Статья "Экспериментирование с дошкольниками"
статья

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Опыты, эксперименты побуждают детей побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. проявлению творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_s_vozduhom.docx7.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательновательное учреждение детский сад  108 Выборгского района Санкт петербурга

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Эксперименты с воздухом»

Возраст детей 4-5 лет

(используемая технология: экспериментирования)

Подготовила:

Воспитатель

 первой квалификационной категории

Федянина Ольга Олеговна

Санкт -Петербург

2017

Цель: обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Развивающие:

развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Воспитательные: 

воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие

Методы и приемы:

Наглядный: наблюдение

Словесные: проблемные вопросы

Практические: опыты

Технологии: экспериментирования, игровая, здоровьесберегающая

Оборудование: несколько надувных шариков, надутых с детьми накануне, пакеты, пакеты с апельсиновой кожурой, травами, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, тазик с водой, мандарины по количеству детей, резиновый мяч.

Предварительная работа с детьми:

Беседы «Что такое воздух», «Может ли человек обойтись без воздуха»

Надувание шаров, мыльных пузырей

Наблюдение за ветром

Чтение художественной литературы Е. Ефремова «Воздух», М.Исаковского «Ветер»

Ход занятия:


Воспитатель: (удивленно) Ребята посмотрите на наши шарики, которые мы надули вчера, почему некоторые шарики вчера были такие большие, а сегодня стали маленькие, что с ними случилось?

Дети: наверное, они сдулись.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим?

Дети: его нужно надуть.

Воспитатель: А узнать, с помощью чего мы можем надуть шарик, вам поможет загадка….

Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде –

Даже тем, кто живёт в воде...

Дети: воздух.

Воспитатель: что такое воздух? Я никогда его не видела, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет.

Воспитатель: давайте мы с вами докажем, что воздух вокруг нас есть.

Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: ничего.

Воспитатель: набираем в пакеты воздух и закрутим их.

Воспитатель: что произошло с пакетами?

Дети: они «надулись».

Воспитатель: что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Ответы детей

Опыт «Мы можем почувствовать воздух»

Воспитатель: хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: воздух выходит из пакета и дует в лицо.

Воспитатель: воздух какого цвета?

Дети: бесцветный.

Воспитатель: его можно увидеть?

Дети: нет.

Воспитатель: но можно почувствовать. Ребята, подуйте друг на друга, что вы чувствуете?

Дети: на нас попадает воздух.

Воспитатель: Ребята, а на улице мы чувствуем воздух, когда он дует на нас?

Дети: да.

Воспитатель: как мы говорим, когда на улице в лицо попадает воздух?

Дети: дует ветер.

Воспитатель: правильно, движение воздуха в природе мы называем ветром.

Воспитатель: а как мы можем понять, что на улице ветер, если выглянем в окно?

Дети: качаются ветки деревьев, листья.

Воспитатель: а как вы думаете, внутри человека есть воздух?

Ответы детей.

Опыт «Есть ли в нас воздух»

Воспитатель: возьмите баночки с водой и трубочки, опустите один конец трубочки в банку, а в другой подуйте, что вы видите?

Дети: пузыри.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузыри?

Дети: это воздух.

Воспитатель: правильно, значит внутри нас тоже есть воздух. Мы дуем, и он выходит.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, воздух имеет запах?

Ответы детей.

Воспитатель: я предлагаю вам открыть пакетики и понюхать воздух, чем пахнет?

Дети: апельсином, цветами, травами.

Воспитатель: ребята, сам воздух не имеет запаха, но он очень хорошо переносит запахи.

Опыт «Воздух переносит частицы воды»

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, воздух может переносить только запахи, давайте проверим. Подойдите к столам с тазиками, наберите в стаканчики воду, лейте воду в тазик тонкой струйкой и дуйте, что вы видите?

Дети: вода разлетается мелкими капельками.

Воспитатель: воздух может переносить частицы воды.

Воспитатель: ребята, а можно услышать воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте попробуем.

Воспитатель развязывает надувной шарик и дает послушать, как из шарика выходит воздух.

Воспитатель: что вы слышите?

Дети: писк.

Воспитатель: так можем ли мы услышать воздух?

Дети: можем.

Воспитатель: ребята, мы уже знаем с вами, что если камень бросить в воду, он утонет, потому что тяжелее воды, а бумага не тонет, она легче воды, а как вы думаете, воздух легче или тяжелее воды?

Предположения детей.

Опыт «Вода и воздух»

Воспитатель: я предлагаю, вам провести эксперимент.

Возьмите на столах мандарины и опустите их в стакан с водой.

Воспитатель: что случилось с мандаринами?

Дети: они не утонули.

Воспитатель: теперь очистите мандарины и опустите в воду?

Что случилось?

Дети: они утонули.

Воспитатель: как вы думаете, почему?

Предположения детей.

Воспитатель: в пористой кожуре мандарина много воздушных пузырьков, которые не дают мандарину утонуть.

Воспитатель кладет в таз с водой резиновый мяч.

Ребята, как вы думаете, почему мяч не тонет?

Дети: потому что внутри мяча воздух.

Воспитатель: ребята, вы сегодня были исследователями, что вы исследовали?

Дети: воздух.

Воспитатель: что вы сегодня узнали о воздухе?

Дети: воздух бесцветный, хорошо переносит запахи, пузырьки воздуха легче воды, воздух не всегда переносит полезные для человека частицы.

Воспитатель: вы сегодня были замечательными исследователями, и я хочу подарить вам мыльные пузыри.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...