Памятка по Цветотерапии
статья

Юрина Ольга Михайловна

Одна из актуальных проблем у детей с ОВЗ в развитии цветового восприятия. Дети не могут различать и называть основные цвета спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов.

В памятке рассматриваются различные аспекты развития цветовосприятия дошкольников через дидактические игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка по Цветотерапии733.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №102»

                               

                               

                              Памятка по Цветотерапии.

Подготовила:

Учитель-дефектолог

 Юрина О.М.

Дидактические игры по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Мир многообразен, и многообразие проявляется в его цветах и оттенках.

В раннем возрасте многие дети умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Полученные знания о цвете надо с детьми закреплять.  Важно не только заучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются. Хромотерапия или Цветотерапия-наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Например: Синий цвет – стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли. Используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Используется при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности апатии.

Оранжевый цвет используется при застенчивости, замкнутости, скованности движений.

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие. Используется при коррекции неусидчивости, неумении концентрировать внимание, переутомлении.

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. Используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля.

Белый цвет считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает тонизирующее действие на организм человека.

Мир многообразен, и многообразие его проявляется в цветах и их оттенках.

В раннем возрасте многие дети умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Закреплять полученные знания о цвете надо.  Важно не только заучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются.

Например, рассказывая ему о временах года, нужно обратить внимание на то, как меняют свою окраску листья осенью, а рассказывая о дожде, обязательно показать, какой бывает радуга и из каких цветов она состоит.

Разработано много игр, позволяющих ребенку развивать цветовое восприятие.

Например: поиграйте с ребенком в «четвертый лишний», где «лишним» будет предмет другого цвета.

Предлагаю вам некоторые игры на цветовое восприятие.

Упражнение «Ощущение цвета» на расслабление.

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего. Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный).

«Собери капельки»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладет в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек» Используется шесть цветов спектра.

«Собери крышки»

Цель: формировать у детей умения сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: перед детьми на столе раскладываются цветные крышки. Взять 4 пластиковых прозрачных стакана, наклеить на стаканы круги: зеленого цвета, красного цвета, желтого цвета, голубого цвета. Собери крышки в свой стакан. Посчитай сколько крышек в каждом стакане.

«Сложи радугу»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: ребенок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.

«Зажги радугу»

Цель: учить детей правильно брать предмет находить местоположение по цвету.

Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание память.

Ход игры: расстелить перед ребенком лист белой бумаги и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов.  В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной или прямой формы из тесьмы или картона различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии из более теплых и ярких.

«Подбери шарик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний в системе цветов.

Ход игры: Ребята у нас сегодня праздник, хорошее настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку. Подберите шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.

«Воздушные шары»

Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Ход игры: дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

«Окраска воды»

Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлым оттенкам.

Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.

Ход игры: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной.

Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная.

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Разложить пуговицы в ячейки по цветам.

Ребёнок слышит инструкцию, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по цветам.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету;

Развивать мелкое движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Ход игры: Силуэты персонажей (ежик, солнце, ёлочка, рыбка, петух, цветочек). Показать детям цепочку действий, после чего дети самостоятельно выполняют эти действия.

«Угостим гномов фруктами и овощами»

Цели: учить распространять предложения, мелкую моторику, развивать зрительное восприятие, мышление, закреплять знания цветового спектра у детей.

Ход игры: гномы желтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый), набор фруктов и овощей.

Гномики пришли в гости. Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами, овощами. Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?

Желтый гномик любит бананы, красный красные яблоки. Как вы думаете почему?

«Слова и краски»

Цели: обогащать словарь детей эпитетами;

Развивать чувство цвета у детей;

Учить видеть связь между цветом и настроением.

Ход игры: карточки, на которых изображена природа в разное время года.

Играем в игру-соревнование, кто больше придумает слов: -Небо какое? Голубое, ясное, безоблачное, высокое.

Когда небо голубое? Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день.

Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение, у нас какое? Радостное, весёлое, хорошее.

Как видите, мы немного пофантазировали. Но и вы не бойтесь фантазировать: предложенные нами игры вы можете варьировать и моделировать по- своему, приспосабливались и к возрасту ребёнка, и к его индивидуальным особенностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

"Все краски мира" Мой путь в цветотерапию.

Ребенок приходит в этот мир и учится жизни у взрослых, подражая им, играя с ними. Однако, не всегда родители могут уделить ему достаточно внимания и профессионально разобраться в трудных ситуаци...

"УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ"

До момента получения рецензии материал находится на доработке....

Коррекционная работа по цветотерапии "Зеленая страна"

Цель: коррекция эмоциональной сферыЗадачи: коррекционные: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности;развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение)образователь...

Цветотерапия – улучшает настроение. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.

Довольно часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными проблемами в поведении и здоровье наших детей. С целью помощи в воспитании, обучении и оздоровлении детей я решила и...

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ (Консультация по практическому применению методов цветотерапии)

: Консультация посвящена практическому применению методов цветотерапии в дошкольных образовательных учреждениях как эффективного способа выявления и коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Ра...