Представление педагогического опыта работы
материал

Журавлева Наталья Николаевна

Представление своего опыта работы по теме "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы

Введение

Тема опыта: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Сведения об авторе

Ф.И.О.: Журавлева Наталья Николаевна

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

Стаж педагогической работы – 25 лет; по специальности - 12лет

Образование: высшее

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, 1997 г.; квалификация учитель биологии и химии.

Прошла профессиональную переподготовку: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования» г. Саранск, 2016 г.; квалификация воспитатель.

Актуальность

  Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Дошкольников называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

  Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают окружающие люди, родители, педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Ведь проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Основная идея

  Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

  Проект - это модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Иными словами в основу проектной деятельности заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

  Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

 Теоретическая база

  Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику, без изучения методической литературы.

  «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить успешное развитие познавательной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

   Так Е.Г. Кагаров считал, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня.  Проект должен осуществляться поэтапно. Проект – это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

    В своих работах М.В. Крупенина, отмечает, что проектная деятельность комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

   По мнению Н.Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

  Л.А. Венгер, сформулировал основные принципы концепции развития познавательных способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В этом возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

  О.М. Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с двумя типами ситуаций. В ситуациях первого типа ребенку нужно выявить, понять основные свойства и отношения к действительности. Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств.

  Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования, наблюдения и экспериментирования.

Новизна

 В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании” и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

●обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

●обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

●реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

●помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

●привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

●обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

  Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).

  В этой связи, перед нами, воспитателями ставится задача - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

  Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, и является метод проектов, проектная деятельность.

Технология опыта

  Метод проектов использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.

  Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

  Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное - поддержать активность детей.

  Работая по данной темой,  мною поставлена цель - создание условий для развития познавательной активности детей через совместную деятельность воспитателя, детей и родителей.

Определены следующие задачи:

-развивать познавательные интересы детей;

-формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности;

-обучить детей элементарному планированию;

-формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;

-привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;

-исследовать результативность применения метода проектов в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Обязательным условием в моей практике является учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и применение таких приёмов и методов как:

наглядный;

словесный;

практический;

проблемно-поисковый;

исследовательский;

сюрпризный момент;

элемент загадочности;

создание воображаемой ситуации;

использование музыки и звуков природы.

 С родителями провела родительское собрание на тему: «Роль проектного метода на занятиях с дошкольниками». Родители должны быть заинтересованы проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Я показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Также проводились консультации «Развитие познавательной деятельности дошкольника», «Проектная деятельность – треугольник взаимодействия: педагог-ребенок-родитель», «Зачем дошкольнику проекты?»

Развитие познавательной сферы через проектную деятельность у детей дошкольного возраста должен основываться на следующих принципах:

Принцип научности предполагает применять только научно обоснованные методические приёмы, соответствующие возрасту детей, учитывающие их психологические особенности.

Принцип системности предполагает систему занятий, которая реализуется через комплекс различных деятельностей ребят.

Принцип проблемности предполагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребёнок.

Принцип доступности: программные задачи занятий, их содержание, методы и приёмы, используемые на занятиях, должны соответствовать объёму накопленных знаний и умений детей, их возрастным и физиологическим особенностям и возможностям.

Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

 В своей практике я использую следующие  виды проектов:

Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Это – «Воздух-невидимка», «Волшебница вода», «Глина и песок».

Игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. Проекты – «Книга, лучший друг ребят!», «Мир игры», «Папа, мама, я – дружная семья».

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Это – «Русская матрёшка», «Природа родного края», «Животные, которые рядом с нами», «Зимующие птицы», «Будь здоров, малыш!».

Творческие: оформление результата в виде детского праздника. Это – «Волшебница Осень», «Ёлочка – зелёная иголочка» и др.

По продолжительности проекты тоже разные:

Краткосрочные (одно или несколько занятий, либо в течение одного дня), например, «Волшебница Осень».

Средней продолжительности (от 1 месяцы до 3 месяцев), например, «Свойства воды».  

Долгосрочные (могут быть рассчитаны на весь учебный год), например, «Природа моего родного края».

 Используя свой опыт работы, хочется отметить, что организация проектной деятельности имеет свою специфику в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать.

Дошкольник не может самостоятельно определить цель или замысел, определить проблему, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги и родители, которые могут стать полноценными участниками проекта. В большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в  совместный проект, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

Дети 3-5 лет:

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

  Этапы работы над проектом:

I этап - целеполагание, проблема

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт».

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап - разработка совместного плана по достижению цели

(гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

I I I этап - поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап - практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты,  практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над  проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:

выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.

 Результативность опыта

       Подводя итог своей  работы, хочется отметить следующее:

Метод проектов - один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей.

В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность. Действуя самостоятельно, они учились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях, использовали свои знания для создания новых объектов деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию у детей  мотивированной познавательной деятельности, развитию творческих способностей. Она дает ребенку: возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Иными словами проектная деятельность дает возможность:

раскрыть себя, проявить творческую инициативу и не только ребенку, но и взрослому.

 Своим опытом работы делюсь с коллегами на республиканском образовательном форуме «Современные технологии реализации ФГОС дошкольного образования», воспитателями детского сада, выступая на педагогических советах, представляю  в образовательной социальной сети  nsportal.ru, а также сайте детского сада teremokdc13.nubex.ru.

 Список литературы 

1.        Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

2.        Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3.       Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2012. – 190с.

4.        Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

5.      Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2011.- 80с.

6.        Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.

7.        Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

8.        Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....

Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...