-холодно»

Цель:Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

«Снежная баба»

Цель:Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно- следственную

связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает).

Подвижные игры

«Снег кружится»,

«Мишка, мишка, что ты долго спишь?»

Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель:Определить температуру воды.

2 тазика с водой теплой и холодной

«Чудесный мешочек»

Цель:Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее,        дерево теплее).

. «Наблюдение за состоянием погоды»

Цель:Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Дидактические игры

«Части суток»,

«Времена года».

«Опыт с металлами и деревом»

Цель:Определить температуру воды.

Мешочек с предметами из металла и дерева

Май тема «Свет»

занятие

наблюдение

Игровая

деятельность

Экспериментальная

деятельность

материалы

«Солнечные зайчики»

Цель: Расширять представления о свете.

«Солнечные зайчики»

Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

Подвижная игра

«Солнышко- ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

«Солнечный зайчик»

Цель:Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении

Зеркала, мольберт, кисти, бумага

Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

«Что в коробке»

Цель:Формировать познавательную сферу ребенка.

«Тень»

Цель:Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Дидактические игры

«Волшебная коробочка»,

«Части суток»

«Гуляем в темноте»

Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Волшебная коробочка

Изучение методической литературы

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.

«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....