Сообщение из опыта работы
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Сообщение из опыта работы

«Логико-математические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Юлия Яновна Баран

Пыть-Ях

2022г.

«Логико-математические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

1-2 слайд. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

3 слайд. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество, нам  педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения.

4 слайд. В своей педагогической практике мы используем передовые технологии -  это игры, способствующие развитию образного и логического мышления у детей.

5 слайд. «Логические блоки» Дьенеша

При помощи логических блоков ребёнок может научиться кодировке (классификации) определённой информации,  учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.

Также в работе с детьми мы используем наглядные пособия:

Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких -  альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы»).

6 слайд. Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше». Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

7- 8 слайд. «Геоконт» В. Воскобича

В нашей группе много игр В. Воскобовича.

- Так «Геоконт» помогает:

- знакомиться с разными геометрическими фигурами, их особенностями;

- учить основные цвета, формы и величины;

-  работать по образцу и по схеме из пособия;

- придумывая собственные схемы, малыш будет развивать воображение;

- развивает творческие способности, внимание, память, элементы логического мышления, развивать мелкую моторику, которая очень важна для ребенка.

"Квадрат Воскобовича"

Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Рекомендуемый возраст 2-5 лет.

Развивает: умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь  схемой или собственным замыслом; внимание, память, пространственное и логическое мышление; воображение, творческие способности; мелкую моторику рук.

«Игры – головоломки. Танграм»

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей. Дети работают по схеме, выкладывая разные фигуры.

9 слайд. Игры Монтессори

Дети нашей группы занимаются в кабинете Сенсорики.

В кабинете  собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.

10 слайд. Кубики Никитина

«Сложи квадрат» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

11-12 слайд. Игры-головоломки

Развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

Цветные рамки и вкладыши

Задания на развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Ребенок учится различать форму плоских фигур и их положение на плоскости -как зрительно, так и на ощупь.

12 слайд. Очень любят наши дети игры со счетными палочками.

Играя в игры со счётными палочками  дети учатся количественному и порядковому счету,  сравнивать  фигуры по величине, выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учатся решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; развивают внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.

13 слайд. Игры с прищепками и резиночками

Во время игр с прищепками детям нужно прилагать усилия, чтобы пальцами разжать их и прикрепить к нужному месту. Это прекрасно развивает мелкую моторику и усидчивость, настойчивость, память, логику, навыки счёта.  Дети  знакомится с окружающим миром – животными и растениями, профессиями, транспортом, а также учат  цифры и буквы. Задача ребёнка – прикреплять прищепки с разноцветными кружочками к секторам соответствующего цвета, времени года, животного,

14 слайд. «Волшебные ладошки»

Пособие является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

«Яблоки на дереве»

Развивающая игра для детей, где нужно сопоставить количество яблочек на дереве с цифрой. В веселой форме помогаем ребенку изучить счет и развивает мелкую моторику,  навыки  речи, память, внимание и логику.

«Волшебный мешочек»

Волшебные мешочки используют в играх, способствующих формированию представлений у детей о геометрических формах, а также в играх по развитию сенсорного восприятия и в логических играх-задачах.

15 – 16 слайд. Взаимодействие с родителями.

 Всю свою работу мы ведём в тесной взаимосвязи с родителями наших детей.

Родителям были предложены:

  • консультации: «Логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике», «Математические игры по дороге домой»;
  • размещены буклет «Развиваем логическое мышление у дошкольников» и памятка «Игры на кухне - как форма развития мышления, воображения, сенсорного развития»;
  • выставка книг по вопросам обучения и воспитания детей;
  • игры и занятия для совместного проведения со своими детьми:

-  игры со счётными палочками,

- загадки для детей 3-4 лет,

- весёлые задания,

- развивающие занятия по методике Монтессори,

- развивающее занятие «Чем занять ребёнка дома. Игры»,

- лепка из пластилина «Весёлая гусеница»,

- дидактическая игра «Ритмический рисунок»,

- музыкальное произведение Шостаковича «Вальс утка».

Находясь на карантине, мы предложили родителям вместе с детьми сделать пособие для индивидуальных занятий в группе, и назвали его «Волшебные ладошки» (показ пособия педагогам в действии).

17 слайд. Кружковая деятельность

Для развития логико-математических представлений у детей, мы разработали в своей группе программу кружка «Цветная логика. Блоки Дьенеша и палочки Кюизинера».

Цель кружка - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и головоломок, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

        Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша  и палочками Кюизинера реализовывали  через организацию игровой деятельности детей. В рамках программы дети не были ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.  Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Опыт работы

«Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения на дороге»

Воспитатель

Баран Ю.Я.

       

Актуальность. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Мы начали эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему.

Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия.

Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют  чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике.  

Диагностическое обследование детей показало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

          Получив такие данные, мы активизировали работу с родителями и детьми.

Для родителей спланировали тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.

Для воспитанников ДОУ разработали рабочую программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Зеленый огонёк».

Образовательная деятельность по программе состоит из познавательно-речевого, художественно-эстетического, двигательно-активного цикла и опирается на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

Ребёнок – пешеход. Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети).

Ребёнок – пассажир. Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).

Программа включает в себя:

        Обучающие и развивающие занятия, беседы.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге используются игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)

Целевые прогулки.

Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

Индивидуальная работа.

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

Праздники и развлечения.

В нашем детском саду действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

Участие в конкурсной деятельности.

Конкурс по детскому саду «Дети, дорога, автомобиль».

Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.

Создание групповых библиотек.

Развивающая среда.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а также развитию логического мышления.

Работа с педагогами.

Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для старших и подготовительных групп.

Работа с родителями. 

Создан информационный стенд для родителей, используются инновационные компьютерные технологии (ИКТ), анкеты, точечные консультации, рекомендации, интерактивные игры для индивидуальной работы с ребёнком дома по закреплению знаний по ПДД, проводятся семейные мастер-классы «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия» и на другие темы.

Большое внимание уделила оснащению уголка безопасности дорожного движения:

1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки. 

2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» и др. 

3. Макет улицы с нанесенными пешеходными переходами, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

5. Набор дорожных знаков, в который входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. 

6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» 

7. Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. 

8.  Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) 

Промежуточное диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта дало положительную динамику.

Планирование дальнейшей работы:

- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;

- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;

- рекомендовать педагогам использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....