Рабочая программа второй младшей группы.
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы (далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Телембинская СОШ» детский сад «Ёлочка» , в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО. Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «физическое развитие», «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2.docx | 86.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Телембинская средняя общеобразовательная школа»
Детский сад «Елочка»
Рабочая программа
второй младшей группы
Воспитатель: Митыпова З.Ц.
Содержание программы:
Общие сведения
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.4. Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет
1.5. Планируемые результаты освоения программы
1.6. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.6.1Региональный компонент
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации ООП ДО во второй младшей группе
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.2.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
2.2.2.Образовательная область «Познавательное развитие»
2.2.3.Образовательная область «Речевое развитие»
2.2.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2.2.5.Образовательная область «Физическое развитие»
2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
2.6. Комплексно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
2.7. Культурно – досуговая деятельность
2.8. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально - технического обеспечение Программы
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3 Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Приложение
Мониторинг
Индивидуальный маршрут ребенка
IV. Дополнительной раздел
Краткая презентация Программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы (далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Телембинская СОШ» детский сад «Ёлочка» , в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО. Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «физическое развитие», «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин от 15 мая 2013г. N 26 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- Образовательная программа ДОУ .
Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
1.2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1.Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические,
интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и
ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
2.Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
3.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
При разработке и реализации образовательной программы учитывались
следующие принципы:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью.
- принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости
личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития
- личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
- принцип непрерывности, требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп и между детским садом и начальной школой.
- Принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
1.4. Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов-индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.
Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.5.Планируемые результаты освоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Промежуточные результаты: используем мониторинги (проводятся два раза в год– сентябрь, май, диагностики (наблюдения, беседа, эксперимент).
(Приложение №1)
1.6 Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.6.1 Региональный компонент
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» по
краеведению «Родной край» направлено на достижение цели: воспитание гражданина и патриота своей страны через приобщение дошкольников к культурному наследию родного края и формирование у них чувства сопричастности к малой родине.
Задачи:
• познакомить детей с культурными традициями родного края, бурятским и русским фольклором;
• познакомить с местными народными промыслами, творчеством народных
умельцев, предметами старинного быта, народным костюмом;
• прививать любовь к самобытной культуре родного края;
• формировать у детей чувство сопричастности себя и своей семьи к историческим и культурным событиям родного села и страны;
• дать первичные представления о культурных и исторических
достопримечательностях родного края;
• воспитывать желание сохранять и приумножать наследие предков;
• выявлять и поддерживать семейные традиции;
• приобщать воспитанников к поисковой деятельности
К четырём годам:
- ребёнок проявляет интерес к фольклору; может эмоционально передать содержание некоторых потешек, прибауток; под руководством взрослого принимает участие в инсценировке малых фольклорных форм;
-знает небольшие колыбельные песни, использует их в играх с куклами;
-под руководством взрослого включается в народные игры, отражающие отношение к окружающей природе; знает и произносит речитативы к ним;
-может назвать элементы русского народного и бурятского костюма.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации ООП ДО во второй младшей группе
Инвариантная часть учебного плана воспитательно-образовательной работы во
второй младшей группе составлена на основе основной общеобразовательной
программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т С. Комаровой , М.А. Васильевой обеспечивает обязательный объем знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста.
С детьми второй младшей группы с сентября по май проводится 10 занятий в неделю длительностью 15 минут. Количество занятий в учебном плане соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПин 2.4.1.2660-10).
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Учебный план
Виды организованной деятельности | Количество по программе | Интеграция видов организованной деятельности |
Познавательно- исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | 2 | Игровая деятельность; конструирование из различных материалов; коммуникативная деятельность; двигательная деятельность; элементарная трудовая деятельность |
Коммуникативная. Восприятие художественной деятельности и фольклора | 1 | Познавательно-исследовательская деятельность; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность; коммуникативная деятельность; игровая деятельность. |
Изобразительная деятельность: Рисование. Лепка. Аппликация | 1 1 раз в две недели 1 раз в две недели | Конструирование из различных материалов; коммуникативная деятельность; восприятие художественной деятельности и фольклора; музыкальная деятельность; элементарная трудовая деятельность. |
Двигательная деятельность | 3 | Познавательная деятельность; коммуникативная деятельность; игровая деятельность |
Музыкальная деятельность | 2 | восприятие художественной деятельности и фольклора; музыкальная деятельность; игровая деятельность. |
Общее количество | 10 |
Расписание ООД
Понедельник:
9.40.-9.55 познавательная деятельность (окружающий мир)
10.10-10.25 музыкальная деятельность
Вторник:
9.40.-9.55 двигательная деятельность
10.10-10.25 познавательная деятельность (ФЭМП)
Среда:
9.40.-9.55 коммуникативная деятельность (восприятие художественной деятельности)
10.10-10.25 двигательная деятельность (на прогулке)
Четверг:
9.40.-9.55 изобразительная деятельность
10.10-10.25 двигательная деятельность
Пятница:
9.40.-9.55 изобразительная деятельность (лепка/ аппликация)
10.10-10.25 музыкальная деятельность
Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий |
Физкультурные занятия | В помещении | 2 раза в неделю по 15 минут |
На улице | 1 раз в неделю по 15 минут | |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика (по желанию детей) | Ежедневно по 5-6 минут |
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) по 15-20 минут | |
Физкультминутки (в середине статического занятия) | Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий по 3-5 минуты | |
Активный отдых | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц по 20 минут |
День здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно |
Самостоятельные подвижные и спортивные игры | Ежедневно |
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2.1 Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
– дальнейшего развития игры
– дальнейшего развития навыков самообслуживания.
В сфере развития общения со взрослым
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.
Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.
Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками
Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.
В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.
В сфере развития игры
Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития
Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к детскому саду, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований.
Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.
Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством детского сада, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.
2.2.2 Познавательное развитие
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром
Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей
Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.
2.2.3 Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития речи у детей в повседневной жизни;
– развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни
Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.
Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи
Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.
2.2.4 Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
– приобщения к изобразительным видам деятельности;
– приобщения к музыкальной культуре;
– приобщения к театрализованной деятельности.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру
Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности
Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре
Взрослые создают в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.
В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности
Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.
2.2.5 Физическое развитие
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
– развития различных видов двигательной активности;
– формирования навыков безопасного поведения.
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни
Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности
Взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений детского сада, так и на внешней ее территории (горка, беседка и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения
Взрослые создают в детском саду безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.
2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
- для детей дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы работы | Способы | Методы | Средства |
Социально – коммуникативное развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Рассматривание Игра День открытых дверей Игротека | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа | Картинки Игровые пособия Дидактический материал Макеты ТСО |
Познавательное развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Рассматривание Наблюдение Игра – экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа Вопрос - ответ | Предметы материальной культуры Натуральные объекты растительного и животного мира Реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Речевое развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Беседа после чтения Рассматривание Игровая ситуация Дидактические игры Тематическая беседа | Игровой Наглядный Практический Чтение Беседа Показ Диалог Прослушивание Повторение | Предметы материальной культуры Натуральные объекты растительного и животного мира Реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Художественно – эстетическое развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Изготовление украшений для групповых помещений к праздникам, предметов для игры, сувениров Рассматривание предметов, узоров в работах народных мастеров и произведениях, в произведениях книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи Игра Организация выставок работ Праздники | Чтение Беседа Показ Диалог Повторение Рассматривание Выполнение | Предметы материальной культуры Натуральные объекты растительного и животного мира Реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Физическое развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Интегративная деятельность Соревнование Праздник | Рассматривание Наблюдение Показ Игра Повторение Выполнение | Спортивный инвентарь Игровые пособия Макеты Раздаточный материал ТСО |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в группе должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Организация воспитательно-образовательного процесса в группе нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В группе созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, самостоятельность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Организация образовательной среды в группе стимулирует у ребенка развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому Программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, учит ребенка разумно и творчески относиться к действительности.
Схема развития деятельности ребенка такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми руководствуемся следующими положениями:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического принуждения),
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),
- открытое временное завершение деятельности (каждый работает в своем темпе).
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в группе, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
возраст | Приоритетная сфера проявления детской инициативы | Способы поддержки детской инициативы |
3-4 года | Продуктивная деятельность | - создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; - рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; - отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; - всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; - помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей: - способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; - в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе: - не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог); - учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; - уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность; - всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности. |
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строится на основе индивидуально-дифференцированного подхода и реализуется через индивидуальные, групповые формы работы. Индивидуальные формы (наблюдение, консультирование, собеседование, анкетирование, беседа, посещение семьи) позволяют своевременно реагировать на потребности семьи и оказывать ей необходимую помощь, выявлять положительный опыт семейного воспитания. Таким образом, педагоги группы получают информацию об особенностях разных категорий семей и планируют дальнейшую работу с ними.
2.6. Комплексно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
2.7. Культурно – досуговая деятельность
III. Организационный раздел
3.1 Описание материально - технического обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение группы соответствует нормативным требованиям. Технический уровень систем отопления, водоснабжения, температурный режим, размеры помещений соответствуют современным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В группе созданы условия для разностороннего развития детей с учетом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей.
В состав группы входит приемная, групповая, спальня, буфетная, туалетная.
На территории детского сада имеется прогулочная площадка. Для защиты детей от солнца и осадков установлена крытая веранда. Прогулочная площадка оборудована малыми игровыми формами в соответствии с возрастом детей и песочницей.
Повысить качество образовательного процесса позволяет использование информационных компьютерных технологий. В группе имеются 1 телевизор.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (далее – РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (см. раздел 3.9.Перечень нормативных и нормативно-методических документов).
Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за Организацией право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС Организации должна учесть особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия и пр.).
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии со Стандартом возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.
В соответствии со Стандартом РППС Организации должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений Организации, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей, создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В Организации должна быть обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для детей с ограниченными возможностями в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях организации должно быть достаточно места для специального оборудования.
Предметно-пространственная среда организации должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.
В организации должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
В организации могут быть созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
Компьютерно-техническое оснащение организации может использоваться для различных целей:
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;
– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
– для обсуждения с родителями (законными представителями)детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.
Для организации РППС в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой организации, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребенка.
3.3 Традиционные события, праздники, мероприятия.
Данное планирование рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять траектории своей деятельности, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
Примерное планирование событий, праздников, мероприятий на год, проходят во всем детском саду при помощи погружения в среду и деятельность, заканчиваются итоговым мероприятием, в группах дети с воспитателем самостоятельно выстраиваю траекторию движения и план действий согласно интересам, потребностям и возможностям
Праздник, событие, мероприятие | Месяц | Место проведения | Ответственный |
«Золотая осень» | октябрь | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
Праздник «День матери». | ноябрь | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
Праздник «Новый год». | Декабрь | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
Праздник «День Защитника Отечества» | Февраль | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
Сагаалган | Февраль | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
Международный женский день. | Март | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
Бал. Прощание с детским садом | Май | Группа | Воспитатель, муз.руководитель |
3.4. Описание части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Описание условий реализации парциальных образовательных Программ представлены в организационном разделе Программы, в полной мере позволяют осуществлять образовательную деятельность по парциальным образовательным программам. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и инвентарем.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор-Составитель | Наименование издания | Издательство |
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | М. Мозаика – Синтез, 2014. |
И.И Карелова | Познавательно – речевое и социально – личностное развитие детей от года до 6 лет | Волгоград: Учитель, 2013. |
Н.Ф. Губанова. | Игровая деятельность в детском саду | М.: Мозаика – Синтез, 2008. |
Н.А.Ветлугина | Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. | М.: Просвещение, |
Л.Ф.Островская | Почему ребенок не слушается | М: Просвещение |
Е.Н.Михина | Развивающие игры для детей 2-7 лет | Волгоград: Учитель, 2012. |
В.И.Петрова, Т.Д.Стульник | Нравственное воспитание в детском саду | М.: Мозаика –Синтез, 2008. |
Р.В.Тонкова-Ямпольская | Воспитателю о ребенке дошкольного возраста | М.: Просвещение |
«Познавательное развитие»
Автор Составитель | Наименование издания | Издательство |
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | М. Мозаика – Синтез, 2014. |
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Младшая группа | Волгоград: Учитель,2014. |
О.В.Дыбина | Занятия по ознакомлению с окружающим миром | М.: Мозаика- Синтез,.2013. |
Л.Ф.Островская | Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников | М.: Просвещение |
З.А.Ефанова | Познание предметного мира : комплексные занятия, младшая группа | Волгоград: Учитель, 2013. |
К.Ю.Белая | Формирование основ безопасности у дошкольников. | М.: Мозаика – Синтез, 2014. |
Э.Я.Степаненкова | Дошкольникам о правилах дорожного движения | М.: Просвещение |
В.Ю.Дьяченко | Маленькие шаги в большой мир: занятия с дошкольниками по окружающему миру | Волгоград: Учитель,2008. |
Л.В.Куцакова Т.С.Комарова | Трудовое воспитание в детском саду. | М.: Мозаика – Синтез, 2006. |
А.А.Смоленцева | Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием | М.: Просвещение |
Ю.А.Вакуленко | Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры | Волгоград: Учитель, 2008. |
«Речевое развитие»
Автор Составитель | Наименование издания | Издательство |
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | М.: Мозаика – Синтез, 2014. |
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа | М.: Мозаика – Синтез, 2014. |
В.И.Логинова | Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада | М.: Просвещение |
В.В.Гербова | Занятия по развитию речи в младшей группе | М.: Мозаика – Синтез, 2010. |
Г.С.Швайко | Игры и игровые упражнения для развития речи | М.: Просвещение |
Л.Н.Калмыкова | Здравствуй, пальчик! Как живёшь? | Волгоград: Учитель, 2015. |
Н.Л.Стефанова | Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи | Волгоград: Учитель, 2013. |
Э.П.Короткова | Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию | М.: Просвещение |
«Художественно-эстетическое развитие»
Автор Составитель | Наименование издания | Издательство |
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | М.: Мозаика – Синтез, 2014. |
Н.Н.Леонова | Художественно – эстетическое развитие детей | Волгоград: Учитель, 2014. |
Т.С.Комарова | Изобразительная деятельность в детском саду | М.: Мозаика – Синтез, 2010. |
И.Агапова | Аппликация, конструирование из строительного материала | М.: ООО «ИКТЦ Лада», 2009. |
Н.Ф.Губанова | Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей | М: ВАКО, 2011. |
Т.А.Шорыгина | Стихи к детским праздникам | М: ТЦ Сфера, 2017 |
Т.Б.Ладыгина | Стихи к весенним детским праздникам | М.: ТЦ Сфера, 2014 |
Т.Б.Ладыгина | Стихи к зимним детским праздникам | М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Т.Б.Ладыгина | Стихи к осенним детским праздникам | М.: ТЦ Сфера, 2014. |
Н.В.Зарецкая | Сценарии праздников для детского сада. | М.: Айрис-пресс, 2006. |
Е.Ю.Шушакова | Праздничные сценарии для детского сада | М: Айрис-пресс, 2008. |
Т.И.Кандала | Занимаемся, празднуем, играем; сценарии совместных мероприятий с родителями | Волгоград: Учитель |
Н.Н.Луконина | Утренники в детском саду: сценарии о природе | М: Айрис-пресс, 2006. |
О.П.Власенко | Праздник круглый год. Утренники, развлечения и вечера досуга в детском саду | Волгоград: Учитель, 2007. |
«Физическое развитие»
Автор | Название | Издательство |
Э.Я.Степаненкова | Физическое воспитание в детском саду. | М.: Мозаика –Синтез, 2006. |
В.И.Ковалько | Азбука физкультминуток для дошкольников. | М.: ВАКО, 2010 |
Л.И.Пензулаева | Физкультурные занятия с детьми 3-5 лет | М. Мозаика-Синтез, 2010. |
Л.И.Пензулаева | Физическая культура в детском саду | М. Мозаика-Синтез, 2008. |
В.А.Андерсон | Физическое воспитание детей дошкольного возраста. | М.: Просвещение. |
В.А. Шишкина | Движение + движения. | М.: Просвещение |
П.П. Буцынская | Общеразвивающие упражнения в детском саду. | М.: Просвещение |
Г.И. Погадаев | Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников. | М.: Школьная пресса, 2003 |
Т.Л. Анисимова | Формирование правильной осанки. | Волгоград: Учитель, 2009. |
Е.И. Подольская | Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей с 3-7 лет. | Волгоград: Учитель, 2009. |
Приложение
Копилка игр, используемых в образовательном процессе с учетом
целевых ориентиров ФГОС ДО
Целевые ориентиры | Тип игры | |||
Подражательно-процессуальная | Драматические | С правилами по сюжету | Без сюжета | |
Название игры | ||||
1.1. ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; | «Самолёты», «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гуси-гуси», «Птица и птенчики», «Кто как кричит» | «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др. игры по рассказам и сказкам – ребёнок выполняет определённую роль | «У медведя во бору», «Строители», «Лиса и зайцы», Сюжетно-ролевые игры | Конструирование, игры с песком, природным материалом, водой |
1.2. использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; | «Накорми куклу», «Собираем куклу в гости», «Рисуем дом мишутке», «Нарисуем дом мишутке» | Рассказывание потешек «Водичка-водичка», «Магазин», | Сюжетные игры, «Семья», «Транспорт» и т.п.), | «Часы тикают» |
1.3. владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; | «Кто, что услышит», «Узнай по звуку», «угадай, что делать», «Кто внимательный», «Солнышко и дождик», «Сделай, что я скажу» «Пузырь», «Паровоз», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Как мы птичек кормили» | «У зайчика в гостях» «Воробушки и автомобиль», «Курочка и цыплята» |
| «Бабочка, лети», «Капитаны» Конструирование, игры с песком, природным материалом, водой |
1.4. стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; | «Кукла Катя встречает гостей», «Собираемся в гости» | «Раздувайся пузырь» | Сюжетные игры «Семья», «Врач», «Магазин» | «Вместе шагаем по дорожке» |
1.5. проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; | «Ладушки» | «Мы весёлые ребята» |
|
|
1.6. проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | «Быстрее-медленнее», «Запомни и повтори» «По лесной лужайке», «Вышла курочка гулять» | «Баю- баюшки,- баю», Обыгрывание сказок (например, «Колобок», «Репка») |
| «Барабанщики», «Оркестр» |
1.7 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). | «Кто выше», «А ну, догони», «На горку», «Походи и побегай» | «Лошадки», «Птички», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору» | «Весёлый мяч», «Идём по мостику», «Тучи и ветер» | «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Перешагни через верёвочку», «Бегите ко мне», «Качели-карусели» |
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: |
|
|
|
|
1.1. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | «Мартышки», «Cтуколка» | «Теремок», «Федорино горе» Театрализованные игры по сюжетам сказок | «Семья», «Больница», «Школа», «Библиотека», «Транспорт», «Парикмахерская» и др. сюжетно-ролевые игры, «Строим новый город» | Постройки из песка, игры с водой, конструирование из бумаги, игры с конструктором, со строительным материалом |
1.2. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных |
| Обыгрывание сказок с трансформацией, хороводные игры («Каравай») | «Семья», «Больница», «Школа», «Библиотека», «Транспорт», «Парикмахерская»
| Словесные игры с правилами: «Кто летает?», «Скажи наоборот», «Нагружаем пароход», «Ручеёк», «Выставка игрушек» |
1.3. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | «Задуманное действие», «Молчаливое собрание», «Узнай кто» | «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», обыгрывание сказок, стихов, художественных произведений | «Путешествие», «Капитан», «Моряки», «Музей», «Полёт в космос» | «Будь внимательный», «Найди своё место» |
1.4. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; |
| «Фанты» | «Кузовок», «Путешествие по городам», «Строители» | «Отгадай слово», «Портрет», «Угадай, что задумано», «где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто в домике живёт», «Угадай, о чём рассказали», «Мой весёлый, звонкий мяч», «испорченный телефон». |
1.5. у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; | «Змейка», пальчиковые игры | «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Совушка-сова» | «Классы», «Поймай лягушку», «Кошки-мышки» «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», и др. подвижные игры по возрастам, «Космические спасатели» | «Парный бег», «Весёлые соревнования», «Кто дальше», «Верёвочка под ногами», «Серсо», «Кольцеброс», «Школа мяча», «Резиночка», «Кто больше», «Не урони шарик», «Быстрые ральцы», «Перетягивание каната», «Ловишки» |
1.6. ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
| «Что будет, если» | «Транспорт», «Школа», «Детский сад», «Пожарные», «Больница», «Строители», «Почта» | «Что будет если», «Огонь - друг, огонь - враг», «Кто больше назовёт действий», «Нам на улице не страшно» |
1.7. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | «Урок пения и музыки», «Рыбаки» | «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Лесная академия» | «Разведчики», «Радио», «Зоопарк», «Ферма», «Семья», «Больница», «Школа» «Транспорт», «Школа», «Детский сад», «Пожарные», «Больница», «Строители», «Почта» | «Отгадай-ка», «Лото», «Найди пару», «Найди похожую», «Четвёртый лишний», «Что бывает такого цвета», «Найди половинку», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Чего не хватает», «Чего на свете не бывает», «Испечём пирог», «Что случилось», «кому какое угощение», «Какое время года (погода, который час)» |
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация Программы
Программа ориентирована на детей 3-4 лет, учитывает индивидуальные особенности детей и их семей.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цели, задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области определяется целями и задачами Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется:
- в процессе организованной образовательной деятельности (занятия),
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
В образовательной программе определены необходимые условия для её реализации. Это, прежде всего, пространство группы и участка, безопасная мебель, игрушки разного назначения, игры, удовлетворяющие потребности детей в движении, познании окружающего мира, профессиональные кадры и взаимодействие с семьями воспитанников. Основными направлениями взаимодействия являются взаимопознание и взаимоинформирование, совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Взаимодействие с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. Инициатором могут выступать как педагоги, так и родители.
Только совместная работа семьи и педагогов группы способна обеспечить создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"
Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....
Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)
Рабочая программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...
Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...
Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)
Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...
Рабочая программа вторая младшая группа составлена на основе примерной программы "От рождения до школы"
Рабочая программа для воспиаттелей младших групп, работающих по программе "От рождения до школы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...
Рабочая программа второй младшей группы на основе основной образовательной программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Настоящая рабочая программа разработана воспитателем МБДОУ ДС №48«Одуванчик» г.Светлоград Клочковой Татьяной Валерьевной.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани...