Круглый стол для педагогов_ _Организация детского экспериментирования в дошкольных группах_ 2022 г.
материал
Круглый стол для педагогов_ _Организация детского экспериментирования в дошкольных группах_ 2022 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малиновская СОШ филиал МКОУ "Глубоковская СОШ Завьяловского района" структурное подразделение детский сад
Подготовила:
Воспитатель Чернецкая Д.В.
Круглый стол для педагогов по теме: « Организация детского экспериментирования в дошкольных группах»
Цель: Расширять знания педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
- Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Форма проведения : круглый стол.
Оборудование: столы, стулья для всех участников, рекомендации,
План проведения:
- Вводная часть ( приветствие всех участников)
- Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в группах).
- Заключительная часть (рефлексия).
Вводная часть.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня здесь собрались творческие , активные, просто интересные люди – настоящие профессионалы. Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о развитии познавательно исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста за нашим круглом столе « Организация детского экспериментирования в разновозрастной группе ДОУ».
Ведущий: Но прежде чем приступить к обсуждению данного вопроса я попросила бы вас заполнить тест « Что я знаю о познавательно – исследовательской деятельности детей».
Ну а теперь мы приступим к обсуждению вопроса.
Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основного понятия . Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он как и игра является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Дискуссионная часть
Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:
- Определим достоинства метода экспериментирования.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
- Экспериментирование интегрируется с различными видами деткой деятельности:
- - игровой (используем игры с элементами экспериментирования)
- -трудовой (посади семечко, поливаем его и наблюдаем, что происходит)
- -продуктивной (в процессе ИЗО деятельности, можно провести эксперимент по смешиванию красок, или получили результат эксперимента и зарисовали его (фиксация результата эксперимента)
- -коммуникативной (в процессе эксперимента ставим исследовательскую задачу, прогнозируем результат, уточняем правила безопасности, формулируем выводы)
- -чтение художественной литературы (прочитали о каком – то явлении, а потом провели эксперимент и проверили)
- Способствует формированию интегративных качеств:
- Любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
- Обеспечивает интеграцию образовательных областей:
Познание, коммуникация, ФЭМП, безопасность, здоровье, художественное творчество.
- Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Ведущий : Рассмотрим основные виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)
Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)
- направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)
- направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.
Ведущий: Определим цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
- Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Ведущий : Остановимся на классификации экспериментов.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1.По характеру объектов, используемых в эксперименте:
-опыты с растениями;
-опыты с животными;
-опыты с объектами неживой природы;
-опыты, объектом которых является человек.
2.По месту проведения опытов:
-в групповой комнате;
-на участке;
-на природе.
3.По количеству детей:
-индивидуальные (1-4 ребенка);
-групповые (5-10 детей);
-коллективные (вся группа).
4.По причине их проведения:
-случайные;
-запланированные;
-поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5.По характеру включения в педагогический процесс:
-эпизодические (проводимые от случая к случаю);
-систематические.
6.По продолжительности:
-кратковременные ( от 5 до 10 минут);
-длительные ( свыше 15 минут).
7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
-однократные;
-многократные, или циклические.
8.По месту в цикле:
-первичные;
-повторные;
-заключительные или итоговые.
9.По характеру мыслительных процессов:
-констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
-сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
-обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10.По характеру познавательной деятельности детей:
-иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
-поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
-решение экспериментальных задач.
11.По способу применения в аудитории:
-демонстрационные;
-фронтальные.
Подведем итог классификации детского экспериментирования.
Ведущий: Следующий вопрос , на котором хотелось бы остановиться - Особенности организации проведения детского экспериментирования.
- Особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности.
- Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя обязать ребенка ставить опыты, во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться чувство внутренней свободы.
- Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
- Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что время истекло, отведенное на эксперимент по плану.
- В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели и не приносит вреда.
- Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
- Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
- Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Такой прием сделает знания детей более реальными и осознанными
- Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
-работа руками детей;
-дробление одной процедуры на несколько мелких действий;
-совместная работа воспитателя и детей;
-помощь воспитателя детям;
-работа воспитателя по указанию детей
-допущение воспитателем неточности в работе.
- В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
- Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
- Анализ результатов и формулирование выводов. Дети должны в непринужденной форме делиться с воспитателем радостью открытия.
- Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей по их отношения к работе.
Ведущий: Остановимся на оборудовании уголков экспериментальной деятельности и структуре игры – занятия с элементами экспериментирования.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать т.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
( см таблицы)
Структура игры-занятия с элементами экспериментирования
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
- Определение типа вида и тематики экспериментальной деятельности.
- Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)
- Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельно ( или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования с учетом изучаемой темы.
- Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
- Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Фиксирование результатов эксперимента в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
- Анализ и обобщение результатов экспериментирования (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)
Правила безопасности:
С водой:
- Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
- Пролил воду — не беда: тряпка под рукой всегда.
- Фартук — друг: он нам помог, и никто здесь не промок.
Со стеклом:
- Со стеклом будь осторожен — ведь оно разбиться может.
- А разбилось — не беда, есть ведь верные друзья:
- Шустрый веник, брат-совок и для мусора бачок —
- Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.
С песком:
- Если сыплешь ты песок — рядом веник и совок.
По окончании работы:
- Ты работу завершил?
- Все на место положил?
Фиксация результатов опытов и экспериментов.
Для чего нужна фиксация результата опытов и экспериментов?
Для того, чтобы результата лучше запечатлелся в памяти детей и мог быть воспроизведен в нужный момент. Во время проведения эксперимента в основном функционирует зрительная память. При фиксации же результата эксперимента участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций.
Вопрос: Методы и приемы.
- Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
- Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
- Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
- Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
- Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
- Экспериментальные игры.
- Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
- Наблюдение природных явлений.
- Использование энциклопедий.
Ведущий Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
- Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
- События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
- Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
- Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
- Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Ведущий : Содержание исследовательской деятельности детей.
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей решаются следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
- О способах исследования объекта.
- О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Ведущий: Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде.
Заключительная часть
Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас еще раз заполнить тест « Что я знаю о познавательно – исследовательской деятельности детей» и сравнить результаты в начале и в конце.
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.
Приложение
ТЕСТ
«Что я знаю о познавательно-исследовательской деятельности детей»
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1. | Выберите из предложенных видов-эксперименты для детей 2-3 лет. |
|
2. | Какие интегративные качества формируются у ребенка в процессе экспериментирования? |
|
3. | Отличительная особенность в познании детей 2-3 лет? |
|
4. | Выберите из предложенных - формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет? |
|
5. | Выберите из предложенных видов- эксперименты для детей 4-5 лет |
В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
|
6. | Назовите объекты познания для детей 3-4 лет. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по теме: « Организация детского экспериментирования в дошкольных группах»
Эксперименты в ДОУ...
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выступление на тему: «Центр продуктивной и творческой деятельности в ДОУ»
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Круглый стол для педагогов «Организация НОД с использованием конструктора Лего»
Круглый стол для педагогов «Организация НОД с использованием конструктора Лего»(в рамках работы экспериментальной площадке «Интеграция образовательных областей через технологию Лего ...
Круглый стол для педагогов "Организация педагогического процесса в период адаптации детей к ДОУ"
Предложенная форма проведения мероприятия предполагает повышение профессионального мастерства педагогов....
Круглый стол для родителей: «Организация детского питания»
Круглый стол для родителей:«Организация детского питания»...
Круглый стол с педагогами «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»
laquo;Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»...
Круглый стол для родителей: «Организация детского питания»
laquo;Организация детского питания»...