"Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста"
методическая разработка
Детский фольклор -это уникальное явление. Он очень разнообразен, обширен. Область устного народного поэтического творчества-это мир ярких, радостных, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор для детей раннего возраста включает в себя песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, колыбельные.Ранний возраст - это период развития ребенка, формирования разнообразных знаний, умений, навыков и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_vospitaniya_detey_rannego_vozrasta.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»
Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (придания, песни, частушки, анекдоты, сказки, поэзии, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Потешки — короткие игровые присловья, часть первых детских игр, в процессе которых ребенок осваивает простейшие движения и жесты. Слово в потешке ведет за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки выводят ребенка за рамки его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет!
Встань, малыш еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ - топ! Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом!
Топ - топ.
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Большие ноги шли по дороге:
Топ - топ - топ. Топ - топ - топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ - топ- топ. Топ - топ - топ.
Маша, Маша маленька,
Машенька удаленька.
Пройди, Маша, горенкой,
Топни, Маша, ноженькой.
Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.
Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки!
Ручки вверх потянем,
Бо олыпе, вы-ыше станем!
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки —
По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки
* * *
Ква-ква-ква-квакушки,
В камышах лягушки!
Мы открыли глазки,
Мы потерли ушки —
По-тя-гуш-ки...
По-тя-гуш-ки...
По-тя-гуш-ки...
* * *
Котя моет глазки,
Котя моет ушки,
Котя выгнул спинку,
Котя — по-тя-гушки
* * *
Глазки смотрят,
Носик дышит,
Ушки милые
Всё слышат,
Ротик улыбается,
Ручки просыпаются.
И готовы ножки
Топать по дорожке!
С добрым у гром!!!
* * *
Чок-чок, на бочок,
Глазки, ротик — на крючок,
Коленочки к стеночке,
Мальчики и девочки,
Спать...
Спать...
Спать...
* * *
Спать, спать, почивать
Позовем к себе в кровать
Маленькую свинку —
На чистую простынку,
Квакалку-лягушку —
На чистую подушку,
А под одеялко
Кого позвать не жалко?
Кого позовем?
* * *
Ой, лады-лады-лады!
Принес заинька воды,
Дай нам, серенький, водицы,
Нашей деточке умыться!
Вот как умываемся!
Вот как улыбаемся!
* * *
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
В гости к деточке идет,
Молочка с собой несет!
Скажет: «Пей веселей,
Подрастай поскорей!»
А мы пьем, пьем!
Да еще нальем!
* * *
Кушай, кушай, котик!
Открывай свой ротик:
Кашку и оладушки,
Да сыграй нам «Ладушки»
Ладушки, ладушки,
Вкусные оладушки!
* * *
Ходит котик с веничком,
Подметает семечки,
Подметает крошки
Да кладет в лукошко!
Угостит он птичек —
Голубей, синичек!
А ты крошки собери,
Тоже птичек покорми!
Колыбельные песни
Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.
В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.
Колыбельная призвана убаюкивать детей, поэтому в ней важно соблюдение определённого такта. Наши предки когда-то поняли, что при монотонном покачивании малыш лучше засыпает, так появились колыбельки и песни, которые стали напевать, чтобы ребёнок быстрее уснул.
Ночь на землю опустилась,
Ходит-бродит тишина,
Всех баюкает она:
«Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!»
* * *
Баю-баю-баюшки,
Глазки спят у заюшки,
Глазки спят у кошечки
И у мышки-крошечки.
Добрый сон всех укачает,
Наша детка засыпает.
Баю-баюшки-баю,
Дочке песенку пою.
Как по лесенке с утра
Солнышко шагало,
День прошел, и за горой
Солнышко пропало,
Ночь взошла на лесенку,
Будет петь нам песенку.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, дочурка, засыпай!
* * *
Ай, люшеньки, люшеньки,
Спать пора Андрюшеньке!
Ждет Андрюшеньку кроватка,
Чтобы спал сыночек сладко!
Баю-баю-баю-бай,
Спи спокойно, засыпай!
* * *
Баю-баюшки-баю,
Баю крошечку мою,
Баю ручки, баю ножки —
Отдохнут пускай немножко!
Натрудились, утомились,
А теперь легли в кровать.
Надо, надо засыпать!
* * *
Ай, люли, люли, люли!
Прилетели журавли
Из далеких дивных стран
Через море-океан!
Крылышками помахали,
Сказку детке рассказали,
Собрались в обратный путь,
А тебе пора уснуть!
* * *
Люли-люли-люли!
Прилетели гули,
На кроватку сели,
Детке песню спели,
Крылышками помахали,
Сказку рассказали.
Деточку качали,
«Спи, спи» ворковали!
* * *
Тише-тише-тишина!
Смотрит месяц из окна,
Звездочки мерцают,
Деточку качают:
«Баю-баю-баю-бай...
Наша детка, засыпай!»
* * *
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!
Я окошечко закрыла,
В гости сон я пригласила.
Сон пришел к нам и сидит,
А сыночек крепко спит!
* * *
Спи, мой маленький звоночек!
Пчелка спит, и спит цветочек,
Белка спит, и спят ежата,
Спят послушные ребята!
Всем, всем, всем спокойной ночи!
Спи, мой маленький звоночек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.
«Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста». Природа мозга ребенка требует,Чтобы его ум воспитывалсяУ источника мысли – сред...
Фольклор, как средство воспитания детей раннего возраста
Презентация опыта работы....
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...
Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста
В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...
Татарский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста
Материал представлен в виде презентации. В презентации представлен материал, который я использую в работе с детьми раннего возраста. Целью использования татарского фольклора в раннем возрасте является...
«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»
Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...
Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.
Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста. Произведение фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развитию ребенка, они незаметно вводят м...