ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»
проект (младшая группа)
ПРОЕКТ в 1 младшей группе
.на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.-nravstvennoe-vospitanie-detey-vosstanovlen.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ в 1 младшей группе
.на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»
Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно - речевой.
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Проблема: Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации, нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей раннего возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем, есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате, у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Средств для формирования у малышей нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно-патриотического воспитания детей.
Актуальность проекта.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у воспитанников недостаточные знания о русских народных сказках.
Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Цель проекта. Создание условий для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок, через различные виды деятельности.
Задачи:-разработать диагностические методы и игровые приемы направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно-патриотических качеств малышей;
- познакомить с произведениями русского народного творчества (сказками);
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей
-создание условий творческой активности у детей посредствам театрализации, которая будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию.
- приобщить родителей к активному участию в реализации проекта,
понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании дошкольников.
1 этап:Подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- сбор информации, литературы, разработка ОД игр-драматизаций;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2 этап: практический (реализация проекта)
Образовательная область | Формы работы с детьми |
Социально – коммуникативное развитие | Беседа «Добро-зло в сказках». Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Добро-зло в сказках», «Волшебный сундучок» |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, дид. игры; сюжетно-ролевые игры; игры-инсценировки |
Речевое развитие | Чтение потешек, прибауток, колыбельных песен, русских народных сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Колобок», бревен для «Теремка», овощей для зверей Рисование моркови, репки, бревен, раскрашивание масок зв. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Ручеек», хороводные игры, «каравай», пальчиковые игры |
Познакомить родителей с темой проекта | Привлечь родителей: к изготовлению дид. игр и пособий, масок для инсценировок сказок |
Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего возраста через устное народное творчество, театрализации сказок | Консультации в информационный уголок: «С чего начинается Родина?» «Сказка, что она дает детям» Родительские собрания, мастер класс |
3 этап: заключительный (обобщающий)
Родительское собрание «куклы наших предков»
Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов из цветных лоскутков.
Игра «Веселые куклята», «Веселые лоскутки» (изг. родителями);
Показ детьми игр-инсценировки по русской народной сказке «Репка», «Теремок»;
Театральный фестиваль по мотивам русских народных сказок;
Приложение 1.Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов из цветных лоскутков.
Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.
Задачи: Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления куклы-оберега «на удачу».
Материалы: квадрат и прямоугольник белой ткани - ситец, большой квадрат шелковой ткани, нитки мулине, вата, монетка, тесьма, нитки.
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прабабушки и прадедушки.
История создания тряпичной куклы уходит глубоко в века. Раньше, когда производство игрушек не было налажено, первую куклу для своего ребенка делали ласковые, заботливые руки мамы. Этой игрушкой была кукла-закрутка. Она выполнялась из различных лоскутков или нитей, пряжи. В каждой такой кукле чувствуется мудрость и сила наших предков. У славянских народов, было большое разнообразие кукол. Тряпичные куклы бытовали как игрушки с ценными воспитательными качествами.
Приложение 2.
Постановка игр-инсценировок прошла успешно, дети в восторге, родители купали нас в овациях. Мы думаем, что такой опыт у детей не пройдёт бесследно, ведь инсценируя сказки для детей, мы старались помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле. Хотя такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, но также и с помощью народных сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Приложение 3.
Выводы: проект должен стать мощным импульсом к развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Ведь с помощью сказки, ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью игр-инсценировок ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Анкета для родителей. «Нравственно-патриотическое воспитание»
1.Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?_______________________________
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?_______________________________________________
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цельпатриотического воспитания детей дошкольноговозраста?______________________________________________
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?__________________________________________________
5.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?__________________________________________________
6.Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, достопримечательностях?
________________________________________________________
7.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста ссимволикой государства, традициями?______________________________________________
8.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?________________________________________________________
9. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?
________________________________________________________
Анкета для родителей. «Сказка в жизни вашего ребенка»
1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? _________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?_________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?__________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?_________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?_________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам-игрушкам?___________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?___________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?) _______________________________________
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".
Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....
«Развитие речи раннего и младшего возраста на основе русских народных сказок»
Я считаю, что развитие связной речи детей формируется через театрализованную деятельность.Основные задачи: - знакомить детей с русским народным творчеством ( сказки, потешки, загадки и др.);-...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Родительское собрание (итоговое) В младшей группе на тему «Успехи в воспитании детей дошкольного возраста »
Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....
Родительское собрание в первой младшей группе на тему "Особенности развития речи детей раннего возраста" в нетрадиционной форме
Цель: Расширение представлений родителей о развитие речи детей раннего возраста через разные виды деятельности.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями развития речи у детей ранн...