семинар для воспитателей "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через игровую деятельность"
статья
Для развития познавательных способностей детей выступает важнейший вид деятельности- игра.В своей работе я использую разнообразные игры.Здесь можно узнать какие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_buslaeva.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды. Только в такой среде возможно включение детей в активную познавательно- творческую деятельность.
Создавая предметно-развивающую среду нужно чтобы она была:
содержательно насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
безопасной
доступной
Для развития познавательных способностей детей раннего возраста выступает важнейший вид деятельности – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей ребенка. Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетные, игры-задания, игры-эксперементирования и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
Новым веянием в педагогике стало создание бизиборда - развивающей доски. Игра с бизибордом стимулирует познавательную деятельность ребенка и развивает его творческий потенциал.За дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда ребенок откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки.
В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» знакомлю ребят с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Играя в дидактическую игру – вкладыши «Домашние животные», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки животных, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о домашних животных.
В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов. Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.
Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковые игры, мозаики, игрушки шнуровки, разнообразные конструкторы.
Развивающие игры для детей — это игры-задания, где включаются сравнение, анализ, обобщения. Например, развивающая игра для детей: ребенку предлагаю коробочку, куда можно складывать предметы только определенного размера. Малыш на собственном опыте разбирается, как это происходит.
Подбирая развивающие игры для детей, учитываю, что важнейшим фактором развития познавательных способностей детей раннего возраста является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать взрослые. То же самое касается и новых игр – как катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок узнаёт из совместной игры со взрослым. В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания. Я не требую, чтобы малыши запомнили что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, многократно повторяем одно и то же действие. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольников, я учитываю уровень их развития и их опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам малышам.
Развитие познавательных способностей детей невозможно без игр, в
которых происходят и развиваются какие-то события. Это детские сюжетные игры. Например, ребенок кормит любимого мишку, разговаривает с ним, предлагает добавку, вытирает мордочку, укладывает спать или строит солдатиков, которые маршируют и т. д. Для развития ролевой речи дети имеют возможность в группе играть в «Парикмахерскую», «Шоферов», «Дочки-матери». Зная, что малыши, особенно в группе раннего возраста, любят играть в одиночку, я даю им такую возможность, но в то же время привлекаю детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе. Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребенка, что, как известно, немаловажно для успешной жизни.
Малышам очень нравятся игры - экспериментирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.
Обращаю внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой.
В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения. В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся - заблестят.
Все действия сопровождаю речью и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами:
«Что же там спрятать?» В песок прячется какой-либо предмет, ребенок его ищет.
«Золушка». Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы.
Большинство изменений в окружающем мире ребѐнок может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой.
На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «У медведя во бору», «Раз, два, три к дереву беги!». Дети с удовольствием бегают и играют.
Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.
Взгляд ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому при наблюдениях на прогулках, я выбираю самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года. Например, на прогулке провожу наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный. Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращаю их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» - это ветер дует.
Для развития познавательных способностей предоставляю своим воспитанникам и свободное время, которое позволяет им осваивать окружающий мир на собственном опыте и, кроме того, приучает к самостоятельности. Это творческие игры.
Например, выстраивая домик, ребенок определяет, для кого он предназначен, что в нем должно находиться и т. д. В разгар такой игры происходит развитие познавательных способностей ребенка.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, я стараюсь не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей воспитанников будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет.
Районное методическое объединение
для воспитателей групп раннего возраста.
Семинар для воспитателей
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей
раннего возраста через игровую деятельность»
МАДОУ «Детский сад №12 «Ягодка»
г. Зарайск
Воспитатель: Буслаева Л. В.
ФЕВРАЛЬ 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....
Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год
Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»
В представленном материале предложен примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования, предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраст...
02.06.2022. Познавательное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности &ndash...