ПРОЕКТ "ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ"
проект (подготовительная группа)
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Согласно Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для ребенка дошкольного возраста – главный источник для получения представлений о мире, его взаимосвязях. Важнейший вид деятельности – это экспериментирование. А ведущая деятельность у дошкольников – игровая. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия
Чем больше ребенок получит информации, чем более разнообразна будет его игровая деятельность, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей.
Данный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» рассчитан на детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vse_professii_nuzhny_.docx | 211.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»
Тип проекта: ролево-игровой, познавательно-творческий
По количеству участников: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги
Актуальность темы
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Согласно Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для ребенка дошкольного возраста – главный источник для получения представлений о мире, его взаимосвязях. Важнейший вид деятельности – это экспериментирование. А ведущая деятельность у дошкольников – игровая. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия
Чем больше ребенок получит информации, чем более разнообразна будет его игровая деятельность, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей.
Данный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» рассчитан на детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых.
Таким образом, была выявлена проблема: У детей существует познавательный интерес к теме, но представления о труде взрослых и профессиях недостаточно сформировано.
Проблема позволила сформулировать цель проекта: Развитие познавательной активности на основе систематизации представлений детей о труде взрослых и профессиях.
Цель проекта: Создание в группе условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых через организацию предметно-игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры.
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
- Формировать представления воспитанников о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости.
- Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
- Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых.
Развивающие:
- Развивать воображение, мышление, речь, наблюдательность.
- Развивать умение классифицировать, систематизировать.
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям.
- Развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.
Воспитательные:
- Воспитывать и поощрять инициативность детей.
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду и уважительное отношение к людям труда.
- Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий.
Задачи взаимодействия с семьей:
- Стимулировать творческую активность родителей через совместные мероприятия.
- Формировать интерес к жизни детей в ДОУ.
- Повышать родительскую компетентность в вопросах организации продуктивной совместной деятельности с детьми.
Организационные задачи:
- Подобрать и разработать наглядные и дидактические материалы; картотеки дидактических, подвижных, настольно-печатных и интерактивных игр; презентации по ознакомлению детей с профессиями.
- Организовать РППС для творческой и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
- С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
- С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
- Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
- Способен рассказать:
- о профессии и месте работы родителей;
- о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат)
- Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
- Гордится профессией своих родителей.
- Способен оценить результаты своего и чужого труда.
- Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослыми трудовой деятельности, при выполнении поручений.
- Сформирован:
- опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности;
- опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
- опыт конструирования, изготовления макетов, моделей;
- опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
- опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца.
Родители:
- проявляют творческую активность в совместных мероприятиях: организации выставок детских работ и поделок, посвящённых теме «Мир профессий».
- проявляют интерес к жизни ребенка в ДОУ.
- сформирована родительская компетентность в вопросах организации продуктивной, познавательной совместной деятельности с детьми.
Педагог:
- повысилась педагогическая компетентность в данном направлении;
- оформлено методическое портфолио проекта.
Продукты проекта:
- Картотеки развивающих игр, подвижных игр, словесных игр;
- Презентации для детей «Путешествие в мир профессий»;
- Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- Лэпбук «Юные экономисты»;
- Подборка сказок, стихов и загадок о профессиях для чтения и разучивания с детьми дома;
- Фотоальбом «Мамины профессии»;
- Консультации, памятки и буклеты для родителей.
Оценка результативности проекта:
- НОД «Путешествие в мир профессий»;
- Выставка рисунков «Когда я вырасту, то буду…».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Деятельность педагогов:
- изучение методической литературы;
- определение проблемы; постановка цели и задач; составление плана мероприятий по реализации проекта.
Подготовка дидактических материалов:
• подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по теме проекта; наглядных и дидактических материалов; картотеки дидактических игр;
• подготовка презентаций по ознакомлению детей с профессиями.
Совместная деятельность педагогов и родителей:
- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядных пособий, иллюстративного материала, подбор художественной литературы, изготовление дидактических игр);
- выявление затруднений родителей по теме проекта;
- обсуждение плана проекта с родителями и изменение плана в соответствии с их предложениями;
- проведение анкетирования.
Совместная деятельность педагогов и детей:
- вводная беседа «Разговор о профессиях».
- ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Игровая деятельность в игровых зонах (Салон красоты, Ателье, Больница, Стройка, Супермаркет, Детский сад, Школа и др.). | Дидактические игры «Лото-профессии», «Кому что нужно для работы?», «Мужские и женские профессии». Сюжетно-ролевые игры «Ветеренарная клиника», «Бумажное ателье», «Кафе». | ||
Взаимодействие с семьей по социально-коммуникативному развитию детей: анкетирование родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников» | |||
Познавательное развитие | |||
Беседы: вводная беседа «Разговор о профессиях», «Расскажи, кем мечтаешь стать ты», «Профессии детского сада», «Вкусные профессии». НОД «Путешествие в мир профессий». Дидактические игры «Кто что делает», «Продолжи предложение», «Хлопните в ладоши, если это надо для …», «Кто больше знает профессий», «Самая-самая». | Лэпбук «Юные экономисты». Разрезные картинки, пазлы, лото на тему «Профессии». Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Угадай профессию». Рассматривание изображений с различными профессиями. | ||
Взаимодействие с семьей по познавательному развитию детей. Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны». Предложить родителям рассмотреть с детьми картинки и иллюстрации в книгах с изображением людей различных профессий. Расскажите ребенку о своей профессии. Посмотрите с детьми видео о профессиях строителя, учителя, врача. Консультация для родителей «Как увидеть в ребенке талант к будущей профессии?». Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями». Просмотр с детьми видео о самой необычной профессии «Переворачиватель пингвинов» | |||
Речевое развитие | |||
Чтение стихотворений, пословиц, потешек о труде взрослых. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Беседы на основе прочитанных стихотворений. Отгадывание загадок об атрибутах к профессиям людей. Составление рассказа «Кем работают мои родители». Ознакомление с художественной литературой: чтение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». | Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке. | ||
Взаимодействие с семьей по речевому развитию детей. Рассматривание вместе с детьми иллюстраций к рассказам и стихотворениям о профессиях. Предложить родителям выучить с детьми стихотворение о профессии на выбор. Предложить почитать с детьми произведения: Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители». | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Лепка из соленого теста «Хлеб, баранки, калачи». Продуктивная деятельность «Вкусные конфетки». | Рисуем по замыслу «Кем я хочу быть». Раскрашивание раскрасок «Профессии». Творческая мастерская «Украсим одежду». Рассматривание журналов мод. | ||
Взаимодействие с семьей по художественно-эстетическому развитию детей. Нарисовать вместе с ребенком человека любой профессии и найти информацию про нее, чтобы потом рассказать и показать другим. Фотоальбом «Мамины профессии». | |||
Физическое развитие | |||
Физкультминутки «Водитель», «Пилот», «Повар», «Мы в профессии играли». | Подвижные игры «Тише едешь, дальше будешь», «Космонавты», «Летчик». | ||
Взаимодействие с семьей по физическому развитию детей. Выполнить с детьми зарядку «Профессии разные бывают» |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Выставка рисунков «Когда я вырасту, то буду…».
НОД «Путешествие в мир профессий».
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
Обобщение собранного в процессе работы над проектом материала.
Определение направлений продолжения проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)
Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком...
Проект на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» (знакомимся с профессиями)
- Цель проекта:Формирование первичных навыков социализации у детей через знакомство с трудом взрослых. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудия...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия врача» (средняя группа)
Планирование проектной деятельности с воспитанниками...
Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны (женские профессии)»
Презентация посвящена многообразию профессий женщин-тружениц....
«Все профессии нужны все профессии важны. Профессия-повар»
Цель: Познакомить детей с профессией повара, его профессиональными действиями, предметами - помощниками. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Познакомить детей с ...
Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. П
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одноврем...
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...