Программа дополнительного образования детей в подготовительной группе (6 – 7 лет). Направление: «Познавательно – речевое развитие». «АБВГДейка» на 2022-2023 учебный
материал (подготовительная группа)
В программе подобран цикл занчтий по обучению грамоте и письмую
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2022-2023g.docx | 46.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
Принят на заседании Утверждено:
педагогического совета №1 Заведующим МДОУ детский сад №2
от 30.08.2022 г. _______________ Е.А.Ступаковой
Приказ № ____ от __________ 2022 г.
Программа
дополнительного образования детей
в подготовительной группе (6 – 7 лет).
Направление: «Познавательно – речевое развитие».
«АБВГДейка»
на 2022-2023 учебный год.
Воспитатель: С.А.Хваловская
г. Кувшиново 2022 год.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным. Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Именно игра помогает создать такие ситуации. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве». В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу. Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДейка» реализуется в направлении «познавательно-речевое развитие» и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Как известно, ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является системно - деятельностный подход.
Данная программа включает три направления работы с детьми 6 – 7 лет:
- развитие звуковой стороны речи;
- ознакомление со знаковой системой языка;
- подготовка руки к письму.
Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДейка» реализуется в направлении «познавательно-речевое развитие» и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Актуальность.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на развивающие программы для детей дошкольного возраста в области развития речи и обучения их первоначальному чтению и письму.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный уровень развития речи, навыков чтения, графических умений, необходимых для обучения в школе.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Программа рассчитана на 1 учебный год и предназначена детям подготовительной к школе группы (возраст 6 – 7 лет), общее количество занятий – 36, периодичность – 1 занятие в неделю, длительность каждого занятия 30 минут во второй половине дня. Этот временной отрезок характеризуется, как уровень и направлен на развитие звуковой культуры и фонематического слуха дошкольников, развитие звуко-буквенного анализа, на развитие интереса и способностей к чтению, развитию мелкой моторики.
Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи программы.
Основные задачи:
- Развитие интереса и способностей к чтению.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Образовательные :
- Совершенствовать речь, как средство общения;
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- Дать представление о предложении;
- Учить делить слова с открытыми слогами на части;
- Учить составлять слова из слогов;
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
- Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
- Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;
- Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
- Расширять словарный запас.
Развивающие:
- Развивать связанную речь;
- Развивать фонематическое восприятие звука;
- Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения;
- Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
- Воспитывать внимание;
- Воспитывать организованность и самостоятельность;
- Воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты освоения программы
К концу года воспитанник подготовительной группы (7 год жизни) должен:
1. Читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
2. Достаточно отчетливо и ясно произносить звуки.
3. Выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
4. Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение», «текст», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
5. Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.
6. Ориентироваться на листе бумаги в клетку, правильно сидеть за партой и держать карандаш.
7. Составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта.
8. Правильно использовать предлоги, притяжательные местоимения, слова синонимы и антонимы.
9. Правильно согласовывать слова в предложении.
Характеристика развития речи детей 6-7 лет
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает. В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений. Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. ети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы. На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных). Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
Условия реализации Программы:
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Численность в группе – 10 человек.
Режим занятий: общее количество занятий в год – 36, длительность каждого занятия – 30 минут, периодичность проведения – 1 занятие в неделю.
Срок реализации: 2022-2023 учебный год.
В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику при овладении дошкольниками данной программы.
Критерии:
- Знание изученных звуков и букв (произношение, написание).
- Нахождение места заданного звука в слове.
- Работа со схемой слова, схемой предложения.
- Чтение слогов, слов, предложений, текстов.
- Составление предложений по сюжетной картинке.
- Беглость чтения. Осознанность прочитанного.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Задачи | Содержание занятия | Работа с родителями |
1-2 | Первичная диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» | Выявить уровень развития звуко-буквенного анализа у дошкольников на начало учебного года. Развивать умение воспринимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Знание изученных звуков и букв (произношение, написание) Нахождение места заданного звука в слове Работа со схемой слова, схемой предложения Чтение слогов, слов, предложений, текстов Составление предложений по сюжетной картинке Беглость чтения. Осознанность прочитанного | Консультация для родителей «Результаты первичной диагностики. Перспективы работы» |
3 | Звук и буква А | Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением (красный квадрат). Учить определять место звука А в словах, обозначать место звука в слове – в начале, в середине, в конце (схема – красный квадрат). Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Развивать операции анализа и синтеза, фонематический слух. Формировать понимание учебной задачи. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Найди и обведи» Д/и «Определи место звука в слове» Д/и «Кто внимательный» Физкультминутка. П/игра «Аист» Д/у «Рисуем матрешек – пишем букву А» Д/и «Определи место буквы в слове» Самоконтроль и самооценка выполненной работы (по словесной инструкции, по зрительному образцу) Итог | Консультация для родителей «Как научить ребенка читать» |
4 | Звук и буква О | Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением (красный квадрат). Учить определять место звука О в словах и обозначать на схеме красным квадратом. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком О, которые есть в этом стихотворении. Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить соотносить схему слова с названием изображенного предмета. Развивать операции анализа и синтеза, фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие. Формировать понимание учебной задачи. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Найди и обведи» Д/и «Определи место звука в слове» Д/и «Кто внимательный» Физкультминутка. П/игра «Слушай, делай» Д/у «Рисуем мячи – пишем букву О» Д/и «Схема, слово» Самоконтроль и самооценка выполненной работы (по словесной инструкции, по зрительному образцу) Итог | Консультация для родителей «Играем дома с детьми. Игры со словами» |
5 | Звук и буква У | Познакомить с гласным звуком У. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков (красный квадрат). Учить определять место звука в слове, обозначать его на схеме. Продолжать внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У. Учить интонационно выделять звук в словах. Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У по образцу. Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи, моторных функций. Прививать аккуратность при работе в тетради. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Схема, слово» Д/и «Кто внимательный» Физкультминутка. П/игра «Паровоз» Д/у «Рисуем крючки – пишем букву У» Д/у «Соедини правильно» Самоконтроль и самооценка выполненной работы (по словесной инструкции, по зрительному образцу) Итог | Практикум «Основы обучения чтению дошкольников» |
6 | Звук и буква Ы | Познакомить с гласным звуком и буквой Ы. Продолжать учить определять место звука в слове и обозначать на письме, используя условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Учить писать печатную букву Ы по точкам и самостоятельно. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой. Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, фонематическое восприятие, воображение. Воспитывать привычку слушать товарища, не перебивая его. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Загадки, предметы, схемы» Физкультминутка. П/игра «Мы бегаем кругом» Д/у «Пишем букву ы» Д/и «Ну-ка, буква, отзовись» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Трудности в обучении детей чтению» |
7 | Звук и буква Э | Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением (красный квадрат). Продолжать учить определять место звука в слове и обозначать на письме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э. Учить писать букву Э, используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, ы. Развивать слуховое и зрительное восприятие, операции анализа и синтеза, сравнения, графомоторные навыки. Прививать самостоятельность, адекватную самооценку. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Закончи предложение» Д/у «Пишем букву Э» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Пиши правильно» Д/и «Кто больше» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Памятка «Режим охраны зрения на занятиях по обучению грамоте» |
8 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала | Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Развивать операции анализа, синтеза, зрительного восприятия, ориентировку на листе бумаги. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика И/у «Напиши и прочитай» Д/и «Кто больше» И/у «Кто в каком домике живет?» Физкультминутка – П/и «Зайка» Д/и «Закрась правильно» Д/и «Звук и буква» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Физкультминутки – это здорово!» |
9 | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ | Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить обозначать на схеме место звука Л в слове, используя условное обозначение. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л по образцу. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Упражнять в умении делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова. Развивать мыслительные операции, слуховое внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и товарищей. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Назови первый звук» Д/и «Предмет, схема» Физкультминутка – П/и «Влево-вправо» Д/у «Пишем букву Л и читаем слоги» Д/и «Раздели правильно» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Развиваем пальчики – развиваем речь» |
10 | Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение | Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить обозначать на схеме место звука М в слове, используя условное обозначение. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М по образцу. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударением и его условным обозначением. Развивать мыслительные операции, внимание, воображение. Прививать интерес к изучению русского языка. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Определи место звука в слове» Физкультминутка – П/и «Мишка косолапый» Д/и «Слоговые домики» Д/и «Читаем первые слова» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Прописи. Готовим детей к школе» |
11 | Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов | Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить обозначать на схеме место звука Н в слове, используя условное обозначение. Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н по образцу. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв, проводить фонетический разбор этих слов. Развивать мыслительные операции, фонематическое восприятие, внимание, воображение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Определи место звука в слове» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Соедини правильно» Д/и «Слово, схема, предмет» Д/и «Кто больше» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Раскраски для детей: полезные и вредные» |
12 | Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения | Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить определять место звука Р в словах, обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с написанием данного слога. Развивать графомоторные навыки, операции анализа и синтеза, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику. Формировать навыки самоконтроля и самооценки | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/уи «Определи место звука и обозначь на схеме» Д/и «Закрась правильно» Физкультминутка – П/и «Вороны» Д/и «Слова и слоги» Д/у «Учимся читать предложение» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Как правильно писать буквы» |
13 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов | Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Упражнять в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение определять место звука в слове. Развивать операции анализа, синтеза, сравнений, обобщения, фонематического восприятия. Формировать привычку аккуратно работать в тетради. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Как зовут мальчика» Д/и «Звук потерялся» Д/у «Учимся читать слоги» Физкультминутка – П/и «Пальчики» Д/у «Закрась правильно» Д/у «Звук и буква» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Звуки и буквы: гласные, согласные» |
14 | Звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений | Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением. Учить писать печатную букву Я. Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить читать слова и предложения. Продолжать учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, кругозор. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика Д/у «Знакомимся с буквой Я и читаем слоги» Д/и «Загадки и отгадки» Физкультминутка – П/и «Деревья в лесу» Д/у «Как зовут девочку» Д/у «Учимся читать и записывать предложение» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Использование компьютерных игр в обучении чтению» |
15 | Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов | Познакомить с буквой Ю и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву Ю. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Упражнять в соотнесении звука и буквы. Учить дифференцировать звуки: гласные – согласные, твердые – мягкие. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. Развивать мыслительные операции, ориентировку в пространстве, концентрацию внимания. Формировать навык адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Знакомимся с буквой Ю и читаем слоги» Д/у «Напиши правильно» Физкультминутка – П/и «Слушай, делай» Д/у «Как зовут девочку, мальчика» Д/у «Читай и записывай знаками» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Зрение детей – драгоценно!» |
16 | Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений | Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву Е. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками.. Развивать мыслительные операции, ориентировку в пространстве, концентрацию внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Знакомимся с буквой Е и читаем слоги» Д/и «Подскажи словечко» Физкультминутка – П/и «Карусель» Д/и «Соедини правильно» Д/у «Составь и запиши предложение знаками» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Азбука или Букварь?» |
17 | Звук и буква Ё | Познакомить с буквой Ё и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить соотносить звук и букву. Учить дифференцировать звуки: гласные – согласные, твердые – мягкие. Развивать мыслительные операции, объем слухового восприятия, графомоторные навыки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Пишем букву Ё и читаем слоги» Д/и «Слушай, смотри, пиши» Физкультминутка – П/и «Паровоз» Д/и «Буквы рассыпались» Д/и «Ну-ка, буква, отзовись» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Знакомимся с игровыми приемами в обучении чтению» |
18 | Звук и буква И. Чтение слогов, слов | Познакомить с буквой И и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву И. Упражнять в умении определять место звука в слове, обозначать на схеме, используя условное обозначение. Упражнять в умении отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Учить соотносить полученные знания с текстом загадки. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить читать слоги и слова. Учить проводить фонетический разбор слова. Развивать мыслительные операции, память, объем внимания. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/у «Определи место звука в слове» Физкультминутка – П/и «Влево-вправо» Д/у «Пишем букву И и читаем слоги» Д/и «Предмет, схема, слово» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Грамотная речь – залог успеха» |
19 | Закрепление пройденного материала | Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Учить читать и писать слова мяу, му, юла, лимон. Учить читать предложение, определять порядок слов в предложении. Упражнять в определении ударных гласных звуков в словах. Развивать память, мыслительные операции, внимание. Прививать культуру письма. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Слоговые листочки» Д/и «Напиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Напиши правильно» Д/у «Читаем предложение» Д/и «Кто больше» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Открытое занятие «Чему научились наши дети» |
20 | Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | Познакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Упражнять в умении слушать текст стихотворения, подбирать слова близкие по звучанию и смыслу. Познакомить с печатными буквами Г-К, учить писать по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги Г + 10 гласных, К + 10 гласных. Упражнять в составлении предложений из трех слов по сюжетной картинке. Развивать мыслительные операции, воображение, графомоторные навыки. Формировать интерес к чтению. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слово, схема» Физкультминутка – П/и «Кузнечики» Д/у «Слоговые домики» Д/у «Составь и запиши предложение знаками Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Согласные буквы: звонкие и глухие» |
21 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ. Учить писать буквы Д-Т по точкам и самостоятельно. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Формировать навык чтения. Закреплять знания об ударении. Развивать интонационную выразительность речи, операции анализа и синтеза, сравнения, памяти. Формировать навыки адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Узнай какой звук» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Вороны» Д/у «Прочитай и запиши предложение по знакам» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Согласные буквы: твердые и мягкие» |
22 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами В-Ф как письменными знаками звуков В-ВЬ, Ф-ФЬ. Учить писать буквы В-Ф по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги В + 10 гласных, Ф + 10 гласных. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти. Формировать навык осознанного чтения. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Волчок» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум для родителей «Игровые приемы в обучении чтению» |
23 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами З-С как письменными знаками звуков З-ЗЬ, С-СЬ. Учить писать буквы З-С по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги З + 10 гласных, С + 10 гласных. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти, графомоторных навыков. Формировать навык беглого чтения. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Определи место звука в слове» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Зайка серенький сидит» Д/и «Допиши и прочитай» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Учим дошкольников читать осознанно» |
24 | Звуки Б-БЗЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Б-П как письменными знаками звуков Б-БЬ, П-ПЬ. Учить писать буквы Б-П по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги Б + 10 гласных, П + 10 гласных. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, слухового внимания и памяти. Формировать навык самоконтроля. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Буратино» Д/и «Соедини правильно» Д/и «Буквы рассыпались» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Письменные буквы» |
25 | Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Х-ХЬ, их графическим обозначением – буква Х. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с изученными буквами. Учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение). Развивать мыслительные операции, слуховое и зрительное восприятие, память. Прививать культуру письма. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Хомяк» Д/и «Закончи предложение» Чтение рассказа «Утро в деревне» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Взаимодействие с семьей по вопросам обучения дошкольников грамоте» |
26 | Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов | Познакомить со звуками Ж-Ш – звонкими и глухими согласными. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Познакомить с буквами Ж-Ш. Учить писать буквы Ж-Ш по точкам и образцу. Учить писать слова. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения, графомоторные навыки. Прививать интерес к освоению русского языка. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Жук» Д/и «Предмет, слово, схема» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Как правильно произносить шипящие звуки» |
27 | Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений | Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ (зеленый квадрат). Познакомить с печатными буквами Ч-Щ, их правильным написанием. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок, бочок). Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, фонематического восприятия, графомоторные навыки. Формировать навык адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Соедини правильно» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Часы» Д/у «Читаем отрывок из стихотворения» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Как правильно произносить свистящие звуки» |
28 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов | Познакомить со согласным твердым звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать букву Ц по образцу и самостоятельно. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения, графомоторные навыки. Формировать навык беглого чтения. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Слоговые шарики» Физкультминутка – П/и «Зарядка» Д/у «Читаем отрывок из стихотворения» Д/и «Буквы рассыпались» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Как правильно подобрать тексты для чтения детьми» |
29 | Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов | Познакомить с мягким согласными звуком Й и его условным обозначением (зеленый квадрат). Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить записывать слово знаками и буквами. Развивать операции анализа и синтеза, памяти, слуховое и зрительное восприятия. Формировать навык осознанного чтения. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Буква потерялась» Физкультминутка – П/и «Кузнечики» Д/и «Предмет, слово, схема» Д/у «Чтение считалки» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Волшебный звук Й» |
30 | Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов | Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику, объем внимания и памяти. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Буква потерялась» Д/и «Слово, схема» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Допиши и прочитай» Д/и «Допиши слово» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Осторожно, мягкий знак» |
31 | Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов | Познакомить с буквой Ъ. Учить писать печатную букву Ъ. Учить писать слова. Упражнять в чтении слов, стихотворных текстов. Развивать мыслительные операции, воображение, слуховое восприятие. Формировать учебные навыки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Слово, схема» Д/и «Звук, буква, слово» Физкультминутка по желанию детей Д/у «Чтение стихотворения» Д/и «Найди букву» Д/у «Чтение стихотворения» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Осторожно, твердый знак» |
32 | Чтение слогов, слов, предложений | Продолжать учить писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении первое, второе, третье слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Учить разгадывать ребусы. Развивать операции анализа, синтеза, смекалку, фантазию, слуховое внимание. Прививать привычку учиться. | Пальчиковая гимнастика Д/у «Кто катается на карусели» Д/и «Какой звук потерялся» Д/и «Допиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Д/у «Разгадываем первые ребусы» Д/у «Отгадываем загадки» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «В помощь родителям» |
33 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам. Закреплять умение проводить фонетический разбор слова. Развивать операции анализа и синтеза, память, зрительное и слуховое восприятие. Формировать навык самоконтроля и адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Допиши гласные буквы и прочитай слова» Д/у «Допиши согласные буквы и прочитай слова» Физкультминутка по желанию детей Д/у «Составь и запиши предложение» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Открытое занятие «Чему научились наши дети» |
34 | Алфавит, чтение стихотворения | Познакомить с алфавитом. Закреплять умение читать и писать пройденные буквы. Развивать мыслительные операции, слуховое и зрительное внимание, графические навыки. Формировать навык беглого осознанного чтения. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Необычный дом» Физкультминутка – П/и «Зарядка» Д/у «Чтение детям стихотворения» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Что такое алфавит?» |
35-36 | Итоговая диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» | Выявить уровень развития звуко-буквенного анализа у дошкольников на конец учебного года. Развивать умение воспринимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Знание изученных звуков и букв (произношение, написание) Нахождение места заданного звука в слове Работа со схемой слова, схемой предложения Чтение слогов, слов, предложений, текстов Составление предложений по сюжетной картинке Беглость чтения. Осознанность прочитанного | Консультация для родителей «Результаты итоговой диагностики. Перспективы работы» |
Диагностический лист
«Развитие звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»
№ | Ф.И. ребенка | Знание изученных звуков и букв (произношение, написание) | Нахождение места заданного звука в слове | Работа со схемой слова, схемой предложения | Чтение слогов, слов, предложений, текстов | Составление предложений по сюжетной картинке | Беглость чтения. Осознанность прочитанного | Итог | ||||||||||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||
Средний показатель |
Оценка результатов:
3 балла – ребенок с заданием справляется без ошибок
2 балла – ребенок с заданием справляется с незначительными ошибками и / или с частичной помощью педагога
1 балл – ребенок с заданием справляется с грубыми ошибками и / или только с помощью педагога
0 баллов – ребенок с заданием не справляется совсем
Педагогическая комплексная диагностика
уровня практического осознания элементов речи и языка
(для детей 6 – 7 лет)
Пояснительная записка.
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонематического анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1.Скажи одно слово.
2.Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3.Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования вносятся в таблицу.
Фамилия и имя ребёнка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | фонемный анализ | анализ предложений |
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6 -7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4 -5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
Литература:
1. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2021г.
2. Учебно – методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 - 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2020г.
3. Демонстрационный материал «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2019 г.
4. Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2019г.
5. Сборник литературных произведений «Я уже читаю». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2020 г.
6. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БУДЕТ В ЛЮЛЬКЕ КУКЛА «НЯНЮШКА», НЕ ЗАПЛАЧЕТ НАШ ИВАНУШКА»
Данный материал может быть использован педагогами при ознакомлении детей с темой "Куклы", а также на занятиях в "Русской избе"...
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ком...
Конспект ООД по направлениям «Познавательно-речевое развитие» и «Социально-личностное развитие» в подготовительной к школе группе «Декабрь – году конец, зиме – начало»
Конспект ООД по направлениям «Познавательно-речевое развитие» и «Социально-личностное развитие»в подготовительной к школе группе «Декабрь – году конец, з...
Технологическая карта НОД в подготовительной группе интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Форма проведения: морское путешествие Тема: «Остров сокровищ»
Тенхнологическя карта НОД по теме: "Морское путеществие "Остров сокровищ"...
Публикации.Рабочая программа по легоконструированию для детей разновозрастной группы № 8 общеразвивающей направленности от 5 до 8 лет 2022 – 2023 учебный год
Публикации.Рабочая программа по легоконструированию для детей разновозрастной группы № 8 общеразвивающей направленности от 5 до 8 лет 2022 – 2023 учебный год...