Консультация "Роль игры в развитии связной речи детей"
консультация
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в развитии связной речи детей.
Воспитатель МБДОУ № 29 Мазур Елена Владимировна.
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно- единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение- одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими, знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Главное это то, что и как он делает, что оставляет после себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В первую очередь развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры, т. е. владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, спрашивать, отвечать на вопросы, возражать, объяснять, спорить.
Речь- самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею- серьезная наука и немалое искусство.
Развитию речи детей в ДОУ отводится ведущая роль. Важной ее частью является связная речь.
Связная речь- это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР эта форма самостоятельно не формируется. Часто бывает нарушено зрительное внимание и память, слуховое внимание и память. Большинство детей страдают моторной недостаточностью. Нужна систематическая работа по речевому развитию, ориентированная на овладение детьми правильной устной речью, как средством общения, развития речевых способностей и личностных качеств. Все это реализуется в процессе общения и разных видах деятельности.
Задача воспитателя- стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослыми и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельности в процессе обучения- является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Общественность в жизни ребенка- это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности- это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их речи, продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе обогащаемого запаса представлений развивать речь.
Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их речи. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении с окружающей средой , воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь, стимулировала их к воспроизведению в игре, а значит и в речи, своих положительных, лучших сторон. Таким образом педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
- организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей.
- Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
- Руководя наблюдениями детей содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
- Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовало росту и развитию речи более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.
- Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства развивать связную речь детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит даже если играет один, манипулирует предметами не стимулирующими к разговору. Например нагружает кирпичики на грузовик.
Но есть игрушки, значение которых , как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него живое существо.
Особенно значительна роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игры с куклами, при условии правильной организации и педагогического руководства ими не только раскрывают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни, но и развивают связную речь.
Особого внимания к себе требуют подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые детям бывает трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения- уже путь к развитию речи. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам с ней не знакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или иную игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Особое значение для развития речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стихотворение, предписывающее то или другое игровое действие («Совушка», «Лохматый пес», «У медведя во бору»). В течение игры стихи или считалочки прочитываются не один раз. Не удивительно ,что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. Чтобы у детей возникал интерес к играм воспитатель должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр -оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры.
Особое значение имеют дидактические игры и игры с дидактическими игрушками. Игрушки подбираются по категориям.
- Люди: фигурки детей, рабочих, сельских тружеников, солдат.
- Дидактически оборудованная кукла:
а. мебель.
б. платье.
в. обувь.
г. белье.
д. посуда.
е. предметы жизненного обихода.
- Жилища людей, их окружение, строения разных типов.
- Средства передвижения.
- Животные домашние и дикие.
- Птицы домашние и дикие.
- Овощи, фрукты, грибы и т. д.
- Орудия труда.
Дидактические игры с мелкими игрушками ведутся главным образом с детьми среднего возраста. Личным участием в игре воспитатель вводит детей в понимание того, чего от них ждут. Воспитатель использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. Дети играя с мелкими игрушками развивают и мелкую моторику и обогащают словарный запас.
В дидактических играх воспитатель закрепляет знания детей , полученные на занятиях. Проводятся такие игры как «Где мы были, что видели?» Игра с Петрушкой. «Кто на чем поедет.» «Одеваем куклу». «Кто пришел?» Все эти и другие игры закрепляют знания детей по лексическим темам, учат их составлять простые предложения и небольшие рассказы, использовать в речи прилагательные, предлоги, глаголы, что в конечном итоге приводит к развитию связной речи.
Большие возможности для развития речи детей открываются благодаря сюжетно- ролевым играм. В процессе игры, особенно сюжетной, ребенок все время говорит. Характерной чертой речи ребенка во время целенаправленной игры является наличие в ней многих вопросов, которые возникают как результат детских дум в деятельности и общении. Речь ребенка в процессе такой игры как бы продвигает игру. У детей создаются предпосылки для развития правильных рассуждений, особенно в тех случаях, когда они пользуются знакомым материалом.
И еще одна форма развития речи детей- игра- драматизация. Любовь детей к сказкам общеизвестна. Их привлекают сказочные персонажи, их занимательные действия, звучный язык. На первых порах дети имитируют отрывочно отдельные эпизоды, играют с одной игрушкой- персонажем сказки и говорят при этом только часть текста. Как развернуть игру ребенок еще не знает. Здесь на помощь ему приходит воспитатель. Он помогает ребенку оформить цель игры, сам включается в нее в качестве участника, присоединяет к ней других детей. Впоследствии дошкольники, зная текст, играют самостоятельно.
Игры- драматизации дети хорошо начинают вести по своей инициативе лишь тогда, когда они хорошо запомнили тексты. В сою очередь участие в игре помогает лучше запоминать их.
Также можно использовать настольный театр. Представления о кукольном театре часто являются поводом для возникновения самостоятельных игр в «театр». Во время этих игр обогащается словарь, пополняются знания детей, что способствует и развитию связной речи.
Игра- драматизация приобретает форму вполне самостоятельной игры. В этой игре развивается интонационная выразительность речи, выразительность движений, жестов, вызываются коллективные переживания.
Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:
- Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.
- Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
- Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
- Продумывать обстановку, в которой живут и играют дети и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.
- Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития связной речи фактором первостепенного значения.
- Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение- всех сотрудников детского сада.
Только соблюдая все эти условия мы сможем добиться хорошего результата в развитии связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-396648-1391883182.jpg)
Роль театрализованной игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/13/picture-642574-1434180469.jpg)
«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Добрый день, уважаемые коллеги! СЛАЙД №1. Меня зову...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724425-1449937635.jpg)
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-853149-1480654174.jpg)
«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему:«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-622080-1429012999.jpg)
Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...