Реализация преемственности музыкального образования ДОУ и начальной школы
методическая разработка
Реализация преемственности музыкального образования дошкольного образовательного учреждения и начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizacija-preemstvennosti-muzykalnogo-obrazovanija-dou-i-nachalnoj-shkoly.docx | 19.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация преемственности музыкального образования
ДОУ и начальной школы.
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полёта, а также служить средством общения. Музыка является исключительно важным фактором социально – личностного развития ребёнка. Именно музыка, музыкальное воспитание, может оказать большую помощь в полноценном развитии наших детей. Наша главная задача - заинтересовать детей музыкой. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок. Наша задача помочь детям не только смотреть внимательно, но и слушать. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка , идя по которой ребёнок развивает свои силы.
Музыкальное воспитание подрастающего поколения начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе. За период пребывания в дошкольном учреждении дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития. Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее музыкально – эстетическое воспитание детей.
Говоря о преемственности дошкольного и школьного музыкального образования мы обратились к основам музыкального образования – его целям, задачам, содержанию музыкальных программ. И учитель музыки, и я, музыкальный руководитель детского сада, планируем свой урок или музыкальное занятие, исходя из следующих целей задач. Их вы видите на экране.
Цель музыкального воспитания в дошкольном учреждении – это развитие музыкально – творческих способностей детей, формирование музыкальной культуры.
Задачи:
- Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, формировать основы музыкальной культуры.
- Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности ( восприятие, исполнительство, творчество).
- Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
- Заложить основы для будущего профессионального обучения музыкально – одарённым детям.
Цель музыкального воспитания и обучения в школе – сформировать основы музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
Задачи.
- Сформировать у школьников общественно ценное отношение к музыке, способности, умение эмоционально откликаться на музыку, формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.
- Воспитывать у детей потребность в музыке, «…сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения.
- Развивать у учащихся музыкальные способности, расширять исполнительскую деятельность школьников, развивать навыки коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, простейшие импровизации и др.)
Сравнивая задачи дошкольного и школьного музыкального образования, можно заметить, что задачи школьной программы дублируются, развиваются и усложняются в соответствии с возрастом детей.
Я хочу поделиться своим опытом и предложить следующие направления в работе по осуществлению преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- образовательная деятельность;
- диагностика;
- предметно-развивающая среда;
- формы совместной деятельности детей детского сада и начальной школы.
В образовательную деятельность входят подбор программ, обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами и введение в образовательный процесс разных видов детского творчества.
Первым шагом к решению проблемы преемственности является согласованность в содержании обучения, выборе программ и учебных пособий, которые естественным образом переходили бы от дошкольника к младшему школьнику. Изучив наиболее распространенные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, мы остановили свой выбор на программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Так как по своему содержанию, принципам и используемым методам она не противоречит программе по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка 1-4» классы, по которой занимаются школьники, и поможет осуществить преемственность в целях, задачах и содержании программ по предмету «Музыка» в начальной школе.
В центре программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» – развитие «слушания» музыки, которое побуждает детей к различным проявлениям творчества. Главной содержательной установкой программы является художественная ценность рекомендуемого репертуара мировой музыкальной классики и народных искусств.
Необходимо обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами. Переход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную, но это не означает, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестает быть для него желанной. Поэтому, чтобы первоклассники как можно быстрее адаптировались в школе, нужно обогащать уроки музыки игровыми элементами, такими как:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- свободное дирижирование;
- игра на элементарных музыкальных инструментах;
- разыгрывание и инсценирование стихов и музыки;
- пальчиковые игры, игры со звуком по системе К. Орфа.
Для установления преемственности в музыкальном воспитании, образовании, и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества. Это музыкальные, танцевальные и ритмические импровизации, экспериментирования, театрализованная деятельность и т.д.
Осуществлять преемственность в музыкальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста невозможно без диагностики комплекса музыкальных способностей каждого ребенка, что помогает учителю проследить динамику развития на каждом возрастном этапе и скорректировать свою работу по отношению к каждому ребенку.
Сюда входят оценка музыкального развития детей: музыкальное мышление, музыкальные способности; оценка уровня развития в видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, ритмические движения, импровизация, музыкально-игровое творчество и др.
Обязательным условием в осуществлении преемственности является создание предметно-развивающей среды. Чтобы ребенок общался с миром музыки не только на уроках и занятиях, а и в свободной деятельности, что обеспечивает самостоятельное приобретение практического музыкального опыта. Дети используют в своей игре многие виды музыкальной деятельности, - с которыми познакомились на занятиях.
Выявление музыкально - одаренных детей и дальнейшее углубленное развитие их музыкальных способностей является одной из приоритетных задач в работе музыкального руководителя детского сада школы. Возникла необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми:
участия детей в различных утренниках детского сада, концертах школы, творческих заданиях и театрализованных постановках.
Таким образом, все это способствует музыкальному развитию детей и помогает осуществить преемственность в музыкальном воспитании детей дошкольного и школьного возраста.
Еще одним важным моментом в осуществлении преемственности является нахождение форм совместной деятельности детей детского сада и школы. Мы осуществляем следующие формы совместной деятельности:
-совместные досуги и праздники;
-проведение музыкальных занятий в детском саду с участием младших школьников;
-«Музыкальные гостиные» для дошкольников, где ведущими этого мероприятия и артистами являются школьники;
-посещение уроков музыки дошкольниками;
-проведение урока музыки в 1 классе совместно с детьми подготовительной группы;
И последним важным моментом осуществления преемственности является роль учителя и музыкального руководителя. Учитель музыки должен быть не только музыкантом-профессионалом, знать психолого-физиологические особенности каждого ученика или воспитанника, быть в состоянии увлечь его своим предметом и знать методику музыкального воспитания, но и иметь «духовную связь» – любовь к детям. Ребенок, уходя из дома в школу или детский сад, не должен быть потерянным и одиноким. И, следовательно, педагог не должен быть для него чужим и безразличным человеком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование по осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы
Данный материал поможет в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям детей старшего дошкольного возраста....
"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса....
Преемственность музыкального образования дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательной школы
Преемственность в музыкальном образовании....
«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»
Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...
Консультация: «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Формы осуществления преемственности в работе ДОУ и начальной школы...
«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между специалистами ДОУ и начальной школой».
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...
Выступление на ШМО "Преемственность в обучении: детский сад- начальная школа- средняя школа.
В статье даны основные рекомендации по преемственности обучения на различных ступенях получения образования....