Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
проект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Семинар для педагогов
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Воспитатель: Загидуллина Г.Р.
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»(Слайд1)
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания.(Слайд2)
Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.(Слайд3)
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.(Слайд4)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.(Слайд5)
Работая по теме «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экологического воспитания» мы стараемся донести до детей, что кем бы они не стали в будущем, они должны хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
В своей работе мы используем наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Это регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.
Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.(Слайд6)
Для экологического воспитания детей широко используются прогулки . Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: песочница, , совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. (Слайд7)
Также в образовательной деятельности используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.(Слайд8)
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты . Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое)(Слайд9)
Также в группе имеется уголок природы, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь размещены ящики с почвой, для посадки семян овощей и цветов. Имеются растения, за которыми дети ухаживают. Поливают, протирают листья, рыхлят.(Слайд10)
Календарь погоды в уголке природы служит источником знаний детей о смене времён года.(Слайд11).
В ходе образовательной деятельности также решаем задачи экологического воспитания детей. Проводим ООД на экологическую тематику. Знакомим детей с миром природы, формирем целостную картину мира. (Слайд12)
Также в группу мы приобрели травянчика. «Травянчик»— это сувенир, выполненный в виде фигур зверюшек, птичек, цветочков. Главная цель- это опытным путем определить условия, необходимые для лучшего роста зерен пшеницы и овса. Это очень увлекательный процесс. Дети наблюдали и ухаживали за травянчиком: поливали, стригли. И были очень рады результату.(Слайд13,14)
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное отношение к ней, а также эколого- целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Дидактические игры экологического содержания – это те игры, в которых дети закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.(Слайд15)
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть с ней, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Детям очень нравится заниматься с этим лепбуком и мы надеемся, что многие экологические знания они непринуджённо запомнят.
(Слайд 1).
И создали экологическое дерево "Времена года". Главной целью является - закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года.
В результате получилось интересное пособие, которое может реализовать следующие цели и задачи:
1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей;
2. Учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
3. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года»;
4. Развивать кругозор, внимание и память;
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Игра-макет может обновляться новыми экспонатами: куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а так же сезонными атрибутами для использовании в сюжетно-ролевых играх, сделанными детьми, например, зимой можно сделать с детьми горку, санки, каток из бросового материала.
Благодаря этому макет может использоваться детьми не один год.(Слайд17).
В своей работе практикуем сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Провожу собрания на экологическую тему, беседы, консультации. Привлекаем родителей к созданию поделок из природного материала. Особенно интересные поделки получаются осенью, когда есть многообразие красок данного времени года.(Слайд18)
Мы Считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Планирую и дальше прививать детям осознанное и бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру дошкольников.
В своей работе я использую наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Это регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.
Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.(Слайд17)
Для экологического воспитания детей широко используются прогулки . Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: песочница, , совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. (Слайд18)
Также в образовательной деятельности используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения. (Слайд19)
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты . Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое)
Также в группе имеется уголок природы, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь размещены ящики с почвой, для посадки семян овощей и цветов. Имеются растения, за которыми дети ухаживают. Поливают, протирают листья, рыхлят.(Слайд20)
В ходе образовательной деятельности также решаем задачи экологического воспитания детей. Проводим ООД на экологическую тематику. «Как звери готовятся к зиме», «Что нас окружает?», «Ценность компонентов, которые
нас окружают» и т. д. Знакомлю детей с миром природы, формирую целостную картину мира. (Слайд 21,22,23)
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное отношение к ней, а также эколого- целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Дидактические игры экологического содержания – это те игры, в которых дети закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.(Слайд24)
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть с ней, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Детям очень нравится заниматься с этим лепбуком и мы надеемся, что многие экологические знания они непринуждённо запомнят. (Слайд 25).
В своей работе практикую сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Провожу собрания на экологическую тему, беседы, консультации. Привлекаю родителей к созданию поделок из природного материала. Особенно интересные поделки получаются осенью, когда есть многообразие красок данного времени года.(Слайд26)
Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Планирую и дальше прививать детям осознанное и бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya3332.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания.
Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи экологического воспитания: 1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. 2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. 3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Наблюдения
ООД :1 « Как звери готовятся к зиме». Цели: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться
ООД :2 «Что нас окружает?» Цели: Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты созданные природой и человеком; расширить представление о не разрывности природы и человека, а так же о положительном и отрицательном влиянии на окружающую среду. Изучить мир вокруг нас.
ООД:3 «Ценность компонентов, которые нас окружают» Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для каждого живого на земле; объяснить необходимость сберечь эти компоненты и как это сделать. РАСТЕНИЯ КОСМОС И ЗВЕЗДЫ МИКРОБЫ И БАКТЕРИИ ВОДА ЖИВОТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ ЧЕЛОВЕК СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ ЗЕМЛЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
Влияни познания природы на развитие познавательных прцессов в целом...
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
План по самообразованию...
План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
....
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» 2021 – 2022 уч.год.
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»2021 – 2022 уч.год....
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Актуальность Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха...
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, обра...