Статья "Экспериментирование с дошкольниками"
статья
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Опыты, эксперименты побуждают детей побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. проявлению творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty_s_vozduhom.docx | 7.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательновательное учреждение детский сад № 108 Выборгского района Санкт петербурга
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Эксперименты с воздухом»
Возраст детей 4-5 лет
(используемая технология: экспериментирования)
Подготовила:
Воспитатель
первой квалификационной категории
Федянина Ольга Олеговна
Санкт -Петербург
2017
Цель: обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
Развивающие:
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие
Методы и приемы:
Наглядный: наблюдение
Словесные: проблемные вопросы
Практические: опыты
Технологии: экспериментирования, игровая, здоровьесберегающая
Оборудование: несколько надувных шариков, надутых с детьми накануне, пакеты, пакеты с апельсиновой кожурой, травами, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, тазик с водой, мандарины по количеству детей, резиновый мяч.
Предварительная работа с детьми:
Беседы «Что такое воздух», «Может ли человек обойтись без воздуха»
Надувание шаров, мыльных пузырей
Наблюдение за ветром
Чтение художественной литературы Е. Ефремова «Воздух», М.Исаковского «Ветер»
Ход занятия:
Воспитатель: (удивленно) Ребята посмотрите на наши шарики, которые мы надули вчера, почему некоторые шарики вчера были такие большие, а сегодня стали маленькие, что с ними случилось?
Дети: наверное, они сдулись.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим?
Дети: его нужно надуть.
Воспитатель: А узнать, с помощью чего мы можем надуть шарик, вам поможет загадка….
Им дышат звери, птицы, люди,
Без него мы огня не добудем,
Без него нет жизни нигде –
Даже тем, кто живёт в воде...
Дети: воздух.
Воспитатель: что такое воздух? Я никогда его не видела, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет.
Воспитатель: давайте мы с вами докажем, что воздух вокруг нас есть.
Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: ничего.
Воспитатель: набираем в пакеты воздух и закрутим их.
Воспитатель: что произошло с пакетами?
Дети: они «надулись».
Воспитатель: что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Ответы детей
Опыт «Мы можем почувствовать воздух»
Воспитатель: хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: воздух выходит из пакета и дует в лицо.
Воспитатель: воздух какого цвета?
Дети: бесцветный.
Воспитатель: его можно увидеть?
Дети: нет.
Воспитатель: но можно почувствовать. Ребята, подуйте друг на друга, что вы чувствуете?
Дети: на нас попадает воздух.
Воспитатель: Ребята, а на улице мы чувствуем воздух, когда он дует на нас?
Дети: да.
Воспитатель: как мы говорим, когда на улице в лицо попадает воздух?
Дети: дует ветер.
Воспитатель: правильно, движение воздуха в природе мы называем ветром.
Воспитатель: а как мы можем понять, что на улице ветер, если выглянем в окно?
Дети: качаются ветки деревьев, листья.
Воспитатель: а как вы думаете, внутри человека есть воздух?
Ответы детей.
Опыт «Есть ли в нас воздух»
Воспитатель: возьмите баночки с водой и трубочки, опустите один конец трубочки в банку, а в другой подуйте, что вы видите?
Дети: пузыри.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузыри?
Дети: это воздух.
Воспитатель: правильно, значит внутри нас тоже есть воздух. Мы дуем, и он выходит.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, воздух имеет запах?
Ответы детей.
Воспитатель: я предлагаю вам открыть пакетики и понюхать воздух, чем пахнет?
Дети: апельсином, цветами, травами.
Воспитатель: ребята, сам воздух не имеет запаха, но он очень хорошо переносит запахи.
Опыт «Воздух переносит частицы воды»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, воздух может переносить только запахи, давайте проверим. Подойдите к столам с тазиками, наберите в стаканчики воду, лейте воду в тазик тонкой струйкой и дуйте, что вы видите?
Дети: вода разлетается мелкими капельками.
Воспитатель: воздух может переносить частицы воды.
Воспитатель: ребята, а можно услышать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте попробуем.
Воспитатель развязывает надувной шарик и дает послушать, как из шарика выходит воздух.
Воспитатель: что вы слышите?
Дети: писк.
Воспитатель: так можем ли мы услышать воздух?
Дети: можем.
Воспитатель: ребята, мы уже знаем с вами, что если камень бросить в воду, он утонет, потому что тяжелее воды, а бумага не тонет, она легче воды, а как вы думаете, воздух легче или тяжелее воды?
Предположения детей.
Опыт «Вода и воздух»
Воспитатель: я предлагаю, вам провести эксперимент.
Возьмите на столах мандарины и опустите их в стакан с водой.
Воспитатель: что случилось с мандаринами?
Дети: они не утонули.
Воспитатель: теперь очистите мандарины и опустите в воду?
Что случилось?
Дети: они утонули.
Воспитатель: как вы думаете, почему?
Предположения детей.
Воспитатель: в пористой кожуре мандарина много воздушных пузырьков, которые не дают мандарину утонуть.
Воспитатель кладет в таз с водой резиновый мяч.
Ребята, как вы думаете, почему мяч не тонет?
Дети: потому что внутри мяча воздух.
Воспитатель: ребята, вы сегодня были исследователями, что вы исследовали?
Дети: воздух.
Воспитатель: что вы сегодня узнали о воздухе?
Дети: воздух бесцветный, хорошо переносит запахи, пузырьки воздуха легче воды, воздух не всегда переносит полезные для человека частицы.
Воспитатель: вы сегодня были замечательными исследователями, и я хочу подарить вам мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...