Программа по здоровьесбережению "Растём здоровыми"
рабочая программа
Программа предназначена для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 243.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание в нашей стране уделяется здоровью и его сохранению.
Слова В.А. Сухомлинского о здоровье детей актуальны и в наши дни. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи.
Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
«Но забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский.
Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. совершенствование их физического развития. Формирование осознанной установки у детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных качеств личности, активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в детском саду.
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной работы в ДОУ.
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Показатели результативности:
1.Снижение уровня заболеваемости
2.Овладение нормами и правилами здорового образа жизни
3.Формирование активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью
4.Активизация родителей к совместной деятельности по воспитанию здорового ребёнка и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье
Принципы работы по здоровьесбережению:
Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех участников образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников.
Принцип безопасности - все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Принцип доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса.
Принцип оздоровительной направленности — укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
ПЛАНИРОВАНИЕ
по использованию оздоровительной системы в режиме дня
Утренняя гимнастика:
I часть - дыхательная гимнастика:
II часть - ритмическая гимнастика:
• Пальчиковая гимнастика;
• Общеразвивающие упражнения;
• Танцевальные упражнения;
Перед занятиями:
• Точечный массаж, массаж биологически активных зон.
• Занятия физкультурой 3 раза в неделю – 1 на прогулке.
Физкультминутки в ходе непосредственно образовательной деятельности:
• Дыхательные упражнения;
• Пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
• Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;
• Оздоровительная ходьба, бег.
После сна:
• Гимнастика пробуждения;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).
2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).
3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе):
4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.
5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.
6. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.
7. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.
8. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.
9. Строго соблюдать время, отведенное для сна.
10. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
11. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.
12. В летний период:
• хождение босиком по траве, земле, асфальту;
• игры детей с водой;
• все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
• использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.
13. Проводить контрольное обследование детей в группах детского сада.
Профилактическая работа
1.Лечебно-профилактическая работа. (Старшая медсестра детского сада, врач-педиатр):
- физиопроцедуры;
- ЛФК- дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие;
- фитотерапия – ингаляции, отвары, настои из трав;
- витаминотерапия – ревит, глюконат кальция, аскорбиновая кислота;
- иммуномодуляторы – дибазол, оксолиновая мазь, элеутерококк.
2. Физкультурно-оздоровительная работа. (Руководитель физвоспитания, воспитатели):
- Занятия физкультурой в разных формах;
- подвижные игры и физические дыхательные упражнения в помещении и на свежем воздухе;
- утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями;
- дыхательная гимнастика во время режимных моментов в течение всего дня;
- дыхательная гимнастика после сна;
- релаксационные техники;
- спортивные игры и соревнования;
- босохождение;
- точечный массаж и пальчиковая гимнастика.
Модель двигательного режима
Виды занятий и форма двигательной деятельности | Особенности организации |
1.Физкультурно-оздоровительные занятия | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность в соответствии с возрастом 5-12 минут |
Физкультминутки | Ежедневно, на занятиях с преобладанием утомления и статических поз 3-5 минут |
Подвижные игры и физические упражнения | Ежедневно, на занятиях и во время прогулки 5-25 минут |
Ходьба по «дорожкам здоровья» в сочетании с воздушными ваннами | Ежедневно, после дневного сна в течение 5-7 минут |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения детей, не более 10 минут |
Занятия кружка «Здоровье» | 2 раза в неделю |
2.Специально организованные занятия в режиме дня | |
По физической культуре | 3 раза в неделю, 1 – на прогулке |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей |
3.Физкультурно-массовые занятия | |
Недели здоровья | 2-4 раза в год |
Физкультурные праздники | 2-3 раза в год |
Физкультурный досуг | 1-2 раза в месяц |
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи | |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья |
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии (проводятся специалистами).
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название технологии | Определение | Особенности методики проведения |
Технология БОС | Обучение по предлагаемой программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение уровня ОРЗ и гриппа в 3 – 4 раза), помогает сформировать правильное речевое дыхание. | В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание). Для дошкольников «Институт БОС» разработал учебное электронное пособие «Учимся и оздоравливаемся», которое включает в себя следующие части: «Азбука здоровья», «Здоровая математика» (книги и диск). Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятий. |
Физкультурная минутка | Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. | В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин. |
Подвижные и спортивные игры | Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования. | Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. |
Пальчиковая гимнастика | Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. | Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами. |
Артикуляционная гимнастика | Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. | Результативна только при качественном ее выполнении. |
Бодрящая гимнастика | Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. | Формы проведения: на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин. |
Гимнастика для глаз | Упражнения для снятия глазного напряжения. | Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога |
Дыхательная гимнастика | Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. | Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Ритмопластика | Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику. | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. |
Релаксация | Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. |
Гимнастика ортопедическая | Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Гимнастика корригирующая | Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц. | Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений. |
Технологии обучения здорового образа жизни
Название технологии | Определение | Особенности методики проведения |
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке 25 – 30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. |
Точечный массаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время. | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. Используется наглядный материал. |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. Игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей. | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
Утренняя гимнастика | Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение,0 музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. | Формы проведения: подвижные игры, полоса препятствий, ритмическая гимнастика, традиционная, с предметами, сюжетная. |
Режим закаливания
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Закаливание детей включает комплекс мероприятий:
-оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
Модель двигательного режима детей
№ | Форма работы | Старшая группа |
1 | Утренняя гимнастика (ежедневно) | 8-10 минут |
2 | Музыкальное занятие (2 раза в неделю) | 25 минут |
3 | Физкультурное занятие (3 раза в неделю) | 25 минут |
4 | Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости) | 1-3 минуты |
5 | Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты (ежедневно) | 10-15 минут |
6 | Физкультурный досуг (1 раз в месяц) | 2 неделя месяца |
7 | Неделя здоровья (1-2 раза в год) | 2 неделя января |
8 | День здоровья | Один день в первую неделю каждого месяца |
9 | Бодрящая гимнастика (ежедневно, после сна) | 10-15 минут |
10 | Дыхательная гимнастика (ежедневно) | 5-10 минут |
11 | Индивидуальная работа с детьми по развитию движений | Ежедневно 5-10 минут |
12 | Игры с движениями и Словами (ежедневно) | 10-15 минут |
13 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно индивидуально и по подгруппам |
№ | Форма работы | Подготовительная группа |
1. | Утренняя гимнастика (ежедневно) | 10-12 минут |
2. | Музыкальное занятие (2 раза в неделю) | 30 минут |
3. | Физкультурное занятие (3 раза в неделю) | 30 минут |
4. | Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости) | 1-3 минуты |
5. | Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты (ежедневно) | 15-20 минут |
6. | Физкультурный досуг (1 раз в месяц) | 3 неделя месяца |
7. | Неделя здоровья (1-2 раза в год) | 3 неделя января, октября |
8. | Бодрящая гимнастика (ежедневно, после сна) | 10-15 минут |
9. | Дыхательная гимнастика (ежедневно) | 5-10 минут |
10. | Индивидуальная работа с детьми по развитию движений | Ежедневно 5-10 минут |
11. | Игры с движениями и словами (ежедневно) | 10-15 минут |
12. | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно индивидуально и по подгруппам |
Основные направления взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи:
1.Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.
2. Повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
3. Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.
4. Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и города.
Предусматривается:
1. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности по вопросам оздоровления детей — постоянно.
2. Ознакомление родителей индивидуально с результатами диагностики физического и психического состояния ребенка — в течение года.
3. Ознакомление родителей с содержанием и состоянием работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через организацию Дней открытых дверей (1 раз в год) и посещений родителями занятий и других мероприятий с детьми.
4. Проведение дней здоровья с участием родителей — 1 раз в квартал.
5. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд — 2 - 3 раза в год.
6. Организация походов с выходом в зеленую зону с участием родителей.
7. Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
8. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии).
9. Информация в родительских уголках, в папках-передвижках.
10. Консультации;
11.Устные журналы и дискуссии с участием педагога-психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания.
12. Семинары-практикумы;
13. Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
14. Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
- Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
- Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
- Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
- Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
- Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
- Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.
«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...
Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста
Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"
Целевая программа по здоровьесбережению....
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...