Сборник музыкальных игр для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста "Игры для настроения"
методическая разработка

Дуванова Ирина Владимировна

В сборнике представлены методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и практический материал, который может быть использован педагогами ДОО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г.Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята»)

ИГРЫ

ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ

Сборник музыкальных игр

для развития эмоционального интеллекта

детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\дуванова\опыт работы\istockphoto-1227064104-612x612.jpg

                                                                                                                                Составитель

                                                                            музыкальный руководитель

                                                                                                      Дуванова И.В.

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка___________________________________________2

2. Раздел I. Методическое обоснование________________________________4

3.Раздел II. Содержание музыкально-игровой деятельности_______________7

4. Приложения ___________________________________________________15

5. Список использованной литературы _______________________________20


Пояснительная записка

«Дошкольный возраст - фундамент общего развития личности, дающий старт тем качествам, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. Следовательно, одним из направлений дошкольного воспитания является развитие интегративных качеств ребенка, которые он может и должен приобрести в этот период». [8, с.8]

На современном этапе развития системы дошкольного образования эмоциональной сфере ребенка придается особое актуальное значение. ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития дошкольника. В Стандарте определено основное содержание работы в области социально-коммуникативного развития: «...развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.» (п. 2.6.).

Во ФГОС ДО обозначены планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров. В процессе освоения программы ребенок может приобрести следующие качества, относящиеся к эмоциональной сфере: «…ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.» (п.4.6).

 «Изучение ЭИ перевернуло взгляды ученых на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешной жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями ЭИ, а именно:

- комплексом умений контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливали через край»,  определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их), эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

- комплексом способностей сознательно влиять на свои эмоции, использовать свои эмоции на благо себя и окружающих, распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему» [10, с.169]

Эффективным методом развития эмоций и их управления у детей является игровая деятельность. Игра, ведущий вид деятельности в дошкольном детстве (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович), способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка. Игровая деятельность выполняет основную задачу в развитие ребенка старшего дошкольного возраста, способствуя его адаптации к внешнему социуму. При этом обогащается его эмоциональный мир, появляются новые значения и смыслы. Наблюдая за воплощением ролей, можно спрогнозировать развитие различных личностных качеств. При этом игра, отражая психологию ребенка, способствует формированию личности, подводит к осознанию ценности собственной индивидуальности и индивидуальности окружающих людей, исходя из их социального, духовного и культурного положения (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Е. Е. Кравцова и др.)

Музыка представляет собой средство развития ЭИ. «Музыка прежде всего - путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» (Б.М. Теплов). «Музыка, являясь искусством абстрактным, эффективно развивает наш интеллект, а будучи еще и искусством эмоциональным, помогает активизировать и понять разнообразные эмоции» (Н.А.Зубачевская). "Музыка - модель человеческих эмоций" (Б.Танеев). Современные педагоги А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская, утверждают, что «музыка - искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах». [7, с.162]

Объединение и координация этих видов детской деятельности может стать основой развития эмоционального интеллекта дошкольников и реализовываться в интегративном виде деятельности.


РАЗДЕЛ I

Методическое обоснование

Эмоциональный интеллект (далее ЭИ) – это комплекс навыков и способностей, характеризующихся восприятием, интеграцией, пониманием эмоций и управлением эмоциональными состояниями.

«Структура ЭИ детей старшего дошкольного возраста включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоциональный компонент представляет собой чувственный аппарат ЭИ. Когнитивный компонент включает в себя оценку посредством понятий и суждений, он корректирует эмоциональные переживания детей, делая их более соразмерными ценности переживаемых объектов. Поведенческий компонент проявляется через эмоциональную саморегуляцию, вербальное и невербальное выражение эмоций детьми». [6, с.60] Следовательно, развитие ЭИ должно представлять систему поэтапного развития каждого компонента. Этот тезис положен в основу модели развития ЭИ, представленной в сборнике.

C:\Users\дуванова\опыт работы\опыт2\приложения\МОДЕЛЬ2.jpg

Модель состоит из четырех блоков:

- Первый блок – эмоциональное восприятие – способность идентифицировать эмоциональные явления. Задача – формировать представления о базовых эмоциях с помощью музыкальных эмоционально-сенсорных игр;

- Второй блок – эмоциональная интеграция – способность усиления мышления с помощью эмоций. Задача – формировать умение определять свои чувства, сознательно влиять на свои эмоции с помощью музыкальных эмоционально-сенсорных и эмоционально-экспрессивных игр;

- Третий блок – способность понимания и адекватного выражения эмоциональных состояний. Задача – развивать навыки выражения чувств, эмоциональных переживаний в музыкальных эмоционально-экспрессивных играх;

- Четвертый блок – способность управлять эмоциями. Задача – развивать навыки саморегуляции, эмпатию, коммуникативные навыки с помощью музыкальных эмоционально-сенсорных и эмоционально-экспрессивных игр.

Содержание музыкально-игровой деятельности составили игры из пособий «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» (музыкально-дидактические игры Э.П. Костиной), «Коммуникативные танцы-игры для детей» (А.И. Бурениной), адаптированы игры из программы Ежковой Н.С. «Эмоционального развития детей дошкольного возраста».

Содержание музыкально-игровой деятельности

Виды игр на развитие ЭИ

Содержание

эмоционально-сенсорные игры

музыкально-дидактические игры

эмоционально-эксперессивные игры

игры с пением, музыкально-игровые этюды, коммуникативные танцы-игры, фольклор, игры-импровизации

Основная форма организации образовательного процесса – музыкальная игра. Музыкальные игры вводились в организованную музыкальную деятельность, включались в совместную деятельность педагога и детей с учетом принципов систематичности и последовательности:

1. ООД проводилась по расписанию 2 раза в неделю в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющим проводить музыкальные игры на развитие ЭИ;

2. Совместная образовательная деятельность организовывалась в различные режимные моменты и являлась частью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии планом воспитательно-образовательной деятельности (перед зарядкой, во второй половине дня, на прогулке).

Условиями реализации музыкальных игр с целью развития эмоционального интеллекта выступают:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру;

2. Понимание детьми смысла и содержания игры, ее правил, идеи каждой игровой ситуации;

3. Игра должна охватывать все стороны эмоциональной сферы человека;

4. Учитывать жизненный и игровой опыт детей, их интересы и настроения.

Методы в процессе развития эмоционального интеллекта детей средствами музыкально-игровой деятельности должны сочетать в себе принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения эмоций, выразительных свойств музыкальных явлений. Следовательно, педагогический процесс должен включать комплекс методов и средств как целостный механизм поэтапного развития ЭИ воспитанников.

1. методы организации и осуществления деятельности:

- выразительный показ педагога;

- использование наглядных средств;

- использование активных словесных методов (беседа, анализ, обсуждение).

2. методы стимулирования деятельности и поведения, которые создают ситуацию успеха: - поощрение; похвала; награда.

3. методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса:

- наблюдение за эмоциональными проявлениями детей в музыкально-игровой деятельности, поведением, характером общения;

- создание игровых ситуации, диагностирующих уровень развития эмоционального интеллекта детей;

- обыгрывание проблемных ситуаций, в основе которых лежат когнитивные схемы эмоционального содержания.

Средствами развития ЭИ являются преобладающие виды деятельности: игровая и музыкальная (слушание, пение, музыкально-ритмические движения), в их интеграции.


РАЗДЕЛ  II

Содержание музыкально-игровой деятельности

Эмоционально-сенсорные игры

1. Подвижная игра «Волшебный паровозик» (I вариант)

Программное содержание: 

Познакомить с базовыми эмоциями: удивление, радость, страх, грусть, гнев (злость), удовольствие.

Ход:

Педагог предлагает отправиться в страну настроений на волшебном паровозике. Мы будем делать остановки на разных станциях, названия городов нам пока неизвестны, но на каждой станции нас будет встречать житель этого города, который поможет нам определить, в город какого настроения нас привез паровозик.

Оборудование, музыкальный репертуар:

Пиктограммы с эмоциями; Фонограмма «Я веселый паровозик».

2. Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно»

Программное содержание:

Эмоционально воспринимать пьесы различного характера, откликаться на настроения, переданные в них.

Ход:

Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив об этом детей. Они должны определить ее звучание и обозначить настроение, подняв карточку с каким-либо определенным изображением, соответствующем характеру музыки.

Оборудование, музыкальный репертуар:

Три карточки с изображением мальчика улыбающегося, грустного, со спокойным сосредоточенным выражением лица.

«Три настроения» Г. Левкодимова.

3. Музыкально-дидактическая игра «Три тучки»

Программное содержание: 

Развитие умения различать характер музыки, формировать эмоциональную отзывчивость детей

Ход:

Педагог показывает детям изображения тучек (без лиц) и говорит, что одна из них – Тучка-плакучка, другая – Тучка-злючка, а третья – Тучка-резвушка. Детям предлагается определить характер каждой тучки по звучанию музыки и выбрать соответствующее лицо. Далее звучат музыкальные фрагменты, а дети определяют, какой тучке какое настроение подходит.

Оборудование, музыкальный репертуар:

3 изображения тучек, сменные изображения эмоций.

Д. Кабалевского «Три подружки» (Плакса, Злюка и Резвушка)

4. Музыкально-дидактическая игра «Вини-Пух и его друзья»

Программное содержание: 

Учить чувствовать и эстетически переживать музыку; учить понимать содержание - настроение, переданное в музыке и соотносить его с картинкой.

Ход:

Педагог предлагает, посмотрев на картинки, вспомнить в какие истории Вини-Пух попадал со своими друзьями, какое при этом настроение было у Вини-Пуха и у его друзей. Затем говорит: «Давайте, послушаем музыкальную пьесу и отгадаем какое настроение сейчас у Вини Пуха и его друзей. Послушайте музыку, отгадайте настроение и положите фишку рядом с той картинкой, которая как вы считаете, подходит»

Звучит пьеса «В садике».

После прослушивания пьесы, дети обсуждают настроение музыкального произведения и картинку, которая подходит к нему. Затем вызывается один ребенок, который  отмечает картинку с весёлым Вини Пухом красной фишкой.

Игра продолжается дальше по аналогии.

Оборудование, музыкальный репертуар:

Сюжетные картинки с изображением:

- радостного медвежонка Вини Пуха,

- задумчивого медвежонка Вини Пуха,

- грустного ослика Иа,

- падающего с дерева тигрёнка Тигры.

Фишки фиолетово, красного, зеленого и синего цвета.

Пьеса «Раздумье» С. Майкапар; пьесы из альбома «Бирюльки» С. Майкапара «В садике», «Сиротка», «Тревожная минутка».

Эмоционально-экспрессивные игры

1. Песенка-приветствие «Мы друг другу рады»

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения чувств, эмоций различными средствами (словом, мимикой, пластикой), коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход:

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает послушать песню и определить о чем в ней поется. Исполняется песня. В процессе беседы выясняется ее содержание и характер. Затем педагог предлагает поиграть в веселую игру, где мы будем рассказывать, как мы друг другу рады (разучивается песня с движениями).

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма Е. Котышевой «Мы друг другу рады»

4. «Мимическая разминка»

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения чувств, эмоций различными средствами (словом, мимикой, пластикой)

Ход:

Педагог предлагает послушать песню и определить о чем в ней поется. Исполняется песня.

1. Вот мы сердимся с тобой,

Вот мы веселимся,

Вот немножко погрустим,

А теперь боимся,

2. Весело кривляемся,

Вместе удивляемся,

Все такие важные,

Ух, какие страшные!

3. Вот мы радуемся все,

вот мы огорчились,

мы все строгие такие, -

Вот мы все какие!

В процессе беседы выясняется ее содержание и характер. Педагог предлагает показать эмоции, которые прозвучали в песне. Дети, смотрясь в зеркало, вместе с педагогом  пробуют мимикой показать радость, печаль, удивление, страх, злость, гордость. Затем игра проводится под муз. сопровождение.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Помещение с зеркальной стеной или маленькие зеркала на каждого ребенка.

Попевка «Вот мы все какие» И.Дуванова

5. «Передай настроение»

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения чувств, эмоций различными средствами (словом, мимикой, пластикой), коммуникативные навыки, чувство партнерства.

Ход:

Дети стоят в кругу. Педагог говорит, что мы будем передавать по кругу друг другу настроение под музыку. Слушание музыкального произведения, определение его характера. Педагог уточняет, как можно показать радостное и грустное настроение. Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма «Весело-грустно» Л.В.Бетховен

6. Подвижная игра «Горошина»

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения чувств, эмоций различными средствами (словом, мимикой, пластикой)

Ход:

Игровая ситуация «я нашла горошину» - педагог показывает детям небольшой зеленый шарик и говорит, что нашла «горошину»; затем исполняет попевку «Горошина»; знакомит с содержанием игры (объяснение правил игры):

-дети стоят в кругу, водящий идет внутри круга, после первой фразы останавливается и отдает «горошину» ребенку, возле которого остановился, закрывает глаза; дети передают «горошину» друг другу по кругу; с окончанием попевки «горошина» остается у ребенка, который прячет ее за спину, остальные дети тоже убирают руки за спину; ребенок с «горошиной» изображает радость, остальные грусть; все произносят «Раз, два, три! По улыбке горошину найди!»; ведущий открывает глаза и определяет, кто «нашел горошину»; водящим становится ребенок, который «нашел горошину»; игра повторяется.

Оборудование, музыкальный репертуар.

«Горошина» (небольшой зеленый шарик); Фонограмма р.н.п. «Горошина»

7. «Маленький народ» (I вариант)

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения чувств, эмоций различными средствами (словом, мимикой, пластикой)

Ход:

Дети стоят врассыпную, педагог - перед детьми, лицом к ним.

Педагог предлагает отправится в сказочный город, где все жители очень выразительно показывают свои эмоции. Исполняется песенка-попевка, на слова «Один дядя – вот такой», педагог поднимает пиктограмму, дети должны превратиться в такого «дядю».

Оборудование, музыкальный репертуар.

Пиктограммы с эмоциями, «Маленький народ» Д. Хармс; И.Дуванова

8.Русская народная игра «Горелки»

Программное содержание: 

Развивать эмпатию, коммуникативные навыки, учить понимать чувства других людей, адекватно на них реагировать;

воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход:

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает разучить русскую народную игру «Горелки», в которую играли на Руси с древних времен. В этой игре есть небольшая песенка-закличка (исполняет песенку), предлагает детям пропеть ее вместе с ним. Объясняет правила: у кого в руках платочек, тот начинает игру, он - ведущий «горельщик». Все поют закличку, ведущий идет внутри круга, помахивая платочком. С окончанием пения, ведущий останавливается возле двух игроков, платочек протягивает между ними. Эти два игрока сейчас будут соревноваться за право быть «горельщиком». После считалки им надо обежать круг с разных сторон и схватить платочек. Кто прибегает первым и выхватывает платочек, становится водящим. «Горельщик» просит прощение у проигравшего игрока и продолжает игру.

Педагог заостряет внимание на этом правиле игры. Проводится беседа, почему «горельщику» необходимо попросить прощения, какие чувства испытывает проигравший. Игра проводится несколько раз.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Яркий платочек. Русская народная закличка «Гори, гори ясно»

Коммуникативные игры

1. Подвижная игра «Друга выбирают наши ребятишки»

Программное содержание: 

Развивать динамические стороны общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению; эмпатию, эмоциональность и выразительность средств общения; раскрепещенность, уверенность в себе; ощущение эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе.

Ход:

Педагог предлагает представить ситуацию, что сегодня мы все встретились впервые, мы друг друга еще не знаем, но очень хотим познакомиться, чтобы приобрести новых друзей. Уточняется понятие «друг», «знакомство». Помогать знакомиться нам будет веселая песенка (исполняет песню).

Весело шагают наши ребятишки,

Друга выбирают наши ребятишки.

Здравствуй, здравствуй, здравствуй,
Милый друг!

Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг!

Мне ты, мне ты, мне ты улыбнись!

На носочках тихо покружись!

Затем разучивается игра: на первую часть музыки дети ходят врассыпную, с остановкой музыкального сопровождения дети поворачиваются друг к другу, встают в пару, называют друг другу имя. На вторую часть музыки выполняют движения по тексту: здороваются, улыбаются, кружатся в паре, обнимаются. Игра проводится несколько раз, обращается внимание, что каждый следующий раз дети должны вставать в пары с новым партнером, искать нового друга, чем больше друзей, тем веселей.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмм «Здравствуй, милый друг» И.Дуванова

2. Коммуникативный танец «Вальс друзей»

Программное содержание: 

Развивать динамические стороны общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению; эмпатию, эмоциональность и выразительность средств общения; раскрепещенность, уверенность в себе; ощущение эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе.

Ход:

Игровая ситуация организуется по аналогии с предыдущей, только помогать знакомиться друг с другом будет «Вальс».

Разучивание игры: дети стоят парами (лицом друг к другу) свободно по всему залу. На первую часть выполняют движения: кружатся в парах, выполняют приставной шаг назад-вперед. На вторую часть выполняют 4 хлопка, «прощаются» и находят нового партнера. Игра повторяется несколько раз.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма «Вальс» С.Коротаевой.

3. Русская народная игра «Ручеек с платочком»

Программное содержание: 

Развивать динамические стороны общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.

Ход:

Педагог предлагает детям познакомиться с русской народной игрой «Ручеек». Дети встают в пары по центру зала, соединенные руки поднимают вверх. У ведущего (у которого нет пары) в руках платочек. Ведущий становится сзади всех. С началом музыки ведущий проходит между парами и выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары, при этом извиняясь за то, что забирает партнера; новая пара проходит по выстроенному «ручейку» вперед и становится первой парой; новый ведущий продолжает игру дальше.

Игра длится, пока звучит музыкальное сопровождение.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Яркий платочек. Русская народная мелодия.

Игры на развитие рефлексии

1. Игра-импровизация «Веселая песенка»

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения радости словом, мимикой, пластикой.

Ход:

Педагог знакомит детей с песней, выясняет ее содержание и характер. затем предлагает детям изобразить лицом и движениями о чем поется в песне. Дети инсценируют песню.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма «Веселая песенка» Г.Струве

2. Игра-импровизация «Грустная песенка»

Программное содержание: 

Развивать навыки выражения грусти словом, мимикой, пластикой.

Программное содержание: 

Педагог знакомит детей с песней, выясняет ее содержание и характер. затем предлагает детям изобразить лицом и движениями о чем поется в песне. Дети инсценируют песню.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма «Грустная песенка» Г.Струве

3. Игра-импровизация «Маскарад эмоций»

Программное содержание: 

Развивать самостоятельность применения усвоенных знаний и способов музыкальной деятельности для решения новых задач, умение преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и воплощать его в музыкально-игровой деятельности.

Ход:

Педагог предлагает устроить маскарад настроений. Уточняется понятие «маскарад» (это праздник, на котором все в масках). Ребята должны задумать настроение, подумать, как это настроение можно передать. Под музыкальное сопровождение дети ходят врассыпную, исполняется песня:

Это что за маскарад: чувства вышли на парад!

Удивленье, страх  и грусть,

Радость здесь возникнуть пусть.

Приготовься и  смотри: фигура эмоций на месте замри!

С окончанием музыки, дети замирают; взрослый отгадывает, какое настроение загадал ребенок.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Попевка «Замри на месте» С. Юдина; И. Дуванова

4. Игра-импровизация «Маленький народ» (II вариант)

Программное содержание: 

Развивать самостоятельность применения усвоенных знаний и способов музыкальной деятельности для решения новых задач, умение преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и воплощать его в музыкально-игровой деятельности.

Ход:

Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания песни разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Песня «Маленький народ» Д. Хармс; И.Дуванова

5. Игра-импровизация «Волшебный Паровозик» (II вариант)

Программное содержание: 

Развивать самостоятельность применения усвоенных знаний и способов музыкальной деятельности для решения новых задач, умение преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и воплощать его в музыкально-игровой деятельности.

Ход:

Педагог предлагает отправиться в страну настроений на волшебном  паровозике. Мы будем делать остановки на разных станциях, названия городов нам пока неизвестны, но на каждой станции нас будет встречать музыка разного звучания, которая поможет нам определить, в город какого настроения нас привез паровозик.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Пиктограммы с эмоциями, Фонограмма «Я веселый паровозик»,

Музыкальные произведения различного характера, уже знакомые детям.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методические рекомендации

«Создание условий развития эмоционального интеллекта

в музыкально-игровой деятельности»

1. Музыкальные игры, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать художественно-педагогическим требованиям, способствующим пробуждению и развитию эмоционального интеллекта:

- быть художественными;

- эмоционально насыщенными;

- содержательными и занимательными по сюжету;

- мелодичными;

- простыми по форме и доступными по содержанию.

2. Необходимо подчинить игровые действия сознательно-выразительной интерпретации, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе развития эмоционального интеллекта детей средствами музыкально-игровой деятельности играют принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения эмоций, выразительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования наглядных методов обучения, которые способствуют образованию музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкально-эмоциональных образов. К ним относятся:

- выразительный показ педагога;

- использование наглядных средств;

- использование активных словесных методов (беседа, анализ, обсуждение).

3. Музыкальные игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать в музыке эмоциональную составляющую и ярче проявить ее в деятельности. Для достижения этой цели педагогу необходимо использовать метод стимулирования деятельности и поведения, который создает ситуацию успеха, основными приемами которого являются: поощрение; похвала; награда.

4. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста долгосрочный процесс, который должен постоянно отслеживаться педагогами с использованием методов контроля и анализа эффективности воспитательного процесса. Для этого использовать:

- наблюдение за эмоциональными проявлениями детей в музыкально-игровой деятельности, поведением, характером общения;

- создание игровых ситуации, диагностирующих уровень развития эмоционального интеллекта детей;

- обыгрывание проблемных ситуаций, в основе которых лежат эмоциональные составляющие.


Приложение 2

Методика

«Диагностика эмоционального интеллекта у детей 5-7 лет»

автор Ю.А. Афонькина

Цель - изучить показатели эмоционального интеллекта у детей 5-7 лет.

Метод: эксперимент, беседа.

Материал: карточки с графическим изображением лиц, выражающих удовольствие, радость, грусть, страх, гнев, удивление.

Ход обследования: исследование проводится индивидуально с каждым ребенком; детям предлагается выполнить практические задания серии 1, 2, 3; серия 4 проводится в форме беседы.

Серия 1 «Оценка использования мимики и пантомимы при демонстрации заданных эмоций». Ребенка просят изобразить (с помощью мимики и пантомимы) радостного, грустного, чувствующего страх, разгневанного, удивленного, довольного мальчика (девочку).

Критерии оценки:

- эмоцию изображают правильно, используя богатую мимику и пантомиму – 3 балла;

- эмоцию изображают правильно, но мимика и пантомима бедны – 2 балла;

- эмоцию изображают схематично, ориентируясь лишь на знак эмоции (положительная или отрицательная) 1 балл;

- затрудняется изобразить эмоцию, используя мимику и пантомиму, отказывается от выполнения задания или изображает эмоцию неадекватно – 0 баллов.

Обработка данных: Данные вносятся в диагностическую карту оценки использования мимики и пантомимы при демонстрации заданных эмоций, составляется таблица распределения детей по уровням использования мимики и пантомимы при демонстрации заданных эмоций. Высокий уровень: от 18 до 13 баллов; средний уровень: от 12 до 6 баллов; низкий уровень: от 5 до 0 баллов.

Серия 2 «Оценка использования речевых средств при демонстрации заданных эмоций». Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, со страхом, разгневанно, удивленно, с удовольствием.

Критерии оценки:

- эмоцию изображают правильно, используются разнообразные речевые средства – 3 балла;

- эмоцию изображают правильно, но речевые средства бедны – 2 балла;

- в речи передает лишь знак эмоции (положительная или отрицательная), речь бедна – 1 балл;

- затрудняется изобразить эмоцию, используя речевые средства, отказывается от выполнения задания или выражает эмоцию неадекватно – 0 баллов.

Обработка данных: данные вносятся в диагностическую карту оценки использования речевых средств при демонстрации заданных эмоций, составляется таблица распределения детей по уровням использования речевых средств при демонстрации заданных эмоций. Высокий уровень: от 18 до 13 баллов; средний уровень: от 12 до 6 баллов; низкий уровень: от 5 до 0 баллов.

Серия 3 «Оценка идентификации графического изображения эмоций». Ребенку по одной предъявляются карточки с графическим изображением лиц, выражающих удовольствие, радость, грусть, страх, гнев, удивление, с вопросом: «Какое это лицо?».

Критерии оценки:

- правильно и уверенно идентифицирует графическое изображение эмоции – 3 балла;

-правильно идентифицирует графическое изображение эмоции, но не уверен в правильности своего ответа – 2 балла;

-  неточно идентифицирует графическое изображение эмоции –  1 балл;

- затрудняется идентифицировать графическое изображение эмоции, отказывается от выполнения задания  – 0 баллов.

Обработка данных: данные вносятся в диагностическую карту оценки идентификации графического изображения эмоций, составляется таблица распределения детей по уровням идентификации графического изображения эмоций.  Высокий уровень: от 18 до 13 баллов; средний уровень: от 12 до 6 баллов; низкий уровень: от 5 до 0 баллов.

Серия 4  «Оценка понимания эмоциональных состояний людей». Ребенку предлагают ответить на вопросы об эмоциональных состояниях людей и объяснить свой ответ. 1-й вариант беседы содержит вопросы о причинах возникновения эмоций:

1.Когда человек получает удовольствие?  

2.Когда человек радуется?    

3.Когда человек грустит?

4.Когда человеку бывает страшно?    

5.Когда человек злится?      

6.Когда человек удивляется?

2-й вариант беседы - вопросы об эмоциях и чувствах, испытываемых людьми в заданных ситуациях:

1.Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?  

2.Что почувствует девочка (мальчик), когда ей (ему) подарят куклу (Лего)?    

3.Что почувствует девочка (мальчик), когда подруга (друг) пообещает прийти к ней (к нему) на день рождения и не придет?

4.Что почувствует кошка, когда за ней погонится собака?

5.Что почувствует собака, когда другая собака утащит у нее кость?    

6.Что почувствует человек, когда увидит на березе груши?

Критерии оценки:

- эмоциональные состояния понимает правильно, объясняет доказательно - 3 балла;

- эмоциональные состояния понимает правильно, но затрудняется объяснить - 2 балла;

- эмоциональные состояния понимает неточно, ориентируясь лишь на знак эмоции (положительная или отрицательная) - 1 балл;

- эмоциональные состояния не понимает или отказывается от выполнения задания - 0 баллов.

Ответы детей вносятся в диагностическую карту оценки понимания эмоциональных состояний людей, составляется сводная таблица распределения детей по уровню понимания эмоциональных состояний людей.  Высокий уровень: от 18 до 13 баллов; средний уровень: от 12 до 6 баллов; низкий уровень: от 5 до 0 баллов.

Баллы, полученные каждым ребенком при выполнении заданий всех серий, суммируются, после чего вычисляется средний балл, на основе которого определяется уровень эмоционального интеллекта. Шкала оценки уровня эмоционального интеллекта: высокий уровень: от 18 до 13 баллов; средний уровень: от 12 до 6 баллов; низкий уровень: от 5 до 0 баллов.


Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

  1. Профессиональный стандарт педагога (учителя, воспитателя), утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н
  2. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013г. №1155

Основная и дополнительная литература

  1. Андреева, И. Н.Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И. Н. Андреева. Новополоцк : ПГУ, 2011. 388 с.
  2. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников// Детский сад: теория и практика. 2014. №4 С.6-17
  3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учеб. пособие. СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2014. 36с.
  4. Буянова А. Ю., Бледнова Е. Ю., Кудрявцева С. Ю., Зимуков Э. М. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2015. №3. С. 59-61. URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/
  5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. ООО Издательство «Детство-пресс», 2016.636с.
  6. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия/ Ред.-сост. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 560с.
  7. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч./Н. С. Ежкова. М.: Гуманитрн. изд. центр Владос, 2012. 127с.
  8. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. Москва: Проспект, 2010. 400с.
  9. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве /авт.-сост. И.П. Равчеева. Волгоград: Учитель, 2015. 41с.
  10. Психология мотиваций и эмоций/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2008. 752с. (Серия: Хрестоматия по психологии)
  11. Шведун А. Ф. Игра как способ развития эмоционального интеллекта (из опыта работы) // Молодой ученый. 2017. №24. С. 391-396. URL https://moluch.ru/archive/158/44643
  12. Шведун А. Ф. Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки» // Молодой ученый. 2017. №23. С. 335-338. URL https://moluch.ru/archive/157/44506/
  13. Этнокультурный компонент в дошкольных образовательных организациях сахалинской области: учебно-методическое пособие. Авт.-сост. И.В. Ашмарова, Е.А. Армадистова, Е.Н. Бурило. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2016. 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством

Ранняя       профессиональная       подготовка ребенка старшего дошкольного  возраста понимается нами как создание условий, способствую...

Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»

В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников "Отличное настроение"

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение»Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольниковТема &laqu...

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в город Настроения» (старший дошкольный возраст)

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в город Настроения» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы де...

Консультация для родителей. "Сказки, как средство развития эмоциональности детей старшего дошкольного возраста"

quot; Сказка дает возможность войти " внутрь жизни", " пережить кусок жизни"- писал Б.М. Теплов. Создается определенное отношение и моральные оценки в процессе этого переживания, ...