Статья из опыта работы "Веселые прищепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
статья
Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; стимуляции речевой активности. Веселые, эмоционально окрашенные манипуляции с прищепками очень нравятся детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Использование такого простого предмета, как прищепки, требует определенной силы пальцев рук и их дифференцированных движений. При этом яркие цветные прищепки привлекают внимание малышей и этот интерес можно и нужно использовать на занятиях по развитию мелкой моторики. Использовать в работе можно как обычные прищепки — деревянные и цветные пластмассовые, так и декоративные, украшенные разноцветными узорами и фигурками цветов, насекомых, птичек и др. Организуя занятия с использованием прищепок, помните, что гораздо легче прикреплять их к плоским твердым поверхностям, к тому же, в этом случае они очень прочно держатся. В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. Одному из таких предметов посвящён наш мастер-класс.
Учёные считают, что прищепки появились ещё в первобытные времена. Две деревянные щепки, соединенные между собой жилами животных. Их использовали ещё и как пуговицу на одежде, и как заколку для волос.
Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; стимуляции речевой активности. Веселые, эмоционально окрашенные манипуляции с прищепками очень нравятся детям.
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори –ориентация на практическую жизнь.
Дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы закладываем в самые обычные действия и предметы. Прищепки могут быть использованы в педагогической деятельности с детьми разных возрастов и разного речевого развития.
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать,… Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
В связи с развитием способности детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно очень интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью. Исследование профессора М.Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев рук.
Специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей головного мозга.
Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними.
В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, отличающиеся по величине, материалам, широкой цветовой гаммой. Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
Для проведения игровых упражнений с прищепками необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками:
· прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов;
· прищепки, на которых изображены или прикреплены к ним какие-либо мелкие предметы, игрушки, цифры, геометрические фигуры;
· коробки и банки разные по размеру, цвету, изготовленные из разного материала;
· листы из толстого картона, закрепленные в вертикальном положении;
· веревки разной толщины и длины;
· линейки, картонные шаблоны геометрических фигур;
· платочки, ленточки, шнурки из тканей разного размера и цвета.
Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Приучать детей к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы такие игры приносили ему радость.
Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки.
В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.
Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами.
Занятие 1. Кусачки
Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук.
Оборудование. Яркие пластмассовые прищепки (рис. 9).
Ход занятия. Раздайте детям по одной прищепке. Покажите, как надо действовать с прищепкой — взять двумя пальцами (большим и указательным) за подвижные края и нажимать. Этот навык использования прищепок необходимо закреплять многократным повторением. Поэтому, чтобы детям было интересно, обыграйте это занятие.
Взрослый. В сказочном море завелись волшебные рыбки- кусачки. Они плавают туда-сюда и открывают и закрывают рты, надеясь кого-нибудь укусить! Давайте поиграем в рыбок- кусачек! Покажите, как кусаются ваши рыбки!
Взрослый побуждает детей ходить по комнате и ритмично нажимать на свои прищепки, как будто рыбки открывают и закрывают рот. При повторениях этой игры можно поиграть в рыбок-
Рис. 9. Прищепки
цеплялок, которые прицепляются к одежде — игроки прищепляют свои прищепки к одежде других детей. Взрослый следит, чтобы дети действовали аккуратно и не сделали друг другу больно.
Занятие 2. Постирушки
Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.
Оборудование. Кукольная одежда; яркие разноцветные прищепки; бельевая веревка.
Ход занятия. Во время игры с куклами, организуйте стирку кукольной одежды. Пусть малыши развесят постиранное белье на веревке для просушки и закрепят его при помощи прищепок.
Взрослый. Посмотрите, у кукол грязная одежда. Надо ее постирать. Давайте развесим кукольные одежки для просушки. Закрепите одежки при помощи прищепок, а то их унесет ветер!
Занятие 3. Ловим раков!
Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.
Оборудование. Игрушечное ведерко, пластиковый контейнер или другая подходящая емкость с плоскими краями; разноцветные пластиковые прищепки.
Ход занятия. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или мисочки и предложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Обыграйте эту ситуацию, чтобы малышам было интереснее выполнять это задание.
Взрослый. Рыбак поймал в реке разноцветных волшебных раков и сложил в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте вернем их обратно в ведерко! (См. цв. вкл. ил. 4.)
Занятие 4. Жучки играют в прятки!
Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.
Оборудование. Коробка; яркие разноцветные прищепки.
Ход занятия. Прикрепите прищепки в разных местах комнаты — на занавесках, на одежде детей, на мебели.
Взрослый. Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку!
Перед началом игры покажите малышам, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Холодно — горячо». Также можно организовать соревнование, кто больше прищепок соберет. После того, как дети научатся расстегивать прищепки, предложите им попробовать пристегнуть прищепки.
Взрослый. Наши разноцветные жучки засиделись в коробочке — им хочется на свободу! Давайте поможем жукам разбежаться по комнате — пристегните их в разных местах.
Занятие 5. Бабочки прилетели
Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.
Оборудование. Декоративные прищепки с бабочками (рис. 10).
Ход занятия. Для этой игры понадобятся специальные декоративные прищепки. Такие прищепки красиво раскрашены и украшены фигурками цветов, или бабочек, птичек, жучков и т.д. При желании такие прищепки можно изготовить самостоятельно, раскрасив их красками и прикрепив фигурки, вырезанные из цветного картона. Взрослый показывает детям декоративные прищепки, предлагает взять их в руки, поиграть с ними. Затем обыгрывает в зависимости от их сюжета. Например:
Взрослый. Сегодня к нам прилетели бабочки. Покажите, как бабочки летают по комнате — вот так! Бабочки устали летать и присели отдохнуть кто куда. Одна бабочка села на занавеску. Другая — на карандаш, который стоит в стакане. И т.д.
Взрослый побуждает детей во время игры найти подходящее место, куда можно прикрепить прищепку.
Рис. 10. Прищепки с бабочками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-341214-1384350278.jpg)
Презентация "Пластилинография-как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мастер-класс для родителей по пластилинографии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-488018-1411819918.jpg)
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-952344-1512916302.jpg)
Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-952344-1512916302.jpg)
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-166585-1355825365.jpg)
Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
Статья из опыта работы "Канцелярские скрепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
Дети в большинстве своем очень любознательны и активно интересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом воспринимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и...