«Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения»
статья (младшая группа)
Адаптация детей к условиям детского сада изучается уже более десятков лет и является актуальной в настоящее время.Будет полезна как педагогам,работающим с детьми раннего возраста,так и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_k_usloviyam_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения»
Толмачёва Ю.А.
ГБДОУ № 30 Приморского района
г. Санкт-Петербург
Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период переживает по-разному. Ребенок входит в большой социальный мир. Большинство детей начинают плакать, а кто-то легко заходят в группу и контактируют со сверстниками, но потом дома плачут и капризничают.
Процессы адаптации охватывают три стороны: ребенка, родителей и воспитателей. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат-довольный и спокойный ребенок, посещающий детский сад.
Данная тема изучается уже более десятков лет и является актуальной в настоящее время.
Малышу не просто посещать детский сад. В их жизнь входит: четкий режим дня, отсутствие мамы и папы, необходимость слушаться незнакомого взрослого человека, контакт с незнакомыми детьми, особенности нового пространственно-предметного окружения.
Во время адаптации ребенка происходят психологические и физические изменения организма.
В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием.
Выделяют три стадии адаптации ребенка: легкая; средняя; тяжелая.
Легкая адаптация к детскому саду проходит за короткий период времени. Почти за три недели ребенок привыкает к саду, идет с удовольствием, контактирует с детьми и педагогом, активно проявляет себя в образовательной деятельности.
Средняя адаптация у ребенка затягивается почти на полтора месяца. Ребенок не охотно идет в группу, капризничает, злится, но тем не менее медленно вливается в коллектив. Такие дети обычно мало ходят, часто болеют, тяжело проходит расставание с мамой, плачут, но потом успокоившись, вливаются в игру и образовательную деятельность.
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. У таких детей отсутствует контакт с педагогом и сверстниками, сильный плач, отказ от еды, агрессивны, не участвуют в образовательной и развивающей деятельности. Такая степень адаптации встречается достаточно редко.
Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.
I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.
1.Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6. Двигательная активность.
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
7. Сон.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
8.Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
9. Здоровье.
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?
1.В огромной степени стресс провоцирует, отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.
2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери.
3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.
Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов, считается залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения нужна точная и последовательная работа абсолютно всех специалистов дошкольного учреждения с привлечением родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения
Доклад на тему: «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» заслушивался на групповой консультации для родителей вновь поступающих в детский сад детейДоклад подготовила Ильина Т.М. по материал...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.
Раскрывается понятие детской адаптации, ее суть и механизмы....
Родительское собрание "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения (Рекомендации для родителей)
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения(Рекомендации для родителей)...
"Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"
quot;Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"...
Выступление на педагогическом совете "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно, поэтому тема адаптации детей особенно раннего возраста к условиям дошкольного учреждения актуальна. В данной работ...