Предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес"
статья

Бухаленко Оксана Владимировна

Статья содержит информацию  об идее создания развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda_fioletovyy_les.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА" В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Почему возникла идея создания

развивающей предметно-пространственной среды “Фиолетовый лес”

В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.

Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»?

Именно поиск решения ответов на такие вопросы привел к созданию уникальной игровой предметно-пространственной среды под необычным названием – “Фиолетовый лес”. Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Поэтому вполне логичен тот факт, что основа взаимодействия взрослого с детьми в “Фиолетовом лесу” - это сказочный сюжет:

        «Однажды Малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету – день идет, два идет – и вдруг, откуда ни возьмись, Красный зверь. Испугался Гео, побежал, А Красный зверь за ним. И тут Гео слышит: «Напугай Красного зверя Оранжевым криком». Издал Малыш Оранжевый крик, и исчез Красный зверь. Не успел Гео удивиться этому чуду, как на месте Красного зверя выросло огромное дерево, на вершине которого сидела Желтая птица. Желтая птица взмахнула крыльями и стала кружить над Малышом Гео. Гео снова пустился бежать, а тот же голос шепчет ему: «Прогони Желтую птицу Зеленым свистом». Издал Малыш Зеленый свист, и исчезла Желтая птица. Желтая птица исчезла, но появилось озеро, на берегу которого стояла лодочка. Гео сел в лодочку, сделал несколько гребков и увидел огромную Голубую рыбу. Напрасно Малыш подналег на весла: Голубая рыба подплывала все ближе и ближе. Но тут Гео снова услышал знакомый голос: «Прогони Голубую рыбу Синим шепотом». Издал Малыш Синий шепот, и исчезла Голубая рыба, и исчезло озеро, и исчезла лодочка. Гео оказался у входа в Фиолетовый лес…» Так начинается методическая сказка В.В. Воскобовича о приключениях Малыша Гео в Фиолетовом лесу («Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава или Сказка об удивительном Геоконте»).

Начало этой сказки положило основу для названия развивающей предметной среды “Фиолетовый лес” и всего цветового решения. Все элементы выполнены в радужных цветах (7 цветов). Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей этого удивительного мира.

Продумывая и создавая развивающую среду, хотелось, чтобы она была максимально комфортна, разнообразна для использования в работе с детьми, чтобы она доставляла детям огромное удовольствие.

Соответствие ФГОС дошкольного образования

Представленная развивающая предметно-пространственная среда “Фиолетовый лес” полностью соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных во ФГОС ДО:

Во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования собственного пространства.

Во-вторых, данная предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДОО.

В-третьих, развивающая среда “Фиолетовый лес” содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Насыщенность предметно-пространственной среды “Фиолетовый лес” соответствует возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Трансформируемость среды “Фиолетовый лес” позволяет изменять ее в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей.

Полифункциональность обеспечивается за счет использования более 140 съемных элементов, большая часть из которых не обладает жестко закрепленным способом употребления, и может использоваться в различных видах детской активности.

Периодичная сменяемость элементов на развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес» обеспечивает вариативность самой среды и стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развивающая среда “Фиолетовый лес” находится в постоянном и открытом доступе для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Все элементы комплекта предметно-пространственной среды “Фиолетовый лес” соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

С точки зрения охвата образовательных областей, возможности “Фиолетовый лес” приведены в следующей таблице.

Анализ “Фиолетового леса” с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО

ФГОС ДО

“Фиолетовый лес” 

Социально-коммуникативное развитие

Направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

 - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

 - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

– У детей развивается уверенность в собственных силах.

- Способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

 - Способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям.

- Формирует потребность в общении и социальных контактах.

- Способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.

 - Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни.

- Предоставляет детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта.

- Помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества.

 - Создает условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения.

Познавательное развитие

Направлено на:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

- Способствует формированию понимания, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать.

- Побуждает детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

- Развивает математические способности.

- Формирует предпосылки успешного обучения в школе:

- Развивает и совершенствует математическое мышление через речевое общение с другими детьми и взрослыми.

- Способствует формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

- Развивает ориентировку в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.);

- Формирует умения сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы.

- Формирует понимание последовательности элементов, различных соотношений (например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.), представления о количестве и величине предметов.

- Содействует получению детьми первичных представлений о геометрических формах и признаках предметов и объектов.

- Развивает любознательность, воображение и творческую активность.

Речевое развитие

Включает:

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Содействует появлению и развитию потребности в речевом общении.

- Формирует условия для восприятия на слух художественного слова (авторских и народных сказок).

- Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи, развития умения логично и связно выражать свои мысли

Художественно-эстетическое развитие

Направлено на:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

- Способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы;

- Развивает самостоятельность творческой деятельности воспитанников;

- Стимулирует сопереживание к персонажам сказок, историй.

Физическое развитие

Направлено на:

- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

- Способствует формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков.

Содействует развитию у ребенка произвольности действий и движений.

- Развивает мелкую моторику.

- Развитие зрительно-моторную координацию.

Предметно-развивающая среда “Фиолетовый лес” позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО, например, таких как: 

  • Ознакомление детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром).
  • Развитие познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения).
  • Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
  • Развитие аргументированной и доказательной речи.

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Путешествия по Фиолетовому лесу происходят в реальном времени, т.к. в нем есть Поляна Золотых плодов, озеро Айс, Чудо-острова, страна Муравия и еще много всего интересного. Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.

Одним из немаловажных аспектов использования среды “Фиолетовый лес” является возможность использования ее в разных видах детской деятельности, в частности:

  • игровой деятельности (например, проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай по описанию?», игра-путешествие «В гости в сказочный Фиолетовый лес» и др.);
  • познавательно-исследовательской деятельности (например, обсуждение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было озера» и др.);
  • коммуникативной деятельности (взаимодействие с другими детьми и взрослыми, навыки общения);
  • конструировании (например, строительство дома для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича – “Чудо-Соты 1 Ларчик”, “Чудо-Крестики 2 Ларчик”, “Лепестки Ларчик”, “Логоформочки Ларчик”, “Фонарики Ларчик”, “Черепашки Ларчик” и др.);
  • двигательной деятельности (задействование мелкой моторики рук при перемещении ковролиновых фигурок).

Такую готовую среду можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей, а также во время, отведенное на непосредственную образовательную деятельность.

Использование “Фиолетового леса” в работе с детьми с ОВЗ

Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.

“Фиолетовый лес” является той средой, которая удовлетворяет данной задаче.

Логопеды и дефектологи успешно используют его в работе с детьми с нарушениями речи, интеллекта, ранним детским аутизмом и пр.

Отзывы, общественное признание

Педагоги, использующие в своей профессиональной деятельности “Фиолетовый лес”, отмечают:

  • «Благодаря рекомендациям В.В. Воскобовича организация предметно-развивающей среды не вызовет трудностей. Четкое деление на зоны, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия. Основа “Фиолетовый леса” - ковролин, на который дети будут крепить различные материалы. Также при создании волшебного мира можно использовать картон, ткань и другие элементы, которые педагог сочтет необходимыми. Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи».
  • «“Фиолетовый лес” - предметно-развивающая среда, подходящая как для группы детей, так и для индивидуального использования. Ее можно сделать и применять в ДОО или дома в спальне ребенка. Главное, чтобы все было удобно размещено и не мешало самим детям. Среда должна погружать их в сказку, создавать игровую атмосферу, в которой информация будет усваиваться быстрее и легче».
  • «Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы».

Родители формулируют свои впечатления о «Фиолетовом лесе» такими словами:

  • «Красиво, ярко, интересно».
  • «У нас появился “Фиолетовый лес”, когда дочке было 9 месяцев. Он отлично украсил «детский уголок». Формат очень удобен, найдется место даже в небольшой квартире. Очень необычный коврик, который удобно висит на стене. Сначала дочка просто отклеивала фигурки, тем самым развивала ловкость пальчиков. Затем научилась цеплять фигурки на коврик самостоятельно. В комплекте большое количество фигурок, с их помощью изучали времена года, осенью изображали листопад, зимой наряжали елку. Ребенку коврик тоже нравится, нам тоже! Все знакомые спрашивают, где купить такой же. Очень довольны!».

        

Пространство Фиолетового леса для детей – это мир волшебства.

Попробуем и мы заглянуть в сказочный “Фиолетовый лес” …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...