Статья из опыта работы "Зачем нужны подготовительные игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
статья
Чтобы обратить внимание малыша на его руки, приучить к тому, что с руками можно проводить много разнообразных и интересных игр, используются подготовительные игры. Такие игры не развивают тонкие движения кистей и пальцев, но вполне достигают своей цели — ребенку должно понравиться играть с руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Развитие мелкой моторики — важное направление развития ребенка раннего возраста. Так как многие современные дети отличаются слабой моторикой рук, им с большим трудом даются тонкие движения пальцев, игры на развитие мелкой моторики надо проводить регулярно. А чтобы поддерживать интерес малыша к таким играм, которые часто требуют достаточных усилий с его стороны, желательно, чтобы игры на развитие мелкой моторики были интересными и разнообразными.
При разработке игр для развития моторики мы стремились сделать обучение опосредованным: ребенок занимается интересным для него видом деятельности, а между тем, сам не замечая того, приобретает и отрабатывает новые полезные навыки.
Описанные ниже игры систематизированы — по принципу, лежащему в их основе (подготовительные игры с руками, пальчиковые игры, теневой театр), и по используемым в играх материалам (предметы, игрушки, специальные игрушки). Поэтому игры, описанные в книге, очень разные, и это позволяет использовать все возможности обучения малыша.
При подборе игр для конкретного ребенка советуем отнестись к выбору внимательно. Не всем детям нравятся игры на развитие мелкой моторики, поэтому лучше предлагать ребенку разные варианты игр: эффективнее будет подобрать несколько понравившихся малышу игр, чем настаивать на проведении тех игр, в которых малышу участвовать неинтересно.
Конечно, чтобы закрепить результат игры, необходимо ее многократное повторение. При этом советуем относиться к развитию игры творчески, придумывая разнообразные варианты отработки одного и того же навыка. Например, если вы занимаетесь с малышом шнуровкой и нанизыванием бусин, можно отрабатывать этот навык на совершенно разном материале — нанизывать на шнурок не только специальные бусины подходящей величины, но и колечки от пирамидки, шарики с отверстиями, сушки, макароны в виде трубочек, лоскуты ткани с дырочками и т.п.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Цели и задачи
Развитие ручной ловкости.
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие заинтересованности в играх с руками.
Материалы
Большая часть подготовительных игр проводится без использования каких-либо материалов. В некоторых играх используются мелкие предметы, которые прячутся в ладошках, а также резиновые игрушки-пищалки.
Методы обучения
Показ действий.
Словесная инструкция.
Организация занятий
Занятия можно проводить в группе. Длительность заданий 1-5 минут. Основной метод обучения — подражание движениям рук взрослого.
Чтобы обратить внимание малыша на его руки, приучить к тому, что с руками можно проводить много разнообразных и интересных игр, используются подготовительные игры. Такие игры не развивают тонкие движения кистей и пальцев, но вполне достигают своей цели — ребенку должно понравиться играть с руками. Конечно, чтобы малыш захотел играть в игры на развитие мелкой моторики еще и еще, необходимо постараться, чтобы игры с руками ему понравились. Для этого взрослый, который проводит игру, должен постараться наполнить ее весельем и положительными эмоциями, увлечь ребенка интересным сюжетом игры, и заразить его своим прекрасным настроением и огромным желанием играть.
В дальнейшем такие подготовительные игры станут основой занятий — к ним можно возвращаться снова и снова, чтобы настроить ребенка на проведение игр с ручками. То есть, сначала мы можем предложить малышу поиграть в непродолжительную, давно знакомую и любимую игру с руками, а после этого предложить другую игру, направленную на отработку более сложных навыков, требующих или силы пальцев, или тонких дифференцированных движений, ловкости рук.
Занятие 1. Где же наши ручки?
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. (нет)
Ход занятия. Взрослый показывает движения руками и побуждает малышей повторять их за ним — сначала прячет руки, а потом показывает их. Игроки прячут руки за спину, если игра проводится стоя, или прячут руки под стол, если игра проводится сидя за столом.
Взрослый. Давайте-ка спрячем наши ручки — вот так! Где же наши ручки? А вот они, ручки! Снова ручки спрятались... Где же наши ручки? Вот они!
Этой игрой мы эмоционально готовим малышей к разнообразным играм с руками и пальцами. Лейтмотивом игры может быть слоган: «Где же наши ручки? Вот наши ручки!» во время произнесения которого взрослый просит детей сделать определенные движения руками.
Занятие 2. Прячем ручки!
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. Большой платок, коробка, варежки и перчатки, песок (на прогулке).
Ход занятия. Предложите малышу спрятать руки под платок, или в коробку (коробка лежит на боку, открытой стороной к ребенку), или зарыть в песок на прогулке.
Взрослый. Спрячь ручки побыстрее! Я иду искать! Где же маленькие ручки? Куда они спрятались? А вот они! Ну-ка, выходите, дайте-ка я вас поглажу!
Игровые действия можно повторить несколько раз. Более сложный вариант игры — натянуть на руки варежки или перчатки, спрятав их таким образом. Это занятие можно проводить по- разному: дети прячут руки по очереди или все одновременно.
Занятие 3. Аплодисменты
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. (нет)
Ход занятия. Малыши любят хлопать в ладоши. Однажды освоив этот навык, они с удовольствием используют его в разнообразных подходящих ситуациях — подхватывают аплодисменты других людей (даже если видят их по телевизору, или слышат по радио), выражая таким образом похвалу и одобрение действиям как других людей, так и своим собственным. Этот интерес малышей к такому замечательному жесту одобрения как аплодисменты, можно и нужно с успехом поддерживать и обыгрывать.
Взрослый. Посмотри, какую красивую пирамидку ты собрал! Давай похлопаем в ладошки — ты молодец!
Взрослый. Посмотрите, какую красивую картинку нарисовала Таня. Таня — умница. Давайте похлопаем ей — молодец, Танечка! (дети дружно хлопают в ладоши)
Занятие 4. Дай пять!
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. (нет)
Ход занятия. Малыши с удовольствием подражают простым жестам взрослых, а также старших детей. Это дает возможность обучить маленького ребенка такому простому жесту, как «Дай пять»: двое людей поднимают по одной руке и с хлопком соприкасаются ладонями. Скорее всего, малыш будет с удовольствием использовать этот жест снова и снова при любой возможности.
Взрослый. Дай пять! Вот так — хлоп! Давай попробуем еще раз: дай пять! (Рис. 6.)
Занятие 5. Спрячь в ладошку!
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. Маленькие шарики из разного материала.
Ход занятия. Для игры подберите маленькие шарики. Желательно подобрать шарики из разного материала — один мягкий
Рис. 7. Где же шарик?
(из ткани, губки, резины), его можно сжать, другой из плотного материала. Покажите, как можно спрятать шарик: положите шарик на ладонь, затем зажмите его в кулак.
Взрослый. Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика! А теперь я раздам всем шарики. Спрячьте ваши шарики в ладошке! (Рис. 7.)
Дайте шарик малышу и предложите спрятать его. Используя этот принцип можно организовать игру, в которой предлагается угадать, в какой из двух рук прячется шарик. В этой игре можно использовать не только шарики, но и другие маленькие игрушки, которые помещаются в детской ладошке. Такую игру можно проводить как с одним ребенком, так и в группе детей.
Занятие 6. Спрячь в ладошки!
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. Различные игрушки подходящего размера из различных материалов — те, которые помещаются в двух ладонях.
Ход занятия. Перед началом игры подберите игрушки подходящего размера — они должны помещаться в обеих ладошках малыша. Это могут быть мягкие игрушки из ткани или меха, резино-
Рис. 8. Где же зайчик?
вые или пластмассовые игрушечки. Сначала дайте малышу возможность самому выбрать игрушку из нескольких и попытаться спрятать ее в одной руке — зажать в кулачок. Если не получится, покажите, как прятать предмет, зажав его обеими ладонями.
Взрослый. Лиса идет — спрячь скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой — теперь не видно зайчика (рис. 8).
Затем дайте игрушку малышу и предложите спрятать ее. Игру можно продолжать с другими игрушками. Такую игру можно проводить как с одним ребенком, так и в группе детей, заранее подобрав достаточное количество игрушек подходящего размера.
Занятие 7. Утёнок-пищалка
Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
Оборудование. Маленькая резиновая игрушка-пищалка — утенок.
Ход занятия. Для игры подберите резиновую игрушку- пищалку подходящего размера — малышу должно быть удобно захватывать ее одной рукой и сжимать в кулаке. Дайте малышу игрушку (к примеру, утенка) и предложите поиграть — сжать игрушку в кулаке, заставить ее запищать.
Взрослый. Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи!
Игру можно повторять несколько раз. Продолжайте игру с самыми разнообразными игрушками. В следующий раз можно предложить малышу для игры несколько игрушек разной величины, чтобы он попробовал сжимать их разными способами — в кулачке или обеими руками. Такую игру можно проводить в группе — для этого нужно раздать всем детям игрушки-пищалки.
Взрослый. Как много игрушек-пищалок собралось в одном месте! Давайте устроим громкий писк! (взрослый играет с заранее приготовленной пищалкой, например, уточкой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-704908-1446985666.jpg)
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/02/picture-1118034-1551511586.jpg)
Игры для развития мелкой моторики для детей раннего возраста.
Чтобы научить малыша говорить,нужно развивать мелкую моторику....
Развивающие игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
В этом материале представлены развивающие игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, которые можно использовать в работе с детьми.Именно с помощью тактильно – двиг...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
Статья из опыта работы "Веселые прищепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и сл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
Статья из опыта работы "Канцелярские скрепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-521021-1638468317.jpg)
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Мелкая моторика рук – это тонкие движения пальчиками и ладонями. Как работают пальцы ребенка, так работает и его мозг. Благодаря регулярным занятиям кисти рук и пальцы потеряю...