Статья "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".
статья
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край - так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в сложное время. Время, когда в нашей стране произошли большие изменения и переоценка жизненных ценностей. И всё, что касается патриотизма, со временем отошло на задний план. Поэтому мы – воспитатели и должны вместе с родителями работать над патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._patrioticheskoe_vospitanie.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Грачёва Анастасия Андреевна
Воспитатель
МБДОУ №16 «Родничок» г. Канск
«Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край - так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в сложное время. Время, когда в нашей стране произошли большие изменения и переоценка жизненных ценностей. И всё, что касается патриотизма, со временем отошло на задний план. Поэтому мы – воспитатели и должны вместе с родителями работать над патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Актуальность темы.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человека.
Что же такое патриотизм? Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам.
Новизна опыта.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно - патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Концепцию нашей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.
Теоретическая база опыта.
Процесс познания у детей происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы. Доступны ли малышам первые чувства гражданственности и патриотизма?
Мы работаем в детском саду много лет и, исходя из нашего опыта работы в этом направлении, можем дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин).
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.
Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, занятия по изобразительному искусству.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Для выполнения поставленных задач мы разработали перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
По этой теме были определены основные принципы, которые легли в основу нашего педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала. Мы предполагаем подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Считаем, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, быстрее развиваются.
7. Принцип прочности. Мы стремимся к тому, чтобы знания, полученные во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад»
«Труд взрослых»
«Родной город»
«Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
• специально организованные занятия
• беседы
• наблюдения
• чтение художественной литературы
• сюжетно-ролевые, дидактические игры
• тематические праздники, развлечения
• целевые прогулки.
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого, знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками). Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.
«Вместе дружная семья».
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Мы вместе с детьми подготовили развлечение для мам.
Предлагаем детям сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
«Детский сад».
В начале учебного года мы знакомили с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.
«Труд взрослых».
Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день.
Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Мы вместе с детьми ходим в кабинет медсестры, заглядываем на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
«Родной город».
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры.
Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут. В течение года мы рассматриваем вместе с детьми фотографии с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями. Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.
«Родная страна».
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, постоянно подчеркивая, что все это придумал русский народ.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наша семья», к изготовлению украшений для оформления группы.
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателей и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что в проделанной работе есть положительные результаты:
- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.
- Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).
- Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.
- Ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).
- Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
В результате проведённой работы дети научились различать понятия «город», знают, что мы живём в России, что Москва - это главный город нашей страны. Дети внимательно начали слушать отрывок Государственного гимна Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
Продолжая работу в рамках патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, мы ставим себе задачи:
- пополнить методическую литературу, практический материал;
- разрабатывать и проводить деятельность «Родной свой край люби и знай!» в совместной деятельности с родителями и детьми;
- обогащать и совершенствовать воспитание патриотических чувств, ведь это было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.
Тема | Содержание занятий по развитию речи | Связь с другими видами деятельности | Сроки выполнения |
«Я и моя семья» | Работа над понятием «семья». Чтение стихов о маме, папе и т.д. Беседы с детьми о членах семьи. | Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий). Беседы о членах семьи. Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Октябрь |
«Мой любимый детский сад» | Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Пение песен и чтение стихов о детском саде. | Экскурсия по детскому саду. Помощь в уборке листьев на участке детского сада. | Ноябрь |
«Новый год у ворот» | Загадки о зиме. Беседы о встрече Нового года. Изменения в природе с приходом зимы. | Рисование на тему «Ай да, ёлочка краса!». Аппликация «Нарядим ёлочку» Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (совместно с родителями) | Декабрь |
«Улица города» | Дать понятие о том, что такое улица города. Добиваться от детей того, чтобы они знали название улицы, на которой живут. | Прогулки с родителями по улицам города. Конструирование «Улица города». | Январь |
«Мой любимый город» | Учить называть город, в котором живут дети. Прослушивание песен о родном крае. | Экскурсия по городу на автобусе (с родителями). Рассматривание фотографий с изображениями самых знаменитых мест в городе. | Февраль |
«Наши защитники» (к Дню защитника Отечества) | Рассказ о защитниках Отечества. Пение песен об армии. | Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Рассказы пап о службе в армии. | Март |
«Очень я люблю маму милую мою» | Беседы о маме. Пение песен о маме, чтение стихотворений. | Изготовление подарка маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой» | Апрель |
«Этот День Победы» | Рассказ воспитателя о Дне Победы. | Беседы родителей с детьми по теме. | Май |
Используемая литература:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5.
3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.
4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6. -С.8-9.
5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Авт. сост.: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005. - №1- №5.
7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М.: 2009
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...