Проект "SOUND of HAND"
проект (старшая группа)
Совершенствование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта "SOUND of HAND"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sound_of_hand.docx | 71.79 КБ |
proekt_soundofhand_vildanova_l.r.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района РТ
Совершенствование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта «SOUND of HAND»
Автор проекта: Вильданова Л.Р.
музыкальный руководитель
г. Мамадыш
Творческий проект: Совершенствование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта SOUND of HAND"
« Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…» Н.Г. Чернышевский.
Тип проекта: Творческий.
Вид проекта: Долгосрочный.
Срок: сентябрь 2019 года - май 2022 года.
Возраст детей: 5-7 лет.
Автор проекта: Музыкальный руководитель Вильданова Л.Р.
Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги старшей, подготовительной группы.
Краткое описание проекта:
Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни
Введение
Наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи участников образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад, в данном случае – музыкальный руководитель.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели. Проект подразумевает деление всего срока реализации проекта на 2 года
Актуальность
В рамках нового образовательного стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Актуальность работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы ума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно путем приобщения детей к музыкальному искусству через вокал как наиболее доступному виду музыкальной деятельности.
В процессе пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются образовательные задачи, связанные с формированием личности студента. Современная наука доказала, что дети, занимающиеся пением, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность моментально выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Однако, несмотря на то, что вокал является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Уроки пения состоят из нескольких частей, во время которых происходит формирование вокальных навыков. Вокальные упражнения являются важной частью, так как они служат для пения и основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование) практикуются на них.
У каждого ребенка с раннего возраста есть волшебный инструмент - голос. Это самый доступный инструмент, владение которым постоянно развивается. Любят петь все дети. Пение существует постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и украшая досуг.
Почему так важно заинтересовать ребенка пением? Песни для ребенка - это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, развивает внимание, речь, память и, конечно же, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые исполнял малыш, были хорошей, развитой и воспитанной личностью.
Вокал - самый популярный и доступный вид исполнения. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, модальный чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают хоровые навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка: так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
"Дети будут петь-люди будут петь", - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Пением являются важной составляющей гармоничного развития детей дошкольного возраста. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Вокал помогает решить некоторые проблемы воспроизведения звука. Кроме того, воспитание модуса и метроритмического чувства связано с формированием сложной системы нервных связей в коре головного мозга человека, с развитием способностей его нервной системы к тончайшей регуляции процессов возбуждения и торможения (а заодно и других внутренних процессов), происходящих в организме. Эта способность нервной системы, как известно, является основой всех видов деятельности, основой поведения человека.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-вокального воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.
Систематическое вокальное воспитание также благотворно влияет на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие певцу, но и упражняет и развивает его дыхательную систему, что влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, поэтому, непроизвольно выполняя дыхательные упражнения, ребенок укрепляет свое здоровье.
В данной работе я представляю опыт совершенствование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам проекта Sound of hahd в нашем детском саду в период с 2016 по 2019 год. На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.
Основанием для выбора направления работы: «Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста» послужили результаты диагностики развития вокальных навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2016 – 2017 учебного года, где было выявлено, что 60% детей имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети застенчивые, робкие, с замедленной речью и слабой памятью.
Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе образовательной деятельности.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования вокальных навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.
Чтобы начать обучение вокалу необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития вокальных способностей детей.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали при помощи рук без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на образовательной деятельности. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. В индивидуальной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чѐткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещѐ не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопропеванием можно использовать инновационный метод – «SOUND of HAND»
3. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
4. Принцип доброжелательности и открытости.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа методу SOUND of HAND"
В первую очередь, детям напоминаются правила вокальных установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания, соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, владение голосом, как главным музыкальным инструментом, способность выражать эмоции голосом на музыкальном уровне. При обучении детей вокалу надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот, двигают рукой.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
- Кисть руки должна быть напряжена.
На этапе формирования вокальных навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокальной техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки:
дыхание
звукообразование
дикция
чистота интонирования
ансамбль
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят и в этом его помогает рука.
Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».
В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Работа над вокальным дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей вокальной дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Вырабатывать чѐткие артикуляционные позиции губ и языка. Улучшать координацию движений пальцев рук. Развивать нравственные качества личности ребѐнка посредством работы со сказочными героями. Вырабатывать правильное дыхание во время пения.
Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от развития и сформированности тонких движений рук. Говоря и двигая при этом руками. Дети получают приятные эмоции. Тот речевой материал, который находится в данный момент в их распоряжении становится активным для восприятия и более интересным.
При обучении детей вокалу большое значение. на мой взгляд. имеет то. как быстро дети разучивают текст песни. Чем быстрее это происходит, тем легче добиться чистого интонирования мелодии.
Использование метод SOUND of HAND" очень помогает в работе с песней. Движения рук и тела синхронизируются с движениями органов артикуляции, активизирует внимание. развивает чувство ритма.
Дополняя пение движениями рук. мы можем дольше удерживать внимание ребенка и поддерживаем его положительный эмоциональный настрой.
Методической основой исследования являются: основы возрастной педагогики (Белкин А.С.), основные положения теории и методики развития детского голоса (Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гонтаренко Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).
Преимущества методики
1.Оптимизирует вокальную базу речи.
2.Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
3.Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
4. Синхронизация работы над вокальными навыками и сокращает время
Образовательной деятельности, усиливает их результативность.
5.Позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению
Упражнений.
Систематическая работа способствует:
1. привлечению интереса детей к музыке;
2. позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и
пальчиковой моторики, пении;
3.облегчает постановку, введение звуков в песни;
4. способствует более быстрому разучиванию репертуара .
Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста совершенствование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта SOUND of HAND".
Методы исследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, а так же анализ и обобщение педагогического опыта.
Разработанный метод имеют практическую значимость и могут быть использованы для дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций, адаптирование программ музыкальных руководителей, воспитателей и т.д.
Опытная работа осуществлялась на базе муниципального образовательного учреждения «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района РТ» течение 2016-2019 учебных годов.
Противоречие, проблема:
Однако, несмотря на то, что вокал один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей.
Гипотеза, научное обоснование:
Успешное вокальное развитие у детей старшего дошкольного возраста возможно, если:
- учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей
- подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков
- в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.
Новизна:
• современные методы и приемы;
• интегрированный подход к детям.
Цель:
Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Миссия:
Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.
Предполагаемый результат:
1. Поют выразительно, чисто интонируют.
2. Поют сольно и в коллективе.
3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.
Обеспечение проектной деятельности.
Методические:
- подбор видео и аудио материала
- подбор методической и нотной литературы
- наглядные пособия
- музыкально-дидактические игры
Материально – технические:
музыкальный центр, компьютер, проектор.
Информационные:
сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке, памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»
Методическое обеспечение:
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС, 2000.- 33 с.
9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
11. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
12. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
13. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
13. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
16. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
17. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.. 18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
19. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
20. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для родителей, для ветеранов войны , в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе работы над проектом репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у детей артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед родителями, ветеранами войны.
Этапы реализации проекта
1. 1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)
1.12.2016 -10.01.2017г.
Содержание:
- диагностика детей по определению вокальных способностей
- подбор вокальных упражнений, песенок
- перспективное планирование
- картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры
2. 2 этап – разработка проекта (составление плана образовательной деятельности, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление раздаточного материала)
10.01.2017 -31.08 2017г.
3. 3 этап – выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)
01.09.2017 - 30.04.2019 г.
Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
Содержание:
Работа с детьми:
- валеологические песенки-распевки
- дыхательные упражнения
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковые игры
- слушание и обсуждение детской музыки
- пение
- совместное пение
- беседы по содержанию песен
- драматизация песен
- подыгрывание на музыкальных инструментах
- просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах
- музыкально-дидактические игры
- экскурсия в музыкальную школу на музыкальную сказку «Золушка»
Работа с воспитателями:
- консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»
- консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»
- консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике Д. Е. Огородного»
Работа с родителями:
- консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»
- консультация «Почему дети не поют? »
- консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»
- консультация «Влияние музыки на психику ребенка»
- презентация «Музыка лечит»
- памятка для родителей «Музыкальная аптека»
- анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »
-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»
- привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений
- беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе
- домашние задания творческого характера
- посещение дополнительного образования
4. 4 этап – подведение итогов (повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)
01.05.2019.-25.05.2019г.
Задача: Представить результаты реализации проекта.
Содержание:
- презентация проекта на итоговом педсовете
- мониторинг детей
- концерт для родителей, педагогов, детей
Продукт проекта:
Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений; Звуковая иллюстрация стихов, сказок;
Сценарии концертов.
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.
Режим реализации проекта:
-музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);
- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;
-после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак мы видим, что проблема обучения вокалу детей старшего дошкольного возраста, действительно является актуальной, потому что пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребёнка. Вокал – это вид исполнительской деятельности, а только в деятельности формируется восприятие, память, мышление, воображение, ощущения; приобретаются знания, умения и навыки, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности. В любой деятельности необходима сознательность и целенаправленность.
Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, и вокал создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Пение - это один из основных компонентов, от которых прямо зависит раннее и успешное музыкальное развитие детей.
В советской психологии экспериментальным путём (А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками) показана прямая зависимость между звуковысотной чувствительностью у человека и способностью его к точной вокализации заданных звучаний.
Особенно важно учить ребёнка не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса воспитателя со звучанием музыкального инструмента, своё пение с пением других детей. Осваивая определённые упражнения, образующие особую систему, ребёнок постепенно учится управлять своим голосом, достигать нужного звучания. При этом педагог должен неприменно учитывать возрастные особенности детей как в плане физиологическом ( в том числе и состояние голосовых связок), так и в плане индивидуальных интересов и склонностей. А потому занятия должны быть весёлыми, проходить в форме игры.
При обучении детей пению необходимо опираться на разработанный в науке «формирующий или генетико-модулирующий метод» Он открывает для психолога и педагога возможность активно и сознательно участвовать в формировании тех или иных способностей растущего человека. На чрезвычайную важность этого метода указывали Ж.Пиаже, Л.Выготский, П.Гальперин.
Большой простор предоставляется для инициативы самого педагога, которому предлагается самостоятельно и по своему вкусу подбирать песни и другой музыкальный материал, индивидуально строить образовательную деятельность в зависимости от возраста и особенностей детей той или иной группы. Необходимо бережно относится к детскому голосу, не допускать перегрузок.
Обучение пению проводиться по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов дидактики. Используемые методы и приёмы должны быть разнообразными, целенаправленными. Большое значение имеет выразительный показ педагога и его стремление вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
В процессе обучения пению дети должны овладеть основами музыкальной грамоты. В процессе систематических образовательных занятий у детей формируется «вокальный слух», то есть умение слышать и оценивать себя, развивается звуковысотный слух, чувство ритма. Большое значение следует уделять песенному творчеству, так как в процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает необходимые умения и навыки, знания и ребёнок должен получить возможность выразить свои музыкальные впечатления.
Конкретная дидактическая задача: не упустить сензитивный, т.е. наиболее благоприятный период в развитии детей, когда происходит активное формирование различных способностей ребёнка.
Приложение
Планирование музыкально-игровой деятельности:
Месяц | Тема, оборудование. | Материал | Дидактические задачи |
Сентябрь | Звуки вокруг нас. | 1.А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем» 2.Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик». 3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой | Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости. |
Октябрь | Звучащее дерево Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель. | 1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки» 2.Аудиозапись «Ложкари» 3.Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень». «Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов. 4.Игра «Шкатулка» Т.Тютюнниковой. 5.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой 6.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой 7.Игра «Хомячок» А.Соболевой 8.Презентация «Концертные инструменты из дерева» | Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами. Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков. Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность. Учить различать тембры разных деревянных инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с деревянными инструментами симфонического и народного оркестра. |
Ноябрь | Металлическая фантазия Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и.т.д.) | 1.Беседа-демонстрация «Металлические звуки» 2.Аудиозапись «Венгерский танец» Й.Брамса, «Фея серебра» П.Чайковского, 3.Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения попевок «Дождик идет» Л.Олифирово, «Зайка» В.Карасевой.. 4.Аудиозапись «Пасхальный звон» 5.Игра «Колокольцы- бубенцы» Т.Тютюнниковой. 6. Игра «Звенелки» 7.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» 8. Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов. 9.Презентация «Концертные инструменты из металла» | Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами. Развитие чувства ритма , творческих и исполнительских навыков. Познакомить со звуком церковных колоколов. Развитие внимательности, слуховой концентрации, обогащение эмоционально-слухового опыта. Исследование звука, издаваемого металлическими предметами, стимулирование познавательной активности. Учить различать тембры разных металлических инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, творческих навыков, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с металлическими инструментами симфонического и народного оркестра. |
Январь | Погремушки Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.) | 1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки» 2. Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки-тарахтушки» 3.Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т.Тютюнниковой 4. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц». 5. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках) | Продемонстрировать разное звучание разных погремушек. Экспериментировать и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию. Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации, исполнительских навыков, желания творить, импровизировать. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива. |
Февраль | Бумажный карнавал. Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д. | 1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство» 2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой 3.»Танец бумажных бабочек» | Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха. Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации. Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости. |
Март | Звуки дружат. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | 1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой) 2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен, «Весна» Г.Сапгира» 3. «Мышиная история» Е.Железновой 4.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко. | Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива. |
Апрель | Подведение итогов. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | 1.Дидактическая игра «Волшебный волчок» (повторение пройденного по необходимости и по желанию детей) 2. Изготовление дидактического пособия «Звенелка» | Стимулирование познавательной и творческой активности, обобщение пройденного. Подарить радость совместного творческого исследования. |
Май | Презентация. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» | Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки. |
Календарно-тематическое планирование работы
на первый год обучения.
Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 4 | |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | 6 | |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 14 | |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 12 | |
5 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 8 | |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 20 |
Второе полугодие первого года обучения.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). | 10 | |
2 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. | 16 | |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных | 12 | |
4 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | 22 | |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 20 |
Всего 144 часа
Календарно - тематическое планирование работы на второй год обучения
Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 4 | |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | 6 | |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 14 | |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 12 | |
5 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 8 | |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 20 |
Второе полугодие второго года обучения.
Всего 144 часа
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЕМЕЛЬЯНОВУ В. В.
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»). Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы. Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»). Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного. Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас. Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных. Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре. Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект « SOUND of HAND » это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, владение голосом, как главным музыкальным инструментом, способность выражать эмоции голосом на музыкальном уровне. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата при пении, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать чистое интонирование звуков в процессе пения. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию звукообразования и дыхания, формирование слуха и голоса.
Цель - развитие чистоты интонации, артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук, постановка и автоматизация звуков по средствам метода « SOUND of HAND ». Задачи: • Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц. • Вырабатывать чѐткие артикуляционные позиции губ и языка. • Улучшать координацию движений пальцев рук. • Развивать нравственные качества личности ребѐнка посредством работы со сказочными героями. • Вырабатывать правильное дыхание во время пения.
Тип проекта: Творческий. Вид проекта: Долгосрочный. Срок: сентябрь 2016 года - май 2019 года. Возраст детей: 5-7 лет. Возрастная категория детей: 5-7 лет Продолжительность проекта: сентябрь 2019 года - май 2022 года Тип проекта: Творческий Вид проекта: Долгосрочный Состав проектной группы: м узыкальный руководитель, дети, родители, педагоги старшей, подготовительной групп.
• Знакомство с вокальным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. • С целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Микки»), счѐт , музыка, стихи. Особенности работы проекта « SOUND of HAND »
Проблема: не до конца развитые исполнительские навыки у детей. Несмотря на то, что вокал один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Актуальность проекта обусловлена тем, что музыкальное развитие детей оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы ума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память, закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно путем приобщения детей к музыкальному искусству через вокал, как наиболее доступному виду музыкальной деятельности. .
В Этапы работы проекта « SOUND of HAND » Диагностический (вокальные возможности: интонирование, дикция, интонация, дыхание и звуковедение ) • Эмоциональный (создание положительного настроя) • Основной (отработка вокальных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)
Ожидаемый результат: 1 . Поют выразительно, чисто интонируют. 2. Поют сольно и в коллективе. 3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен. 4. Участвуют в конкурсах и фестивалях ДОУ и города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
and ultimately who is the victory of the decision is in your hands
ALX ONE Rolex replicas is the the seiyuu firm, established on April 1 this year by the famous Japanese seiyuu Morikawa Tomoyuki Fukuyama two good Friends of Two months later, their officia...
Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо
Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....
HAND MADE в стиле Эбру.
Вот уж осень на исходе и на деревьях почти не осталось листвы. Кому-то нравятся красивые желтые листья, кому-то красные, хороши и листья пестрые. Инт...
Новогодние игрушки в стиле hand made
Готовимся вместе с родителями к украшению Новогодней елки в саду и группе...
Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным!» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»
Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...
«Разноцветные перчатки в технике HAND MADE» (пособия для театрализованной деятельности).
Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...