Картотека творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ
картотека
Актуальность использования технологии ТРИЗ.
Данная технология способствует:
- развитию творческого воображения,
- развитию нестардатного мышления,
- высокому уровню позновательной активности и речи дошкольников,
- овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта,
- успешному адоптированию к школе вне зависимости от системы обучения,
- желанию и умению самостоятельно учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотеки творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ Воспитатель: Чепурина Н.В. П.Мирный, 2018 | |||
Название и цель | Содержание | ||
Обучение составлению сравнений | |||
1.«Какой объект?» | Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. | ||
2.«Цепочка». | Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передаётся другому ребёнку, который должен назвать один из признаков объекта и передать её следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. | ||
3.«Угадай по описанию». | Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному ребёнку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идёт речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. | ||
4.«Выбери признак, который есть у других объектов». | Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные). | ||
5.«Давай поменяемся». | Воспитатель раздаёт картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек). | ||
6.«Необычный подарок». | Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребёнок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребёнка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак. | ||
7.«Невпопад». | Ведущий называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад — несвойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расчёска пищит) в реальной жизни. | ||
8.«Что такое же у другого объекта?» | Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?», и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий — монета, дымящийся — вулкан, пыхтящий — ёжик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ёжик». | ||
Обучение рифмованию | |||
1.«Складушки — ладушки». | Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран — тюльпан, кошка — ложка и т. д. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки — ладушки». В среднем и старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребёнок должен подобрать рифмующееся слово. | ||
2.«Составь рифму». | Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка — синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку». | ||
3.«Составь четыре строчки смешного стихотворения». | Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень — тюлень, плыл — ныл. Возможное рифмование: Удивительный олень В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети. | ||
4.«Придумаем разные стишки про один предмет». | Воспитатель предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Например, объект — кошка; подбирается рифма — кошка-ложка; складывается начало: «Жила — была пушистая кошка, совсем не похожая на ложку». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». Например, «Если бы пушистая кошка была похожа на ложку, то она не бежала, а только лежала». | ||
Обучения приёмам фантазирования | |||
1.«Волшебные предметы и их хозяева». | Воспитатель предлагает набор картинок с изображением волшебных предметов (чёрный плащ, волшебная палочка, ступа и т.д.). Детям необходимо выбрать картинки, соответствующие тому или иному сказочному персонажу. | ||
2.«Фантастический рассказ». | В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их изменённый образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку (фантастический рассказ), учитывая произведённые в сказочном герое изменения. | ||
3.«Кто внимательный?» | Воспитатель показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками «действия Волшебников» (Большого и Маленького размеров; Оживления — Окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематическое изображение Волшебника, например, Великана, должны встать (или поднять руки вверх), а, увидев схематическое изображение Волшебника Крохи, – присесть (опустить руки вниз). Один и тот же Волшебник может быть изображён по–разному (схемой, рисунком, лепка или просто объявлен по имени). | ||
4.«Что стало большим, что стало маленьким». | Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Дети должны увидеть неточности и исправить их. | ||
5.«Какого Волшебника ты должен пригласить». | Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы её решить (каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т. д.). | ||
6.«Волшебник Дробления» Объединения проводит чудесные преобразования». | Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка — сам объект, а у неё есть часть — сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект — лепесток, на котором находится цветок. | ||
7.«Замри — отомри». | Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления — Окаменения. | ||
8.«Приглашаем Волшебника Могу только». | Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных объектов. Обсуждается основное назначение объекта. Приглашается Волшебник Могутолько и он ограничивает функции данного объекта. Например: шапка удерживает тепло головы; шапка, которая удерживает тепло головы только с восьми до девяти часов утра или удерживает тепло головы мальчика пяти лет. | ||
9.«К нам пришёл Волшебник «Все могу». | Ведущий называет какой -либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Дети описывают результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта — ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Дают название новому объекту. | ||
10.«Волшебник «Наоборот просит выполнить задание». | Ведущий (ребёнок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. | ||
11.«Меняем порядок». | Обсуждение хода какого -либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. | ||
12.«В гостях у Волшебника быстрых минут (Волшебник замедления)». | В гости к детям пришёл Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится (у всех один день, а в групповой комнате — 10 лет) или замедлится (у всех это — один день, а групповой комнате прошло всего 10 минут). Дети описывают, что произойдёт с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе (цветы, мебель, книги), что будут делать родители в такой ситуации и т. д. | ||
13.«В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время». | Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение (головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители — комары, цапли, рыбы). Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдёт, если Волшебник коснётся выбранного объекта (объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться). Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо — плохо». | ||
Обучение умению сужать поля поиска | |||
1.«Да — нет» на загаданный объект рукотворного мира. | Ведущий загадывает предмет рукотворного мира. Дети его отгадывают. Для создания собственных классификаций (по функциональному назначению, по месту назначения, по материалу, по форме, по времени создания и т. д.) признак выбирает ребёнок. Базовый алгоритм: | ||
2.«Да — нет» на неизвестное слово. | В основании игры лежит тот же принцип вопросов и ответов. Ведущий называет слово, заведомо неизвестное детям, и просит угадать, что это такое. Например: ведущий загадывает слово «острец» (сорняк на хлебных полях). Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «Да»: | ||
Обучение основным мыслительным действиям диалектического характера | |||
1.«Маятник». | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. | ||
2.«Перевертыш». | Ведущий называет какое–либо событие и спрашивает у первого ребёнка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребёнок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребёнок объясняет, почему это так. Игра продолжается. | ||
3.«Хорошо — плохо дружит с много - мало». | Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме — не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить своё дело в полной мере. | ||
4.«Что произойдёт?». | Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определённую тему (например, природа, сказки и т. д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. | ||
5.«Учимся у сказки». | Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приёмы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. | ||
Обучение установлению системных связей | |||
1.«Мои друзья». | Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего–либо или кого–либо. Дети определяют, кто они (берут на себя роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. | ||
2.«Что было — что будет». | Воспитатель раздаёт детям большие карточки, разделённые на три части (в средней части изображён предмет настоящего, первая и третья — пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берёт какую–либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. | ||
3.«Из прошлого в будущее». | Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребёнок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался. | ||
4.«Пирог для великана». | Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец). | ||
Обучение детей составлению рассказов по картине | |||
1.Игры с «подзорной трубой». | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. | ||
2.«Ищу родственников». | Воспитатель предлагает детям найти «родственника» конкретному объекту по принципу: природный мир — рукотворный мир; живая — неживая природа; целое — частное; по месту нахождение; по выполняемой функции. Результат: объединение объектов в группы по разным основаниям. | ||
3.«Сравни по форме». | Воспитатель предлагает детям назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок). | ||
4.«Загадочные части». | Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не луны». | ||
5.К нам пришёл волшебник «Я только слышу». | Дети сосредоточены на объектах картины. Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине, и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине». | ||
6.К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах». | Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых запахов и обозначить их словами. Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображённым на картине, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». | ||
7.К нам пришёл волшебник «Я ощущаю лицом и руками». | Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с ними и составить описательный рассказ. Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине; составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». | ||
8.К нам пришёл волшебник «Я пробую на вкус». | Дети сосредоточены на объектах картины с точки зрения способов и продуктов их питания. Воспитатель предлагает подыскать слова, обозначающие отношения к продуктам питания данного объекта (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный) и разных способов питания (способы питания растительного и животного мира различны). Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир; объяснить, кто, как и чем питается. | ||
9.«В гости пришли Волшебники Времени». | Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Например: пришёл Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце — хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию с позиции «хорошо — плохо». | ||
10.«Найди самое удачное название картины». | Детям предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну или две самых подходящих и объяснить, почему, на их взгляд, это так. Особое внимание уделить логическим связкам текста. В результате должен получиться рассказ — рассуждение. | ||
Обучение созданию связных текстов сказочного содержания | |||
1.«Найди героя». | Предлагается рассмотреть героя какой-либо сказки и определить его действие. Назвать, каким был герой в начале произведения, и каким стал. Например, Гадкий утёнок был беззащитным, слабым, стеснительным; стал смелым и решительным. | ||
2.«Сказка переехала». | Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (её героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать её или изобразить схематично.
| ||
3.«Закончи сказку». | Воспитатель рассказывает детям начало какой–либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...
«Методика составления творческого рассказа по технологии ТРИЗ»
Для успешной подготовке ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Основна...
План - программа по развитию у детей творческого воображения через технологию ТРИЗ
В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительны...
Картотека «Игры и задания по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Игры по триз начиная с трех лет....
Картотека творческих заданий по технологии ТРИЗ
Развитие фантазии, навыков рифмования, обучение рсоставлению рассказов....
Рабочая программа кружка «Воображалка» по развитию у детей 4–5 лет творческого воображения через технологию ТРИЗ
Рабочая программа кружка«Воображалка»по развитию у детей 4–5 леттворческого воображениячерез технологию ТРИЗ...
Рабочая программа кружка «Играем и познаем» по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения через технологию ТРИЗ
Рабочая программа кружка«Играем и познаем»по развитию у детей 5-6 леттворческого воображениячерез технологию ТРИЗ...