Программа кружковой работы «Я-исследователь» в средней группе «Веселая карусель»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Васильева Светлана Михайловна

Исследовательская деятельность в детском саду — результат совместной работы воспитателей, родителей и детей, который позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности,  что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya_issledovatel_v_sredney_gruppe.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы «Я-исследователь»

в средней группе «Веселая карусель»

Программа кружковой работы «Я - исследователь»

в средней группе «Веселая карусель»

на 2022-2023 учебный год

Актуальность программы:

Исследовательская деятельность в детском саду — результат совместной работы воспитателей, родителей и детей, который позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности,  что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в средней группе «Веселая карусель» разработана программа кружковой работы «Я - исследователь».

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • создать условия для исследовательской деятельности;
  • познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
  • упражнять детей проводить элементарные опыты;
  • формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, делать выводы;
  • развить интерес к изучению нового.

Срок реализации программы - на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, в понедельник во 2 половине дня по 20 минут.

Количество воспитанников: 32

Форма работы:

  • непосредственно-организованная деятельность;
  • игровые упражнения;
  • экспериментирование;
  • совместная деятельность;
  • показ способа действия;
  • объяснение;
  • самостоятельная деятельность;
  • совет, контроль.

Место проведения:

  • групповая комната;
  • детская площадка.

Календарно – тематическое планирование

2022-2023 учебный год

Дата

Тема

Программное содержание

12.09

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

19.09

«Органы чувств»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

26.09

«Какая бывает вода?» 

Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

03.10

«Почему вода бывает грязной?», «Фильтр для воды»

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды.

10.10

«Вещества, растворяющиеся в воде»

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

17.10

Каким бывает воздух?» 

Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах.

24.10

«Волшебные кристаллы» 

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

31.10

«Свойства солнечного света» 

Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.

07.11

 «Мыло-фокусник» 

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

14.11

«Из чего состоит почва?» 

Выявить значение почвы.

21.11

«Свойства глины и камни» 

Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

28.11

 «Чем отличается соль от сахара. Свойства.»

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

05.12

Откуда берется песок?» 

Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

12.12

«Снег и вода»

Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

19.12

«Свойства деревьев» 

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

16.01

«Из чего делают бумагу. Свойства бумаг

Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

23.01

«Защитные свойства ткани» 

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

30.01

«Виды стекол» 

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

06.02

«Волшебное зеркало» 

«Выявить особенности отражение в зеркал.

13.02

«Вес, масса и длина предмета» 

Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

20.02

«Откуда берется резина?» 

Познакомить со свойствами резины и её качествами.

27.02

«Изготовление пластмассы»

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

06.03

«Как влияет внешний фактор среды растениям?» 

Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений.

13.03

«Растение – источник кислорода»

Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

20.03

«Строение и значение частей растения» 

Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде

27.03

«Солнце - тепло и свет» 

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

03.04

«Свойства красок» 

Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

10.04

«Виды металлов» 

Познакомить с металлом, его качествами, свойствами и видов.

17.04

«Сила притяжения магнита» 

Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

24.04

«Как дольше сохранить цветы?» 

Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

15.05

«Вес, притяжение» 

Определить, почему все падает на землю.

22.05

«3 состояния вещества» 

Выяснить, что вещество может быть в трё х агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

29.05

«Мы – исследователи» 

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.

6. Рыжова Л. В. Методика детского эксперимент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Мы исследователи"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе кружковой работы....

Программа (кружковой работы) «Волшебный мир оригами» средней группы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным дейс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»

МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек "Город Смоленск 2022  Программа рассмотрена и одобренана заседании педагогического советаПротокол № ____от «____»___...

Программа кружковой работы по легоконструированию в средней группе

Легоконструирование помогает развивать мелкую моторику рук детей и пространственное мышление...

Отчет кружковой работы "Я - исследователь" в подготовительной группе

Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию....

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

АктуальностьГлавное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изу...