НОД «Дом для Гнома»
план-конспект занятия (младшая группа)

Маргарита Владимировна Глаголева

Тема: «Дом для Гнома»

Образовательная область: познавательное развитие;

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская,  игровая, коммуникативная,  двигательная;

Рабочее пространство: группа;

Форма организации обучения: фронтальная;

Формы и методы: наглядный (просмотр картинок с изображением животных)

                               словесный (беседа, поисковые вопросы)

                               практический ( проведение опытов, динамическая пауза «По ровненькой дорожке», физкультминутка «Облако»)

      Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразных качествах предметов, вовлекать детей в элементарную экспериментальную деятельность.

Задачи. Образовательные: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий», «тяжелый», «легкий».

 -закрепить с детьми первоначальные навыки экспериментирования;
-формировать умение определять мягкие и твердые предметы на ощупь;

Развивающие: Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную активность; эмоциональную сферу детей, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

Активизация словаря: «твердый», «прочный», «мягкая»,«лёгкая».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (чтение письма), физическое развитие (динамическая пауза, физкультминутка), социально-коммуникативное развитие (беседа, ответы на вопросы)

Оборудование: У воспитателя для опыта: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, ложка, 2 пластиковые тарелки.

У каждого ребенка на столе: тарелочка с камнями и ватой, стакан с водой, ложка, 2 пластиковые тарелки.

Игрушечная машинка, солнышко, детское ведро, мольберт, магнитная игра «Лесные жители», набор камней.

Предварительная работа: Рассматривание предметов сделанных из камня, кирпича, бумаги, ваты. Загадывание загадок. Д\игры на классификацию свойства предметов  «Из чего это сделано», «Волшебный мешочек». Чтение сказки С. В. Михалков «Три поросенка».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Взаимодействие с родителями: консультации «Занимательные опыты на кухне», «Опыты для детей в домашних условиях», рекомендации для родителей  «Экспериментируем дома».                                        

Организация развивающей предметно-пространственной среды  группы:

Игровой уголок – д\игра «Кто где живет?», магнитная игра  «Лесные жители».

 Книжный уголок – сказки «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»,

Экспериментальный уголок – камни разных видов.

 

Ход занятия

1 часть. Введение в игровую ситуацию.

Дети заходят в группу и становятся  полукругом.

Воспитатель показывает детям  «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое ласковое солнышко нас встречает!

Воспитатель читает стихотворение.

Ах, какое солнышко!

Льёт лучистый свет.

Ничего прекраснее

В целом мире нет.

Раздаёт подарки,

Раннее тепло.

День сегодня яркий.

Радостно, светло.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с солнышком. А теперь поздороваемся с нашими гостями.  Давайте ещё раз поздороваемся друг с другом.

Дети проходят и рассаживаются на стульчики.

Въезжает игрушечный автомобиль с письмом.

Воспитатель: Ой,  ребята, посмотрите, к нам едет  машина. Везет ведро. А в ведре что - то лежит. Что же это может быть?

                             Воспитатель достает из ведра камень и вату.

Воспитатель:  Ребята, что это? (ответы детей).  Молодцы догадались - это камень и вата. А ещё машина привезла нам письмо. Давайте откроем письмо и прочитаем.

Воспитатель достает письмо и открывает конверт.

 

2 часть. Актуализация знаний.

Воспитатель:  Ребята, оно пришло к нам из леса, от его обитателей.  Давайте вспомним, кто живет в лесу?

Дети перечисляют лесных жителей.

Воспитатель выставляет на доску магнитные фигурки детей.

Воспитатель: А теперь давайте я прочитаю письмо, а вы слушайте внимательно:
             «Однажды в лесу появился гномик. Все лесные звери его полюбили и предложили остаться жить в их лесу, но домика у него не было и они решили ему помочь. Белочка посоветовала ему построить новый домик из ваты, чтобы он был мягким, светлым и уютным. А волк предложил для строительства камни, чтобы дом был надёжным и крепким. Просим вас рассмотреть камешки и вату и определить, из чего лучше построить новый дом. Вы их найдете в ведерке.  Лесные жители».
Воспитатель: Ребята, а вы бы  хотели помочь гномику? Тогда давайте сейчас пройдем с вами на свои рабочие места. Но пойдем мы не просто так, а по необычной дорожке,   где есть и кочки и ямка, и даже мостик. Вы готовы отправиться в путь? Тогда становимся друг за другом и идём по дороге.

                           Динамическая пауза «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два.  (Ходьба друг за другом по ровной поверхности)

По кочкам, по кочкам, 
По маленьким цветочкам

Раз-два, раз-два.   (Ходьба с высоко поднятыми коленями)

Через ямку прыг, (прыгают в круг и из круга)
По мосточку
Шли, шли,
На свои места пришли.

 

3 часть. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.

Воспитатель:  Ну, а теперь занимайте свои места за столами и продолжим нашу работу для того, чтобы понять, из чего же лучше построить дом Гному.    

Дети садятся за столы.

Опыт №1 «Свойства камня»

Воспитатель: Давайте сначала рассмотрим камни. Возьмите в тарелочке по одному большому камню.  Какого цвета камни?

-  Возьмите камешек в руку. Потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? Нет. Попробуйте его разломить. Ломается? Нет. Почему же он не ломается?  Он очень твердый, крепкий. Попробуйте подуть на него. Улетел? Нет. Он тяжелый, и не летает.

Теперь возьмите еще один камешек  и постучите друг об друга, что слышите? Правильно – вы слышите стук. Разбились камешки?  Нет. Почему?

-А теперь  один камешек приложите  к щеке. Какой он теплый или холодный.

-Давайте согреем его. Сейчас мы подуем на него теплым воздухом. Посмотрите, как это нужно сделать.

Дыхательная гимнастика:

«Согреем камешек»

(Вдох делаем через нос, а выдыхаем через рот)

-Нагрелся. Значит,  камень может нагреваться, и держать тепло.

Воспитатель: И так ребята, что же мы с вами узнали о камне? Расскажите, какой он? (твердый, тяжелый, крепкий).

 

                                                     Опыт №2 «Свойства ваты»
Воспитатель:  Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее. Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая). Положите вату себе на ладушку и подуйте на неё. Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная. Какая же вата?

Воспитатель: Ребята, а на что похожа вата? (ответы детей). Давайте мы тоже превратимся в облачка.

 Дети выходят из-за столов, проводится физкультминутка "Облако"

Физкультминутка  "Облако"

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу. (присесть)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, значит,  можем продолжать нашу работу дальше.
 

 

Опыт № 3 «Вода, вата, камни»

Воспитатель:  Положите камень на тарелку, наберите в ложку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камешка стекла на тарелку.

- А теперь положите на тарелку вату и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? Потрогайте её пальчиком. Она вся промокла и стала мокрой.

Воспитатель:  Значит, ребята,   кто боится воды камень или вата? Конечно вата. Ведь вата какая? Правильно, мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду. Какой же камень? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды.

Воспитатель:  А теперь возьмите по одному маленькому камешку и подойдите ко мне.

                   Дети выходят из-за столов и подходят к воспитателю.
Воспитатель:  Ребята, мы с вами рассмотрели свойства камней и ваты. Давайте еще раз скажем, какой же камень? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды. А вата - мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.
Подумайте и скажите, из чего же Гному лучше построить домик: из камней или из ваты? (камней). Почему? (потому что они твердые, крепкие) и дом будет крепкий.
-А из ваты? (нет, если пойдет дождь, то домик намокнет, потому что вата впитывает воду, если подует сильный ветер – он улетит, потому что вата легкая). Я предлагаю  вам сложить все камни в ведро и отправить их лесным жителям, чтобы они помогли построить дом для гнома.

Дети складывают камни в ведро и машина уезжает.

  1. Итог: оценка детской деятельности.

Воспитатель: Ребята, я думаю, Гном теперь  знает, из чего построит себе дом. Ребята, кто же был прав, когда предлагал материал для строительства дома гнома,  белочка или волк?

 Ребята, а что вам на занятии сегодня понравилось больше  всего? 

Какие мы молодцы – вы все старались, отвечали на вопросы, определили свойства камней и ваты, помогли гному и лесным жителям.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по математике "Белоснежка и семь гномов"

1. Проверить знание геометрических фигур.2. Закрепить умение различать цвета, группировать предметы по цвету, форме.3. Закрепление счета от 1 до 7;4. Совершенствовать умение правильно устанавливать пр...

Летний экологический праздник "На полянке у Гнома"

Летний экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста.На празднике дети в игровой форме закрепляют знания о правилах поведения в природе,о лекарственных травах и их пользе для человека...

«В гостях у гномов»

 Программное содержание: Продолжать учить детей:      - взаимодействовать с камнями в игре;      - группировать их по сенсорным  признакам:  величине  (большой,           маленький), форме  (круглый, ...

Сценарий новогоднего утренника "Приключения гнома".

Увлекательный сценарий новогоднего утренника для детей средней группы со списочным составом 35 человек. Герои:Дед Мороз,Снегурочка,Старик Годовик-взрослые.Снежинки,Ёлочки,Снеговики,Гномики, Лиса, Заяц...

Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

Веселые гномы.

Интегрированное занятие для среднего возраста....

Новоселье у гномов-звуковиков

конспект открытого занятия для родителей в старшей логопедической группы...