Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе игровых образовательных ситуаций экологической направленности
консультация (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Познавательный интерес

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе игровых образовательных ситуаций экологической направленности

В детских вопросах содержательная сторона занимает основное место в проявлении познавательного интереса. В процессе общения детей с природой, можно развивать познавательный интерес и использовать дидактические игры экологической направленности, т.к. процесс общения детей с природой - это простор для детской деятельности. Зная, что игра является ведущим видом детской деятельности, я для себя поставила цель: развивать познавательный интерес, используя игры экологической направленности. Такие игры помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Такие игры дополнительно организовываются воспитателем и включаются в процессе изучения природы. Эту форму обучающей игры называют игровая обучающая ситуация.

Николаева С.Н. считает, что игровая обучающая ситуация – это полноценная, однако специально- организованная ролевая игра, которая характеризуется рядом моментов:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

 - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; - для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

 - игру проводит воспитатель, который объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; - воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель .

В педагогике выделяют несколько видов игровых обучающих ситуаций, используя которые, можно решит программные задачи в экологическом воспитании. Среди них:

1)Игровые ситуации с аналогами, которые изображают объекты природы: 

животных или растения. В процессе НОД экологической направленности можно использовать самые разнообразные виды игрушек-аналогов: игрушки-животные, игрушки-растения, ягоды и т.п. Воспитатели используют такие игровые ситуации в младших группах, однако и в процессе работы со старшими дошкольниками их тоже можно использовать. Например, это может быть одно из наблюдений цикла, который посвящен хвойным деревьям. Как правило его проводят в декабре (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую елочку, которая предназначена для игрового уголка, и проводит сравнение. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнить искусственное и живое дерево им и нетрудно, и интересно . Дети с воспитателем постоянно могут рассматривать растущую на участке ель и сравнивать ее с искусственной елкой. Найти отличия и сходство между живым деревом и искусственной елкой. Им это интересно и нетрудно. Внимание детей акцентируется на том, что живая ель стоит наместе и её корни уходят далеко в глубину земли. Искусственная елка маленького размера не имеет корней и её можно переносит с места на место, ей можно играть. Живая ель растет и с каждым годом становится выше и массивнее. Искусственная елка остается всегда одного размера. Живая ель имеет приятный запах хвои, а искусственная елка пахнет пластмассой. Ель, растущая на участке, имеет красивый темно- зеленый окрас, и она величественно возвышается над деревьями. Искусственная елка не менее красива, но она сделана умелыми руками людей и лишь напоминает своей внешностью живую ель .

Игровые образовательные ситуации могут быть использованы во всех возрастных группах. Их можно составлять и с изображениями на картинке. Используя сюжетные картинки можно объяснить детям где живет лисичка, волк и сравнить с игрушками, которые лежат на полке. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это ее «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые: белки, что они делают в лесу, какой у них образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучение белочки - дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно - через игру - обучает дошкольников.

Игрушки, которые используют для создания игровых обучающих ситуаций, следует хранить в методическом кабинете, они могут быть раздаточным материалом для любой возрастной группы. Особенно детям нравятся мягкие игрушки, которые очень хорошо демонстрируют реальные размеры животных.

 2) Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

 В экологическом воспитании можно использовать те литературные произведения, содержания которых связано с природой: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Чиполлино». С куклами, которые изображают главных героев сказок, можно организовать много разных игровых обучающихситуаций, позволяющих решить программные задачи ознакомления детей с природой и развивающие их познавательный интерес.

При организации и составлении подобных игровых обучающих ситуаций необходимо помнить о том, что каждая отдельно взятая игровая ситуация решает небольшую дидактическую задачу. Однако при разработке игровых обучающих ситуаций важно учитывать такой момент – каждый персонаж должен соответствовать своему литературному герою

Для того, чтобы игровая образовательная ситуация выполнила свои дидактические функции, она должна быть хорошо разыграна. Педагог в этом случае должен выполнить две роли – куклы и свою, ведь ему необходимо одновременно действовать и в роли героя сказки, и в роли воспитателя. Успешное выполнение роли куклы зависит от изменения интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Очень хорошо и эффективно, если куклу будет «живой» - поворачивать голову, наклонятся, гладить детей… В знакомстве дошкольников с природой не малое место занимают дидактические игры. В них решаются задачи, в которых ребенок получает возможность научиться различать признаки предметов и явлений. Сравнить их и сгруппировать, провести классификацию по общим признакам. Дошкольники делают выводы, рассуждают и во время этих процессов у них тренируется память и внимание, а также произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. В дидактических играх дети применяют свои знания в новых условиях. У них активизируются умственные процессы, способствующие умению играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

О формировании у детей познавательного интереса к природе, к жизни растений, явлениям неживой природы....

Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ  РАЙОН Р...